Дьюи Джон

Найдено 1 определение
Дьюи Джон
(Dewey John), 20.10.1859-2.04.1952 философ и педагог, один из ведущ. представителей прагматизма. В 1879 окончил Вермонт. ун-т, в 1884 -Джонса Хопкинса университет. Проф. философии Мичиган. ун-та (1884-88, 1890-94), ун-та Миннесоты (1889) и Чикагского университета (1894-1904), в 1904-30 проф. Колумбийского университета. Создал нов. версию прагматизма, т. н. инструментализм. Познание трактуется им в духе бихевиоризма как сложная форма поведения, истина определяется как практич. эффективность, полезность. Д. интересовали не столько условия успеха отд. индивидуума, сколько «коллективный интерес», «коллективная польза», соц. реформы и перспективы полит. демократии. Мораль, как и наука, в понимании Д., отвергавш. существование неизменных этич. норм, является лишь техн. средством соц. маневрирования. Отвергая традиц. религию, ставил на ее место социально-полезную гуманистич. идеологию. Д. был влият. идеологом бурж. либерализма и реформизма, выступал против фашизма, а в 1937-38 против показат. процессов в СССР. В педагогике критиковал абстракт, схоластику традиц. школ. системы, внедрял программу приближения школы к жизни, в к-рой большое место уделял личности ребенка, играм, труду. Оказал большое влияние на амер. философию, педагогику, психологию, право, обществ. мысль. В России изданы его труды: «Введение в философию воспитания» (1921), «Психология и педагогика мышления» (1919), «Школа и ребенок» (1907), «Школа и общество» (1925).

Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.