Дюпре, Джованни

Найдено 1 определение
Дюпре, Джованни
Dupre, Giovanni) 1817, Сиена — 1882, Флоренция. Итальянский скульптор, последователь Лоренцо Бартолини. Воплотил в своих произведениях идеалы пуризма. Окончил Академию художеств Сиены, затем работал во Флоренции, в мастерской скульптора Л. Маджи. В 1840-е начал самостоятельную деятельность. Его ранние произведения Каин (1840) и Умирающий Авель (1842, оба — Флоренция, галерея Питти) стали объектами внимания критики. Как и произведения других мастеров пуризма, они не всегда вызывали похвалу со стороны академических кругов. Обе скульптуры были созданы на сюжет лирической драмы Байрона Каин, написанной поэтом в Равенне и связанной с его итальянскими впечатлениями. Романтическая тема душевных мучений героев, покаяния привлекла внимание Дюпре. Однако же при всем драматизме сюжета, который присутствует у Байрона в описаниях поступков и переживаний персонажей, скульптору удалось избежать в трактовке образов театрализованных эффектов и сентиментальности. Каин, не пожелавший страдать за грех, "совершенный не сынами Адама", восставший против Бога и рабской покорности близких, убивший любимца Бога и родителей — Авеля, изображен простершим окровавленные руки. Его лицо, выражающее раскаяние и душевные мучения, не напоминает, однако, трагическую маску, как в работах скульпторов-академистов, и всегда диссонирующую с пластически вяло решенной фигурой. Крепкая конструкция тела Каина, его поза, драматический жест подчинены внутренней динамике образа. Состояние аффекта выражено без преувеличенной экспрессии, а скульптор передает глубокое человеческое чувство. В фигуре распростертого у жертвенника Авеля также доминирует концентрированное, а не экстатическое выражение чувств. Покоем, умиротворенностью, обращенностью в прошлое образ Авеля напоминает тосканские ренессансные надгробия. Следование национальной пластической традиции было важнейшим фактором творчества Дюпре как пуриста. Это проявилось и в еще одной принесшей ему известность работе — рельефе Суд Савонаролы (1840-е) для собора Сан Марко во Флоренции. Эпизод из жизни монаха Савонаролы, чьи крамольные речи собирался слушать весь город, представлен как многофигурная сцена. Он решен в технике низкого, сплющенного (rilievo schiacciato) рельефа, в котором работал Донателло. Искусство этого мастера было образцом совершенства для Л. Бартолини и его ученика Дж. Дюпре. Свободе и выразительности пластической группировки многочисленных фигур в пространстве, определенности линий контура, четкости и, одновременно, живописности в передаче глубины планов Дюпре учился у Донателло. Скульптор не драматизирует изображаемую сцену проповеди Савонаролы, а стремится средствами пластики передать внутренние переживания персонажей. Дюпре снискал большую известность и своими статуями Джотто (1845) и св. Антония (1852) на портике галереи Уффици. Влияние тосканской ренессансной пластики проявилось в статуе Религии (1850-е) для надгробия св. Франциска Ассизского в сиенском соборе. В 1872 им был исполнен памятник К. Б. Кавуру в Турине, установленный на площади Карла Эммануила II. Образ министра Пьемонтского правительства в годы Рисорджименто, лидера либеральной буржуазии, которая предала интересы народа в ходе национально-освободительной борьбы, решен в традиции веристской итальянской пластики 1870-х. Более отвлеченно трактованы аллегорические фигуры Независимости, Дипломатии, Права и Долга, рельефы с изображением эпизодов из его деятельности на посту министра. Дюпре был участником международных выставок в Париже и Вене, его произведения были известны в Европе, как, например, статуя Покинутая Сафо (1857, Флоренция, галерея Питти), о которой много писала критика. Она была выполнена, в отличие от других работ скульптора, в русле салонных вкусов. Образ греческой поэтессы привлекал внимание живописцев и скульпторов эпохи романтизма. Книга ломбардского романтика Алессандро Верри Приключения Сафо, поэтессы Митиленской была популярна в Италии с конца XVIII в. Однако романтический сюжет трактован Дюпре отвлеченно: фигура отвергнутой юношей Фаоном поэтессы выглядит расслабленной и статичной, решенной в духе чувствительных и лишенных индивидуальности произведений мастеров европейского академизма. Творчество Джованни Дюпре отразило многие характерные тенденции пластики пуристов. В лучших своих работах, опираясь на образцы ренессансного искусства, он пролагал пути формирования новой веристской образности, оказав влияние на творчество скульпторов-веристов (В. Вела и др.). С другой стороны, как и другие пуристы, он порой оказывался в плену уступок академизму. Дюпре явился одним из наиболее талантливых последователей Лоренцо Бартолини, о котором рассказал в своем автобиографическом труде Pensieri sull’arte e ricordi autobiografici (Firenze, 1894).
Лит.: Del Bravo C. Il bozzetto dell’"Abele" di G. Dupre // Paragone. 1972. Anno XXIII. № 271. P. 69—78; Janson H. W. Nineteenth Century Sculpture. New York, 1985.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006