Дварионас, Балис Доминико

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Дварионас, Балис Доминико

род. 6 (19) июня 1904 в Либаве, ум. 23 авг. 1972 в Вильнюсе. Композитор. Нар. арт. СССР (1954). В 1924 окончил Лейпцигскую конс. по кл. ф-п. Р. Тейхмюллера и по кл. композиции С. Крэля и З. Карг-Эллерта, в 1939 (экстерном) по дирижированию у Г. Абендрота. С 1926 преподаватель ф-п. Каунасского муз. училища, с 1933—Каунасской, с 1949—Литов. конс. в Вильнюсе (с 1947 проф.). Как пианист выступал в Литве и за границей. В 1935—1938 гл. дирижер симф. орк. Литов. радио в Каунасе, в 1940—1941 и 1958—1961 гл. дирижер симф. орк. Литов. филармонии. Гос. премии СССР (1949, 1952). Гос. премия ЛитССР (1960).


Соч.: опера — Даля (Вильнюс, 1959); балет — Сватовство (Каунас, 1933); кантата — Привет Москве (для солиста, смеш. хора и орк., сл. Т. Тильвитиса, 1953); увертюра Аушра (1967); для орк. — симфония (1947), сюита для детей (1954), Концертная увертюра (1946); концерты с орк. — 2 для ф-п. (1960, 1962), для скр. (1948); для дух. орк. — 3 марша (1951); для ф.-п. — Зимняя сюита (1925), 15 дет. пьес (1951), 24 пьесы, Альбом для юношества (1966); для скр. и ф-п. — Элегическая пьеса (1946); для фагота с ф-п. — Тема с вариациями (1946); песни хоровые — Сестра голубая Вилия (сл. С. Нерис, 1946) и др.; песни сольные — Звездочка (сл. А. Степониса, 1944), Колыбельная (сл. Э. Межелайтиса, 1948); музыка к спектаклям и фильмам (в т. ч. "Советская Литва", 1951); обр. — 2 литов. нар. песни для голоса с ф-п. (1934).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ДВАРИОНАС Балис Доминико
(19 VI 1904, Либава, ныне Лиепая - 23 VIII 1972, Вильнюс)
Б. Дварионас - художник многогранного дарования, композитор, пианист, дирижер, педагог - сыграл значительную роль в развитии музыкальной культуры Литвы. Его творчество неразрывно связано с литовской народной музыкой. Именно она обусловила мелодичность музыкального языка Дварионаса, основанного на интонациях народных песен; простоту и ясность формы, гармонического мышления; рапсодичность, импровизационность изложения. Композиторское творчество Дварионаса органично сочеталось с его исполнительской деятельностью. В 1924 г. он окончил Лейпцигскую консерваторию по классу фортепиано у Р. Тайхмюллера, затем совершенствовался у Э. Петри. Со студенческих лет выступал как концертирующий пианист, гастролировал во Франции, Венгрии, Германии, Швейцарии, Швеции.
Дварионас воспитал целую плеяду исполнителей - с 1926 г. он вел класс фортепиано в Каунасском музыкальном училище, с 1933 - в Каунасской консерватории. С 1949 г. до конца своей жизни был профессором Литовской государственной консерватории. Дварионас занимался также дирижированием. Уже будучи зрелым дирижером, он экстерном сдает экзамены у Г. Абендрота в Лейпциге (1939). Дирижер Н. Малько, гастролировавший в Каунасе в начале 30-х гг., сказал о Дварионасе: «Это дирижер с врожденными способностями, чуткий музыкант, сознающий, что нужно и что можно потребовать от порученного ему оркестра». Трудно переоценить значение Дварионаса в деле пропаганды национальной профессиональной музыки: одним из первых литовских дирижеров он поставил перед собой цель исполнять произведения литовских композиторов не только в Литве, но и по всей стране и за рубежом. Он первым дирижировал симфонической поэмой М. К. Чюрлениса «Море», включал в программы своих концертов сочинения Ю. Груодиса, Ю. Карнавичюса, Ю. Таллат-Кялпши, А. Рачюнаса и др. Дварионас исполнял также произведения русских, советских и зарубежных композиторов. В 1936 г. в буржуазной Литве под его управлением прозвучала Первая симфония Д. Шостаковича. В 1940 г. Дварионас организовал и возглавил Вильнюсский городской симфонический оркестр, в 40-50-х гг. он являлся главным дирижером оркестра Литовской филармонии, главным дирижером республиканских Праздников песни. «Песня вызывает у людей радость. Радость же: рождает силы к жизни, к созидательному труду», - писал Дварионас после Вильнюсского городского праздника песни в 1959 г. Дварионас-дирижер общался с крупнейшими музыкантами нашего столетия: С. Прокофьевым, И. Гофманом, А. Рубинштейном, Э. Петри, Э. Гилельсом, Г. Нейгаузом.
