ДЮМА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДЮМА
Dumas), Рене Франсуа (1757 - 28.VII.1794) - политич. деятель франц. бурж. революции кон. 18 в.; по профессии адвокат. До лета 1792 участвовал в революц. движении у себя на родине в Лонле-Сонье (деп. Юра). После 10 авг. 1792 перебрался в Париж, где вступил в Якобинский клуб и сблизился с М. Робеспьером. 26 сент. 1793 был назначен вице-пред., а с 7 апр. 1794 - пред. парижского революц. трибунала. Во время термидорианского переворота (27 июля 1794) был арестован контрреволюционерами и казнен.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ДЮМА
Dumas) Александр – сын (1824, Париж – 1895, Марли-ле-Руа, департамент Сена и Уаза), французский писатель, сын А. Дюма.
Начал свой путь в литературе с сочинения стихотворений, публиковал их в журнале «Кроник», но первый поэтический сборник «Грехи молодости» (1845) не принес автору успеха. Большую популярность снискали исторические романы-фельетоны Дюма-сына – «Тристан Рыжеволосый» (1849), «Генрих Наваррский» (1850), «Две Фронды» (1851). Однако более всего писатель преуспел в жанре нравоописательных и нравоучительных романов и драм о современности: романы «Диана де Лис» (1851), «Дама в жемчугах» (1854), «Дело Клемансо. Воспоминания осужденного» (1866); драмы «Полусвет» (1855), «Денежный вопрос» (1857), «Побочный сын» (1858), «Чудесный отец» (1859), «Жена Клода» (1873) и др. Сочетание жизненных деталей с увлекательной интригой, сентиментальности с морализаторством отвечало вкусам читательской публики этой эпохи. К тому же Дюма-сын затрагивал в романах и драмах насущные проблемы общественной морали – семейных отношений, развода, супружеской измены, отцовства, нравов «полусвета». Его даже называют создателем жанра «проблемной пьесы». В 1874 г. Дюма-сын был избран членом Французской академии. Особенно большой успех выпал на долю романа и драмы на один сюжет и под одним названием – «Дама с камелиями» (роман – 1848, драма – 1852). На основе этих произведений Дж. Верди сочинил знаменитую оперу «Травиата» (1853). Сочинения Дюма-сына пользовались популярностью и в России, переводились на русский язык («Дама с камелиями» – 1892), ставились на сцене.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ДЮМА
Dumas) Александр – отец (1802, Виллер-Котре, департамент Эн – 1870, Пюи, департамент Нижняя Сена), французский романист, драматург-романтик, член литературного кружка «Сенакль» журналист, основатель журнала «Ежемесячное обозрение» (1848), «Мушкетер» и «Монте-Кристо» (1853).
В 1830-е гг. Дюма прославился как писатель-новатор, один из первых драматургов-романтиков: его пьесы с большим успехом ставили на сценах театров Франции и России («Генрих III и его двор», 1829; «Нельская башня», 1832; и др.). В это время у Дюма возникает грандиозный замысел создать целую эпопею, охватывающую историю Франции 15–19 вв. Уже в 1835 г. был написан роман «Изабелла Баварская» на основе исторических событий Франции 15 в. В 1836 г. Дюма начинает печататься в парижских газетах «Сьекль» и «Ла пресс» (в 1838 г. в «Сьекль» был опубликован его роман «Капитан Поль», принесший изданию 5000 новых читателей). В последующие годы большинство сочинений Дюма, прежде чем выйти отдельным изданием, публиковались по главам в этих газетах. Дюма критически воспринял художественные принципы В. Скотта, предлагая свой метод написания исторического романа: «…следует ли начинать роман с интересного или начинать его со скучного, начинать с действия или начинать с приготовлений, говорить о персонажах после того, как их показываешь, или показывать их после того, как рассказал о них?» Дюма отдавал предпочтение динамичному действию, завораживающему своей тайной, поразительным приключением, замысловатой интригой и неожиданным поворотом сюжета. Самыми плодотворными для писателя становятся 1840-е гг., когда появляются его наиболее известные романы «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго» и др. Начав с 15 в. («Изабелла Баварская»), Дюма затем переносит время действия своих романов в 16 в., создавая цикл произведений, посвященных кровопролитным событиям Франции этого столетия (его прологом стала романтическая драма «Генрих III и его двор»). Эпохе позднего Возрождения посвящены романы «Асканио» (1843), «Королева Марго» (1845), «Две Дианы» (1846), «Графиня де Монсоро» (1846), «Сорок пять» (1848). Важной заслугой Дюма стало обращение к теме Великой Французской революции, которой посвящена целая серия романов, связанных единым сюжетным замыслом («Жозеф Бальзамо», «Ожерелье королевы», «Анж Питу», «Кавалер Красного замка» и «Графиня Шарни»), – романтическая авантюра развивается на фоне реальных событий, а главные ее участники – исторические персонажи (Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Марат, Ж.-Ж. Руссо, Мирабо и др.). В 1858 г. Дюма совершил путешествие в Россию (Петербург, Москва, Нижний Новгород, Астрахань, Кизляр, Баку), откуда привез обширнейший материал, послуживший основой его романов о России («Впечатление путешественника по России», «Кавказ», «Письма из Петербурга» и др.). Интерес к истории этой страны у Дюма проявляется уже в 1830-е гг., а в 1840 г. был опубл. первый в зарубежной литературе роман о восстании декабристов («Учитель фехтования»). Творчество Дюма было высоко оценено не только во Франции (В. Гюго, Г. Флобер, Жорж Санд, Мишле), но и в России (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов). Дюма ввел в мировой литературный фонд огромное количество исторического материала, способствовал возрастанию интереса к событиям истории многих стран Европы (Франции, России, Италии, Пруссии) («Гарибальдийцы», «Луиза Сан-Феличе», «Прусский террор»). В письмах к Дюма Г. Гейне писал: «Расточайте себе самые гиперболические хвалы… вы не возвеличите себя настолько, насколько вы того заслужили вашими чудесными книгами».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
0.00 байт

