ДЗЭН

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЗЭН
медитация, сосредоточение, созерцание — одна из школ буддизма, возник в Китае в V—VI вв., с XII в. получил распространение в Японии. Основателем считается индийский миссионер Бодхидхарма (VI в.). Для Д. характерны критическое отношение к тексту как средству передачи истинного знания, вера в возможность обретения просветления посредством размышления над бессмысленным с позиций логики диалогом или вопросом, элементы интуитивизма. С середины XX в. приобрел популярность среди западной интеллигенции.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Дзэн
Дзэн (Zen), течение в буддизме, наиб, широко распространенное в Японии. Возникло под сильным влиянием даосизма, пришедшего из Китая в период Камакура. В отличие от таких популярных течений, как Сукхава-ти (буддизм "Счастливой страны"), Д. видит спасение через просветление - открытие в себе сущности Будды, к-рая, как утверждается, присуща всем людям. Истину можно постичь лишь путем внутр. совершенствования, освободив сознание от проторенных путей, к-рыми движется мысль. Особое внимание в Д. уделяется медитации под руководством наставника, умственным упражнениям и воспитанию физ. выносливости. Д. требует очень строгой дисциплины, и это привлекало самураев. Расцвет Д. пришелся на период Асикага, когда проповеди гармонии с природой оказывали огромное влияние на формирование япон. эстетич. традиций, в частности такой изысканной, как чайная церемония. Среди последователей Д. были видные гос. деятели, сторонники развития активных связей с Китаем, в т.ч. посредством торг, миссий.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ДЗЭН
Дзэнсю (япон.; кит. - Чань, санскр. - дхьяна), - школа в буддизме, объявляющая единств. способом познания "истины" ("сердца Будды") сосредоточенное, самоуглубленное созерцание. Основанная в 1-й пол. 6 в. инд. проповедником буддизма Бодидарма, школа Д. получила большое распространение в Китае во времена династий Тан (618-907) и Сун (960-1279), но при династии Мин (1368-1644) стала приходить в упадок. С 13 в. получила широкое распространение в Японии, где секта Д. стала наиболее влиятельной буддийской сектой.

По нек-рым подсчетам, в кон. 50-х гг. 20 в. в Японии насчитывалось ок. 4,5 млн. приверженцев Д.; три ветви Д. (Риндзай, Сото и Обаку) имеют более 20 тыс. монастырей и храмов.

Учение Д. легло в основу реакц. мистич. филос. системы Китаро Нисида (1870-1945).

Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение" Японии, М.-Л., 1947; Suzuki D. Т., Zen and Japanese culture, 2 ed., N. Y., 1959; Wendt I., Zen, Japan und der Westen, M?nchen, (1961).

К. А. Гамазков, И. Г. Поздняков. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ДЗЭН
исторически первое течение в буддизме, проникшее в VI в. в Китай (получившее там название «чань»), а затем и в Японию (ХIII в.). Сегодня это не просто религия, это — мировоззрение, образ жизни японца, в котором очень мало осталось от классическо-го буддизма. Само слово «дзэн» — японское произно-шение китайской транскрипции санскритского термина «дхьяна» (медитация, самоуглубление). Дзэн считает, что истина не выразима в словах, что ее можно постичь только путем внутреннего скачка, освободив свое сознание — сатори. Для этого нужно было научиться уходить от формальнологического мышления к подсознательно-ассоциативному. Таковы были основные идеи школы Риндзай, основоположником которой стал Эйсай. Вторая школа Сото, основателем которой был Догэн, предлагала иной путь к достижению сатори — спокойным сидением, уводящим от всех мирских забот, от выполнения повседневных обязанностей.
Процветание дзэн начинается с ХIV–ХV вв., когда его идеи стали пользоваться покровительством сегунов. Постепенно они охватили всю японскую действительность. На основе дзэн стала культивироваться чайная церемония, сложилась методика аранжировки цветов (ике-бана), садово-парковое искусство (японский сад камней), возникли боевые искусства (каратэ, кэндо, дзюдо, стрельба из лука). Огромное влияние оказал дзэн и на японское искусство — живопись, поэзию, драматургию. В живо-писи — это появление пейзажа, в поэзии — особого стиха — хайкай (хокку), состоящего из трех строк, стро-ящихся на ассоциациях. В драматургии — спектакли театра Но. Все идеи дзэн в искусстве связаны с необходи-мостью осознания роли художника, который должен передавать в своих произведениях истину, находящую всюду, в любом уголке природы. Для этого художник должен слиться с окружающими его вещами, не копировать их, а показать свое видение этих вещей, для чего надо войти в состояние самадхи. Японское искусство стремится к единичному, в котором видит общее (один во всем, и все в одном). Поэтому, например, японский пейзаж видит красоту в малом, в несовершенном и при-митивном, пользуется весьма ограниченными изобразительными средствами, характеризуется экономностью изображения. А в трех строчках японских хокку соединяются нескончаемое и сиюминутное. Идеи дзэн широ-ко распространены и сегодня, войдя в плоть и кровь японской культуры и цивилизации.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Дзэн-буддизм в Японии в период Камакура бакуфу: вклад монахов Эйсай и догэн

