Душа
ДУША
Жизненное существо человека, которое осознается отдельно от тела и духа. Бесплотное тело духа. В этом смысле дух выше души.
Источник: Основы православной культуры. 2011
Душа
понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека; понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие души восходит к анимистическим представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного, покидающей его во время сна или в случае смерти.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
душа
чаще всего означает жизнь, свойства живого создания, как животного, так и человека (см. кровь), но иногда по отношению к человеку означает свойства его бессмертного духа, который нельзя убить (Мф 10.28). Иногда этим словом обозначается свойство характера и состояние духа (Деян 4.32) или просто личность, человек (Иез 27.13; Деян 2.41; От 18.13). (См. человек)
ДУША
древнейшие греч. философские системы не отделяли Д. от материи. Она отожд. с мировой движущей силой (огнем, по Гераклиту и Левкиппу, воздухом, по Анаксимену). Пифагорейцы считали Д. числом и отделяли ее от материи. Согл. Платону, Д. занимает промежуточ. положение между царством идей и низшим миром становления и исчезновения, т.о., ей свойственны как разум, так и страсти. Поскольку Д. частично принадлежит к царству идей, Платон считал, что она существует до рожд. человека и явл. бессмертной. Неоплатоники придерживались того же взгляда на Д. Аристотель, философии к-рого свойственны материалистич. элементы, примыкал в этом вопросе к натурфилософии и считал деятельность Д. связан. с жизн. теплом. По его представлениям, Д. проникает в кровь в образе живител. дуновения. Аристотель считал Д. энтелехией (греч. — завершение) тела; ее специфич. формой явл. разум. Перипатетики развили эти идеи.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Душа
(греч. psyche, pneuma). Древнейшие греч. философские системы не отделяли Д. от материи, жизнь материи обусловливалась наличием в ней Д. (гилозоизм). Сущность человеч. Д. отождествлялась с мировой движущей силой (огнем, по Гераклиту и Левкиппу, воздухом, по Анаксимену). Пифагорейцы считали Д. числом и отделяли ее от материи. Согласно Платону, Д. занимает промежуточное положение между царством идей и низшим миром становления и исчезновения и, т. о., ей свойственны как разум, так и страсти. Поскольку Д. частично принадлежит к царству идей, Платон считал, что она существует до рождения человека и является бессмертной. Неоплатоники придерживались того же взгляда на Д. Аристотель, философии которого свойственны материалистич. элементы, примыкал в этом вопросе к натурфилософии и считал деятельность Д. связанной с жизн. теплом. По его представлениям, Д. проникает в кровь в образе живительного дуновения. Аристотель считал Д. энтелехией (греч. entelecheia — завершение) тела; ее специфич. формой является разум. Перипатетики развили эти идеи.
Источник: Словарь античности. 1989
Душа
евр. нефеш. Душа. Это слово встречается в различных значениях, которые важно отличать друг от друга. 1)Словом душа обозначается физическая жизнь с природными чувствами и побуждениями; так, водные животные в Быт. 1: 20 называются душою живою; также сказано, что Ирод искал души Младенца, т.е. Его жизни (Мат. 2:20). В этом значении о душе говорится, что она нуждается в пище и питье (Лук. 12:19). 2) В высшем значении слово душа обозначает бессмертное в человеке, его вечное существо, которое нельзя убить. О душе в первом значении, как жизни тела, идет речь, когда говорится, что душу можно погубить ( Map. 3:4); о душе в последнем значении, как противоположность телу, Христос говорит, что она не может быть убита (Мат. 10: 28). Оба эти значения соединены там, где говорится о сбережении и потере души (Мат. 10:39; Лук. 9:24; Иоан. 12:25). 3) Далее, нужно заметить значение слова в тех местах, где оно выражает характер сердца, желание, склонность и прочее, как, напр., в Деян. 4:32 «одно сердце и одна душа»; (срав. Фил. 1:27 и проч. 4) Наконец, слово душа обозначает личность, напр., в Лев. 1:2 «Если какая-либо душа захочет принести жертву Господу и т.д. (евр. и также «три тысячи душ» Деян. 2:41); изредка это слово обозначает рабов (Быт. 12:5, евр.; Отк. 18:13). О духе и душе ( I Фес. 5:23; Евр. 4:12; Срав. «Дух 2»).
Душа
в православном представлении нематериальная основа бытия человеческой личности, непосредственно созданная Богом и получившая божественные совершенства: безусловное единство, духовность, разумность, дар слова, свободу, бессмертие, самобытность. Д. человека принципиально отличается от Д. животного, не имеющей по своей природе непосредственного отношения к Богу и соответственно духовных способностей. Православное христианство учит о самоценности каждой человеческой Д. и несравнимости ее с Д. любого другого человека. В комплексе основополагающих представлений христ. антропологии (дух – душа – тело) Д. является началом, органически связанным с телом, проникающим и животворящим телесность. Святитель Григорий Палама указывает, что Д. содержит тело, с которым она создана, и находится не в какомлибо месте тела, а повсюду в нем, не как охваченная им, а как содержащая, охватывающая и животворящая его. Д. способна воспринимать различные духовные энергии извне, развиваться под их влиянием к добру или ко злу. На то, что Д. человека, говоря современным языком, – «открытая система», указывают все учители Церкви. Они наставляют, что во внутреннем мире человеческой личности действуют светлые и темные духовные силы, энергии Божией благодати и внушения злых демонов. Признаком благодатных энергий является умиротворенность, ясность, чистота, умиление, покой и душевная гармония. Признаки демонических внушений – смутность, путаность, страстность, внутренняя неустойчивость, уныние. Между импульсами благодати и влияниями темных духов колеблется человеческое естество, воля и мысль человеческой личности. Православие подчеркивает необходимость для всякого христианина постоянной духовной брани и внутреннего устремления проникнуться благодатными дарами Духа Святого на пути молитвенного подвига, нравственного служения ближним, участия в мистической жизни Церкви. Именно через очищение, просвещение и благодатное одухотворение своей Д. человеческая личность способна стать духовным существом, победить животные инстинкты, бесовские побуждения и достигнуть преображения телесной природы.
Источник: Краткий православный словарь.