Забытая статья Н. Ф. Павлова «Вотяки и Дюма»

Тронин Аркадий Андреевич
Читать PDF
0.00 байт

"ДАМА С КАМЕЛИЯМИ" ДЖ. НОЙМАЙЕРА: ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РОМАНА А. ДЮМА

Хохлова Дарья Евгеньевна
Статья посвящена анализу хореографических интерпретаций литературных сюжетов в балетах Джона Ноймайера. Автором выявляются особенности жанра многоактного сюжетного балета в творчестве хореографа.
Читать PDF
0.00 байт

«Правдивость» Астольфа де Кюстина и «Развесистая клюква» Александра Дюма: Градостроительный аспект д

Моисеенко Владимир Алексеевич
В статье впервые проводится сравнительное сопоставление описаний Астольфом де Кюстином и Александром Дюма-отцом градостроительных реалий Санкт-Петербурга.
Читать PDF
0.00 байт

Исторический роман как жанр популярной беллетристики: трилогия о мушкетерах А. Дюма

Макарова Полина Александровна
Статья посвящена трилогии о мушкетерах А. Дюма как образцу зрелого исторического романа эпохи романтизма.
Читать PDF
0.00 байт

Александр Дюма

И.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Маркеры времени в романах А. Дюма «Королева Марго», «Графиня Монсоро», «Сорок пять»

Вышкин Александр Львович
Статья посвящена сопоставительному анализу маркеров времени в романах А. Дюма «Королева Марго», «Графиня Монсоро», «Сорок пять».
Читать PDF
0.00 байт

Образы калмыков в произведениях А. Дюма и О. Бальзака

Сорокина Галина Алексеевна
Автор статьи предпринял попытку анализа образов калмыков, представленных писателями А. Дюма и О. Бальзаком. Первая встреча столь далеких культур, как французская и калмыцкая, произошла во время наполеоновских войн: в 1814 г.
Читать PDF
0.00 байт

Русская литература в путевых записках А. Дюма «Путевые впечатления. В России»

Ощепков А.Р.
В статье на материале путевых записок А.
Читать PDF
0.00 байт

«Дама с камелиями» Александра Дюма-сына и творчество Достоевского (от круга чтения к стратегиям пись

Кибальник С.А.
В статье исследуются интертекстуальные связи произведений Достоевского с западноевропейской литературой на уровне характерологии и сюжетообразования, выявляется специфика интертекстуальности писателя.
Читать PDF
0.00 байт

Два д'Артаньяна: Дюма и куртиль де Сандра

Алташина В.Д.
Читать PDF
0.00 байт

«Метод Дюма» в художественном, мифологическом и научном творчестве

Игнатьев В. А.

Похожие термины:

  • Александр Дюма

    1802–1870) Кто-то подсчитал, что в общей сложности Александр Дюма написал около шестисот томов — столько, сколько нормальному человеку не под силу прочесть за всю жизнь. Говорили, что обеспечив своем
  • АЛЕКСАНДР ДЮМА-ОТЕЦ

    1802—1870) Французский писатель. Автор многочисленных исторических авантюрных романов. Наиболее известны: «Три мушкетера» (1844), «Двадцать лет спустя» (1845), «Виконт де Бражелон» (1848—1850), «Королева Марг