, Жан (Dubuffet, Jean) 1901, Гавр — 1985, Париж. Французский живописец. Обучался живописи в Академии художеств Гавра (1916—1917) и в Академии Жюлиана в Париже (1918). Одновременно увлекался литературой, музыкой, философией, изучением языков, палеографии, этнологии. В 1919—1920 посетил Алжир (в дальнейшем возвращался в эту страну неоднократно). В 1924, отказавшись от карьеры художника, занялся коммерцией и уехал в Буэнос-Айрес. В 1933—1937 вновь обратился к искусству: писал портреты, изготовлял маски и куклы-марионетки, а также изучал египетскую иероглифику, китайские идеограммы, римскую каллиграфию. В 1942 решил окончательно посвятить себя художественному творчеству. Работая большими сериями (Метро, 1943; Марионетки города и деревни, 1943—1944; Возвышающиеся пасты, 1945), Дюбюффе постоянно экспериментировал, открывал новые живописные техники. В результате многослойного наложения пастозных красок возникали пористые, изрытые, рельефоподобные фактуры. Красочная масса с примесями песка, пыли, гравия, ракушек, смазочного масла образует вмятины, складки, разрывы, имитируя волнующиеся поверхности неживой природы: вздутия и оседания почвы, илистые или песчаные наплывы, застывшие потоки лавы, растрескавшиеся, выщербленные ветром каменистые ландшафты (серии Винные пейзажи, 1944; Феерические пейзажи, 1946—1947). Прообразы своей живописи Дюбюффе искал в пустынных пространствах заброшенных полей, карьеров, оврагов. В 1947—1949 совершил путешествие по Сахаре, где также находил новые красители и материалы. Источником вдохновения ему служили "однородные пространства, без осей и границ, такие, как море, снежные наносы, пустыни и степи". Дюбюффе считал, что спонтанное формосозидание природы находит себе продолжение в человеческом творчестве, однако не в профессиональном искусстве, а в искусстве примитивном, "грубом" ("brut"). Изначальный творческий порыв осуществляется в обход культуры, прорываясь в инстинктивных рисунках детей, душевнобольных, маргиналов — аутсайдеров современного общества. Художник утверждал, что современная культура, репрессивная по своей сути, душит ростки естественного творчества, непосредственных проявлений человеческой натуры (теоретические эссе Преимущества грубого искусства перед искусствами культурными, 1949; Удушающая культура, 1968). Дюбюффе положил начало изучению и коллекционированию "грубого искусства" (граффити, росписи, вышивки, мелкая пластика). Расценивая собственное творчество как осознанное проявление "ар брют", он широко использовал типичные для него материалы — асфальт, уголь, песок, шлак и т. п., стремясь к исчерпывающей разработке их пластических возможностей. В портретных сериях Они красивее, чем полагают (1946— 1947), Дамские тела (1950—1951) врезанные в красочную массу брутальные царапины, имитирующие настенные каракули, вычерчивают карикатурные, агрессивные фигуры, словно бросающие вызов всем эстетическим нормам и общественным запретам. Растертый, размятый красочный слой серии Грунты и земли. Мысленные пейзажи (1951—1952) уподобляется высохшей, бесплодной почве, покрытой рытвинами и комьями. Рудиментарные знаки Взбитых паст (1953) подобны случайно впечатавшимся следам человеческого присутствия. Текстурологии (1957—1959) вызывают в памяти старые, облупившиеся стены, ветхие древесные панели, испещренные трещинами геологические пласты. Цикл Материологий (1959—1960) обыгрывает фактурные и пластические качества мятой фольги и бумаги, тканей, полистирола, смолы, крошева слюды, высохших растений (Кожаное море, 1959; Месса земли, 1959—1960, обе — Париж, Нац. музей современного искусства). С 1955 Дюбюффе жил в Вансе. Большой цикл Урлуп (1962—1974) свидетельствует об изменении творческих ориентаций художника. Изгибающиеся линии членят поверхность картины на множество мелких ячеек — синих, белых, красных или заштрихованных тонкими полосами. Эта мозаичная структура зрительно подвижна, ее элементы смыкаются в быстро исчезающие, гротескные фигуры. Картины этой серии, внешне сходные с топологической головоломкой, затягивают глаз в зрительный лабиринт, в котором блуждают призрачные, ирреальные образы-фантомы (Ушедшие и пришедшие, 1965, Париж, галерея Ж. Бюше; Угощение, 1964, Даллас, Художественный музей). Эту систему, стимулирующую поисковую активность зрительного восприятия, Дюбюффе использовал и в последующих сериях Театры памяти (1975—1978), Психоландшафты (1981—1982), Прицелы (1983), а также в архитектурных проектах и в скульптуре. Покрывая объемные фигуры цветными меандрами, художник создал своеобразную трехмерную живопись, развивающуюся в пространстве (Персонаж, 1973, Париж, галерея Д. Жервис). Дюбюффе много занимался искусством книги, создав такую ее разновидность, в которой рисунок, текст, каллиграфия составляют непрерывное целое.
Лит.: Dubuffet J. Prospectus et tous ecrits suivants. Paris, 1967; Dubuffet J. Asphyxiante culture. Paris, 1986; Dubuffet J. Batons rompus. Paris, 1986; Picon G. Le travail de Jean Dubuffet. Geneve, 1973; Franzke A. Jean Dubuffet. Basel, 1976; Thevoz M. Dubuffet. Geneve, 1986.
В. Крючкова