медитация, сосредоточение, созерцание — одна из школ буддизма, возник в Китае в V—VI вв., с XII в. получил распространение в Японии. Основателем считается индийский миссионер Бодхидхарма (VI в.). Для Д. характерны критическое отношение к тексту как средству передачи истинного знания, вера в возможность обретения просветления посредством размышления над бессмысленным с позиций логики диалогом или вопросом, элементы интуитивизма. С середины XX в. приобрел популярность среди западной интеллигенции.
ДЗЭН
ДЗЭН
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Дзэн
Дзэн (Zen), течение в буддизме, наиб, широко распространенное в Японии. Возникло под сильным влиянием даосизма, пришедшего из Китая в период Камакура. В отличие от таких популярных течений, как Сукхава-ти (буддизм "Счастливой страны"), Д. видит спасение через просветление - открытие в себе сущности Будды, к-рая, как утверждается, присуща всем людям. Истину можно постичь лишь путем внутр. совершенствования, освободив сознание от проторенных путей, к-рыми движется мысль. Особое внимание в Д. уделяется медитации под руководством наставника, умственным упражнениям и воспитанию физ. выносливости. Д. требует очень строгой дисциплины, и это привлекало самураев. Расцвет Д. пришелся на период Асикага, когда проповеди гармонии с природой оказывали огромное влияние на формирование япон. эстетич. традиций, в частности такой изысканной, как чайная церемония. Среди последователей Д. были видные гос. деятели, сторонники развития активных связей с Китаем, в т.ч. посредством торг, миссий.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ДЗЭН
Дзэнсю (япон.; кит. - Чань, санскр. - дхьяна), - школа в буддизме, объявляющая единств. способом познания "истины" ("сердца Будды") сосредоточенное, самоуглубленное созерцание. Основанная в 1-й пол. 6 в. инд. проповедником буддизма Бодидарма, школа Д. получила большое распространение в Китае во времена династий Тан (618-907) и Сун (960-1279), но при династии Мин (1368-1644) стала приходить в упадок. С 13 в. получила широкое распространение в Японии, где секта Д. стала наиболее влиятельной буддийской сектой. По нек-рым подсчетам, в кон. 50-х гг. 20 в. в Японии насчитывалось ок. 4,5 млн. приверженцев Д.; три ветви Д. (Риндзай, Сото и Обаку) имеют более 20 тыс. монастырей и храмов. Учение Д. легло в основу реакц. мистич. филос. системы Китаро Нисида (1870-1945). Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение" Японии, М.-Л., 1947; Suzuki D. Т., Zen and Japanese culture, 2 ed., N. Y., 1959; Wendt I., Zen, Japan und der Westen, M?nchen, (1961). К. А. Гамазков, И. Г. Поздняков. Москва.
ДЗЭН
исторически первое течение в буддизме, проникшее в VI в. в Китай (получившее там название «чань»), а затем и в Японию (ХIII в.). Сегодня это не просто религия, это — мировоззрение, образ жизни японца, в котором очень мало осталось от классическо-го буддизма. Само слово «дзэн» — японское произно-шение китайской транскрипции санскритского термина «дхьяна» (медитация, самоуглубление). Дзэн считает, что истина не выразима в словах, что ее можно постичь только путем внутреннего скачка, освободив свое сознание — сатори. Для этого нужно было научиться уходить от формальнологического мышления к подсознательно-ассоциативному. Таковы были основные идеи школы Риндзай, основоположником которой стал Эйсай. Вторая школа Сото, основателем которой был Догэн, предлагала иной путь к достижению сатори — спокойным сидением, уводящим от всех мирских забот, от выполнения повседневных обязанностей.
Процветание дзэн начинается с ХIV–ХV вв., когда его идеи стали пользоваться покровительством сегунов. Постепенно они охватили всю японскую действительность. На основе дзэн стала культивироваться чайная церемония, сложилась методика аранжировки цветов (ике-бана), садово-парковое искусство (японский сад камней), возникли боевые искусства (каратэ, кэндо, дзюдо, стрельба из лука). Огромное влияние оказал дзэн и на японское искусство — живопись, поэзию, драматургию. В живо-писи — это появление пейзажа, в поэзии — особого стиха — хайкай (хокку), состоящего из трех строк, стро-ящихся на ассоциациях. В драматургии — спектакли театра Но. Все идеи дзэн в искусстве связаны с необходи-мостью осознания роли художника, который должен передавать в своих произведениях истину, находящую всюду, в любом уголке природы. Для этого художник должен слиться с окружающими его вещами, не копировать их, а показать свое видение этих вещей, для чего надо войти в состояние самадхи. Японское искусство стремится к единичному, в котором видит общее (один во всем, и все в одном). Поэтому, например, японский пейзаж видит красоту в малом, в несовершенном и при-митивном, пользуется весьма ограниченными изобразительными средствами, характеризуется экономностью изображения. А в трех строчках японских хокку соединяются нескончаемое и сиюминутное. Идеи дзэн широ-ко распространены и сегодня, войдя в плоть и кровь японской культуры и цивилизации.
Процветание дзэн начинается с ХIV–ХV вв., когда его идеи стали пользоваться покровительством сегунов. Постепенно они охватили всю японскую действительность. На основе дзэн стала культивироваться чайная церемония, сложилась методика аранжировки цветов (ике-бана), садово-парковое искусство (японский сад камней), возникли боевые искусства (каратэ, кэндо, дзюдо, стрельба из лука). Огромное влияние оказал дзэн и на японское искусство — живопись, поэзию, драматургию. В живо-писи — это появление пейзажа, в поэзии — особого стиха — хайкай (хокку), состоящего из трех строк, стро-ящихся на ассоциациях. В драматургии — спектакли театра Но. Все идеи дзэн в искусстве связаны с необходи-мостью осознания роли художника, который должен передавать в своих произведениях истину, находящую всюду, в любом уголке природы. Для этого художник должен слиться с окружающими его вещами, не копировать их, а показать свое видение этих вещей, для чего надо войти в состояние самадхи. Японское искусство стремится к единичному, в котором видит общее (один во всем, и все в одном). Поэтому, например, японский пейзаж видит красоту в малом, в несовершенном и при-митивном, пользуется весьма ограниченными изобразительными средствами, характеризуется экономностью изображения. А в трех строчках японских хокку соединяются нескончаемое и сиюминутное. Идеи дзэн широ-ко распространены и сегодня, войдя в плоть и кровь японской культуры и цивилизации.