, Рауль (Dufy, Raoul) 1877, Гавр — 1953, Форкалькье, Прованс. Французский живописец, график, мастер прикладного искусства. Учился в художественной школе Гавра (1892—1897) и в Школе изящных искусств в Париже у Л. Бонна (1900—1904). Ранние работы отмечены влиянием импрессионизма и постимпрессионизма (Сумерки в гаврском порту, 1904, Авиньон, Музей Кальве). Под воздействием глубокого впечатления от живописи Матисса примкнул к группировке фовистов, участвовал в Осеннем салоне 1906 вместе с художниками этого направления. В работах фовистского периода впечатления от натуры передаются обобщенными формами и сгустками форсированного цвета. Специфическая особенность фовизма Дюфи — интерес к декоративным качествам цветовых плоскостей, наполняющих городскую среду, — рекламных щитов, афиш, флагов (Афиши в Трувилле, 1906; 14 июля в Гавре. Улицы, украшенные флагами, 1906, обе — Париж, Нац. музей современного искусства). С 1906 художник работал в гравюре, книжной иллюстрации (серия ксилографий, иллюстрирующих книгу Г. Аполлинера Бестиарий, или Кортеж Орфея, 1910), а с 1910 занялся декорированием тканей по заказам модного дома П. Пуаре. В живописных полотнах 1910-х доминируют флоральные мотивы и ритмы переплетающихся арабесок (Дом с садом, 1915, Париж, Нац. музей современного искусства). В дальнейшем работы Дюфи в области росписи тканей, шпалеры, керамики, печатной графики принесли ему славу выдающегося мастера декоративно-прикладного искусства. С начала 1920-х Дюфи работал преимущественно на юге Франции, в курортных местах Лазурного берега. Путешествовал по Сицилии, был во Флоренции и Риме, в Марокко. К середине 1920-х сложился живописный метод Дюфи, определился его тематический репертуар. Он предпочитал сюжеты, в которых раскрывалась радостная, праздничная сторона жизни — воскресные гулянья, пляжи, регаты, конные скачки, концерты и светские приемы. Высокая линия горизонта нередко уходит за верхний край холста, благодаря чему пространственные отношения редуцируются, приводятся к плоскости. Картинное поле делится на отдельные цветовые зоны, образующие мажорные созвучия бирюзовых, изумрудных, сиреневых, розовых, оранжевых тонов. Поверх этих цветных плоскостей накладывается ажурный рисунок. Деревья, постройки, парусники, фигурки людей парят в прозрачной спектральной среде. Легкая лазурь определяет тональность многих полотен (Купальщицы в открытом море, 1925—1927; Морской праздник в Гавре, 1925, обе — Париж, Гор. музей современного искусства; Казино в Ницце, 1927, Женева, частное собрание; Мастерская в Гавре, 1929, Париж, частное собрание; Решетка, 1930, Нью-Йорк, частное собрание). Разделение цвета и рисунка — специфическая особенность метода Дюфи. Изобразительный мотив возникает в процессе стремительной скорописи, включающей в себя сокращенные знаки, сходные с условными графемами детского рисунка: спирали, параллельные и пучкообразные штрихи, запятые, "галочки", рокайльные завитки и росчерки (Скачки в Эпсоне, ок. 1935, Париж, Гор. музей современного искусства). Для Всемирной выставки 1937 Дюфи выполнил крупномасштабное (600 м2) аллегорическое панно Фея электричества, в котором соединяются темы природы и истории, мифологии и реальности, архитектурные мотивы и портреты ученых (ныне — Париж, Гор. музей современного искусства). В поздний период творчества (с кон. 1930-х) художник, страдавший полиартритом, ограничил круг своих тем, сосредоточившись преимущественно на натюрмортах и интерьерах. К этому времени относятся лаконичные и изысканные работы, посвященные музыке, — серия Скрипки и "оммажи" (посвящения) Шопену, Баху, Моцарту, Дебюсси (Красная скрипка, 1948, Париж, частное собрание; В честь Клода Дебюсси, 1952, Гавр, Музей искусств).
Лит.: Костеневич А. Рауль Дюфи. Л., 1977; Courthion P. Raoul Dufy. Geneve, 1951; Lassaigne J. Dufy. Geneve, 1954.
В. Крючкова
0.00 байт