Первым масштабным сочинением композитора стал балет «Сватовство» (1931). Вместе с Ю. Груодисом - автором балета «Юрате и Каститис» - и В. Бацявичюсом, написавшим балет «В вихре танца», Дварионас находился у истоков этого жанра в литовской музыке. Следующей значительной вехой стала «Праздничная увертюра» (1946), известная также под названием «У янтарного берега». В этой оркестровой картине драматически порывистые, стремительные темы рапсодически чередуются с лирическими, основанными на фольклорных интонациях.
К 30-летию Великого Октября Дварионас пишет Симфонию ми минор - первую литовскую симфонию. Ее содержание определяет эпиграф: «Склоняюсь перед родной землей». Это симфоническое полотно пронизано любовью к родной природе, к своему народу. Почти все темы Симфонии интонационно близки песенно-танцевальному литовскому фольклору.
Год спустя появляется одно из лучших сочинений Дварионаса - Концерт для скрипки с оркестром (1948), ставший значительным достижением национального музыкального искусства. С этим произведением связан выход литовской профессиональной музыки на всесоюзную и международную арену. Насыщая ткань Концерта народно-песенными интонациями, композитор воплощает в нем традиции лирико-романтического концерта XIX в. Сочинение покоряет мелодизмом, щедростью калейдоскопически меняющегося тематического материала. Партитура Концерта ясна и прозрачна. Дварионас использует здесь народные песни «Осенним утром» и «Пива, пива» (вторую записал сам композитор).
В 1950 г. Дварионас совместно с композитором И. Швядасом пишет Государственный гимн Литовской ССР на слова А. Венцловы. Жанр инструментального концерта представлен в творчестве Дварионаса еще тремя произведениями. Это 2 концерта для его любимого инструмента фортепиано (1960, 1962) и Концерт для валторны с оркестром (1963). Первый фортепианный концерт - глубоко эмоциональное сочинение, посвященное 20-летию Советской Литвы. Оригинален тематический материал концерта, 4 части которого при всей их контрастности объединены родственными темами, основанными на фольклорном материале. Так, в 1 части и в финале звучит видоизмененный мотив литовской народной песни «Ой, горит огонек». Красочная оркестровка сочинения оттеняет партию солирующего фортепиано. Изобретательны тембровые сочетания, так, в медленной 3 части концерта фортепиано контрапунктически звучит в дуэте с валторной. Композитор использует в концерте свой излюбленный прием изложения - рапсодичность, особенно отчетливо проявляющуюся в развитии тем 1 части. В сочинении много эпизодов жанрово-танцевального характера, напоминающих народные сутартинес.
Второй фортепианный концерт написан для солиста и камерного оркестра, он посвящен молодежи, которой принадлежит будущее. В 1954 г. на Декаде литовской литературы и искусства в Москве прозвучала кантата Дварионаса «Привет Москве» (на ст. Т. Тильвитиса) для баритона, смешанного хора и оркестра. Это сочинение стало своего рода подготовкой к единственной опере Дварионаса - «Даля» (1958), написанной на сюжет драмы Б. Сруоги «Доля предрассветная» (либр. И. Мацкониса). В основе оперы сюжет из истории литовского народа - жестоко подавленное восстание жемайтийских крестьян в 1769 г. Главная героиня этого исторического полотна - Даля Радаилайте - погибает, предпочтя смерть рабству.
«Когда слушаешь музыку Дварионаса, ощущаешь удивительное проникновение композитора в душу своего народа, природы своей земли, ее истории, ее нынешних дней. Словно сердце родной Литвы высказало все самое значительное и сокровенное через музыку своего талантливейшего композитора... В литовской музыке Дварионас по праву занимает свое особое, значительное место. Его творчество - это не только золотой фонд искусства республики. Оно украшает всю многонациональную советскую музыкальную культуру». (Е. Светланов). /Н. Алексенко/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.