ДУРА-ЕВРОПОС

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ДУРА-ЕВРОПОС
эллинистич. г. Европос (около совр. Эс-Салихия на Ср. Евфрате), основан. на месте г. Дура царем Селевком I (ок. 300 до н.э.). Во 2-й пол. 2 в. до н.э. Д.-Е. завоевывает Парфия, а при имп. Траяне в 165 н.э. — Рим. В 256 после войны с Ираном Д.-Е. была разрушена сасанидскими войсками. Д.-Е. имела греко-макед., а также семитич. и иран. население, причем в местном самоуправл. первые занимали привилегир. положение.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Дура-Европос
(греч. Dura-Europos), совр. Калат-эс-Салихия, город на Ср. Евфрате, имевший благоприятное географич. положение на т. н. Парфянской царской дороге — караванном пути из Сирии в Вавилон. Основанный царем Селевком I и засел, македонскими военными колонистами не позднее 312 до н. э., город получил дополнительное сев. — греч. македонское назв. «Европос». В нем сформировалось общество со смешанной грекостровост. культурой. Приблизительно с 100 до н. э. Д. — Е. был под властью Парфянского царства, после парфянского похода Траяна и основания рим. пров. Месопотамия (116) перешел под власть Рима (повторно — после военных акций Луция Вера). После основания в 50-х гг. 3 в. государства Сасанидов Д. — Е. в 242 вошел в его состав. Во время перс, похода (363) Юлиан Отступник нашел здесь только руины города. Раскопки (1928 — 1936) обнаружили очертания города с его прямоугольными жилыми комплексами, укреплениями и культовыми постройками. Из многочисл. произведений стенной живописи особое внимание привлекает роспись синагоги (244 — 245).

Источник: Словарь античности. 1989

ДУРА-ЕВРОПОС
греч. Doura Eyropos) - эллинистич. город Европос (около совр. Эс-Салихия на ср. Евфрате), основанный на месте г. Дура царем Селевком I (ок. 300 до н. э.). Во 2-й пол. 2 в. до н. э. Д.-Е. завоевывает Парфия, а при имп. Траяне в 165 н. э. - Рим. В 256 после войны с Ираном Д.-Е. была разрушена сасанидскими войсками. Д.-Е. имела греко-македонское, а также семитич. и иран. население, причем в местном самоуправлении первые занимали привилегированное положение. Из Д.-Е. дошло много надписей; папирусных и пергаментных док-тов, освещающих социально-экономич. историю города. Д.-Е. являлась крупным центром караванной торговли Сирии с Ираном и кочевых племен с оседлым населением Двуречья, а также важной погран. крепостью. Раскопками 1920-37 (Ф. Кюмон, М. И. Ростовцев) обнаружены многочисл. святилища разноплеменного населения Д.-Е., среди к-рых уникальными (из-за стенных росписей на библейские темы) являются христианская базилика (ок. 232 н. э.) и синагога (ок. 245 н. э.).

Лит.: Ранович А. Б., Эллинизм и его ист. роль, М.-Л., 1950; Шишова И. A., Дура-Европос - крепость Парфянского царства, в сб.: Уч. зап. Ленингр. ун-та, No 192. Сер. ист. наук, в. 21, Л., 1956; Cumont F., Fouilles de Doura-Europos, P., 1926; The excavations at Dura-Europos, t. 1-15, New-Haven, 1929-52.

M. Л. Гельцер. Вильнюс.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Дура-Европос
греч. Dura-Europos)
   город на Среднем Евфрате, основанный в конце IV в. до н.э. Селевком Никатором как военная колония. Стал центром караванных путей, связывающих Римскую империю с Востоком. Неоднократно переходил в руки парфян и Новоперсидского царства Сасанидов. С IV в. н.э. Д.-Е. прекратил свое существование. Раскопки выявили крепостные сооружения, святилища догреч. и греч. населения, синагоги и христианские базилики с росписями на библейские сюжеты.
   Шишова И.А. Дура-Европос - крепость Парфянского царства // Ученые зап. Ленинградского ун-та. № 192. Сер. историч. наук. Вып. 21.1956; Rostovtzeff M. Dura-Europos and its art. Oxf., 1938.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   город в Сев. Месопотамии на р. Евфрат; осн. ок. 300 до н. э., с 165 подчинен Риму. Имел строго геометр, планировку; многие улицы из-за рельефа местности сделаны в виде лестниц. Раскопками (с 1922) открыты крепостные стены времени эллинизма (до 20 м вые.), а также росписи многочисл. храмов и синагоги (244 - 245), отличающиеся иератической неподвижностью и фронтальностью фигур.
   Лит.: Сидорова Н. А., Стародуб Т. X. Города Сирии. М., 1979.
   О.Т.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997