Дюр Мария Дмитриевна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Дюр Мария Дмитриевна

Дюр, Мария Дмитриевна, урожденная Новицкая - драматическая артистка (1815 - 68). Поступив в петербургское театральное училище, готовилась для балетной труппы. В 1834 г. Дюр с необыкновенным успехом, затмив балетную артистку Телешову , исполнила роль немой Фенеллы (""Немая из Портичи"" Обера), поразив всех своей мимикой, красотой и женственностью. После этого она выступала в балетах: ""Нина"", ""Дезертир"", ""Дон-Жуан"", ""Венгерская хижина"" и др. По выходе замуж за Н.О. Дюр , она стала реже появляться в первых ролях, перейдя на роли матерей и продолжая восхищать своей русской пляской. После смерти мужа покинула балет и перешла в драму, подготовившись у А.М. Колосовой и В.А. Каратыгина . В 1840 г. выступила в роли озеровской Антигоны. В драме Дюр не выдвинулась в первый ряд и в 1854 г. оставила сцену.

Источник: Биографический словарь. 2008

Дюр, Мария Дмитриевна

(урожденная Новицкая) — известная актриса, родилась в 1815 году, умерла в 1868 году. Д. воспитывалась в театральном училище и была замужем за знаменитым H. О. Дюром. Она отличалась красотою и сначала была танцовщицей, прославившись, между прочим, исполнением роли Фенеллы (в опере "Немая из Портичи"). Впоследствии, по смерти мужа, она перешла на драматическую сцену. Своим драматическим воспитанием Д. обязана A. M. Каратыгиной, которая в это время уже собиралась покинуть сцену и в лице Д. готовила себе заместительницу. В июле 1840 года состоялся первый дебют Д. на драматической сцене в роли Антигоны в "Эдипе в Афинах" Озерова. Благодаря серьезной подготовке у такой опытной руководительницы, какою была А. М. Каратыгина, Д., при природном драматическом таланте, с первого же дебюта выказала уменье держаться на сцене и проникать в дух роли и имела шумный успех, которым пользовалась до конца своей сценической деятельности, всегда оставаясь любимицей публики. Она заняла амплуа первой драматической любовницы, и к ней перешли роли: Эсмеральды, Гризельды, Луизы в "Кoварстве и любви", Каролины в "Отцовском проклятии" и другие, менее значительные. Д. никогда не брала на себя классических драматических ролей, а исключительно бытовые, выступая не только в драмах, но и в "высоких" комедиях. Особенным успехом пользовалась она в ролях: Гризельды, Эсмеральды, Луизы и Славской в пьесе ("В людях ангел — не жена, дома с мужем — сатана"). Около середины шестидесятых годов Д. вышла в отставку и, несмотря на цветущее здоровье, вскоре умерла: осматривая однажды постройку своего дома в Екатерингофе, она оступилась и сломала себе ногу, что повлекло за собою быструю смерть. Как актриса, Д. отличалась отсутствием излишней гордости и притязательности, как человек — добрым характером и сердечностью в отношении ко всем, сталкивавшимся с нею в жизни.


А. И. Вольф: "Хроника петербургских театров". — Г. М. Максимов: "Свет и тени петербургской драматической труппы за прошедшие тридцать лет (1846—1876)". Несколько слов о М. Д. Дюр в Москве ("Репертуар русского театра" 1841 г.). — Записки Петра Андреевича Каратыгина. — Ф. Кони: "Николай Осипович Дюр, императорский российский придворный актер" ("Репертуар русского театра" 1839 г., І). — "М. Д. Дюр" ("Пантеон русского и всех европейских театров", 1840 г., № 5).


В. Г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008