Дорош Ю. В.
Читать PDF
0.00 байт

Эстетика дзэн-буддизма в традиции Пути чая на примере чайной керамики и кухни тя-кайсэки

Кудряшова Анастасия Вячеславовна
Читать PDF
0.00 байт

Литературные интерпретации жизненных смыслов дзэн-буддийского Востока в произведениях XX В. (на прим

Чебоненко Оксана Сергеевна
Освещается вопрос о влиянии восточных философско-религиозных представлений на творчество писателей ХХ в. Подробно рассматривается роман В.О.
Читать PDF
0.00 байт

Субкультура битников и их рецепция дзэн-буддизма в США (вторая половина 50-х - середина 60-х годов Х

Гришин Михаил Владимирович
В данной статье анализируется одна из наиболее ранних попыток рецепции духовных постулатов дзэн-буддизма художественной элитой субкультуры битников в США середины 50-х середины 60-х годов ХХ века.
Читать PDF
0.00 байт

О некоторых особенностях восприятия японской традиции дзэн в странах Европы и Америки

Бабкова Майя Владимировна
В статье рассматриваются современные западные дзэнские общины с указанием на то, какие мероприятия проводят их лидеры и какие цели занятий буддийским подвижничеством декларируются.
Читать PDF
0.00 байт

Мистическая трансформация сознания в дзэн и Библии

Кривых Игорь Евгеньевич
В данной статье формулируется и обсуждается проблема мистического в коанах дзэн и евангельских притчах Иисуса.
Читать PDF
0.00 байт

Дух и плоть дзэн, или буддийские истоки японской телесности

Костерина А. Б., Цесевичус А. С.
В статье исследуются религиозно-философские корни проблемы телесного в японской культуре.
Читать PDF
0.00 байт

Трансформация сознания в дзэн-буддизме

Файнфельд Игорь Ананьевич
Статья посвящена вопросу трансформации сознания в дзэнской практике. Проводится аналогия между феноменом просветления в дзэн-буддизме и высшими духовными состояниями в традициях европейской философии.
Читать PDF
0.00 байт

Дзэн как свобода, свобода как творчество

Григорьева Т. П.
Постижение истинной природы человека с помощью Дзэн. Общность идей Дзэн, буддизма, христианства и др. вероучений. Сопряжение понятий «свобода», «истина», «творчество». Причины устремленности к дзэнскому искусству.
Читать PDF
0.00 байт

Дзэн-буддизм Судзуки - дух «Всех философий и религий»?

Суханов К.
Читать PDF
0.00 байт

Практика Дзэн с позиций синергийной антропологии

Хоружий Сергей
Предпринимается анализ антропологических практик Дзэн-буддизма посредством концептуального, методологического и эпистемологического аппарата синергийной антропологии.
Читать PDF
0.00 байт

Единство духа. Восточно-христианский исихазм и японский Дзэн буддизм в творчестве Томаса Мертона и С

Оболевич Тереза
Рассматриваются основные вехи русско-японского философского диалога, который начался еще в XIX веке в период реставрации Мэйдзи и продолжается по настоящее время.