Джафаритский мазхаб
Джафаритский мазхаб
самая распространенная богословскоправовая школа в шиизме. Эпонимом этого мазхаба является Джафар ас–Садик (80/699–148/758). Джафар ас–Садик был прямым потомком пророка Мухаммада и Али ибн Абу Талиба. После трагической гибели Хусайна ибн Али и других членов семьи пророка в Кербеле, и последующих гонений на потомков пророка со стороны правящих властей, большинство из них (особенно проживавшие в Медине) отошли от политической деятельности и всецело посвятили себя исламским наукам. Они были живыми хранителями наследия пророка Мухаммада, блестящими знатоками и передатчиками хадисов, толкователями Корана. Все исламские ученые признавали в качестве своих учителей и наставников потомков пророка. Ярким примером этого является Абу Ханифа, который при встрече с Мухаммадом Бакиром сказал ему: «Я почитаю вас также, как почитали вашего предка (пророка Мухаммада) его сподвижники». Джафар ас–Садик был учителем многих известных людей. Например, у него учился Абу Ханифа. Он передал от него некоторые сообщения, которые позднее пересказали Абу Йусуф и Мухаммад ибн Хасан ашШейбани. У Джафара учился и Малик ибн Анас. С другой стороны, Джафара ас–Садика многое связывало и с семьей первого Праведного халифа Абу Бакра. Он и его семья имели родственные отношения с его потомками. Мать Джафара была дочерью потомка Абу Бакра–Касима ибн Мухаммада, который был известным факихом Медины. Его отца Мухамамада ибн Абу Бакра, Али ибн Абу Талиб любил как своего сына. Он назначил его наместником Египта, где Мухаммад погиб, исполняя приказы Али, до конца оставшись ему верным. А тетя Джафара по матери имела дружеские отношения с Аишой (дочерью Абу Бакра и женой пророка), и передала от нее много хадисов. С ранних лет молодой Джафар ас–Садик под влиянием традиций своей семьи проявил особое рвение и талант к изучению исламской традиции и наукам. Его обучали дед Али Зайн аль–Абидин и отец Мухаммад Бакир. Можно сказать, что Джафар ас–Садик был одним из основателей исламской правовой науки. Основные методы исламского права были изложены им, а в даль–нейшем их развили другие факихи. Мировоззрение и методы Джафара ас–Садика были изложены в работах его учеников. В шиитской традиции известна книга, которую написал Муфаддал ибн Амр–ученик Джафара ас–Садика. В этой книге, которая по словам автора написана на основании воззрений своего учителя, рассматриваются проблемы единобожия (вахдания). Причем стиль изложения строится на основании разумных доводов в пользу бытия и единства Божьего. Среди передатчиков учения Джафара ас–Садика был и Джабир ибн Хаййан. В частности, согласно его сведениям, Джафар ас–Садик был не только правоведом, но и мыслителем, философом, занимался естественными науками и космогонией. Однако суннитские улемы всегда подвергали сомнению достоверность трудов Ибн Хаййана, считая, что многие мысли там только приписаны Джафару ас–Садику. Но шиитская традиция отвергает это и принимает эти книги. В имамитском шиизме все знания о религии и науках были получены членами семьи пророка непосредственно от самого пророка и передавались из поколения в поколение имамами–руководителями шиитской общины, которых было двенадцать. Джафар ас–Садик считается у них шестым имамом, который был большим знатоком всех наук. Но эти науки, по мнению шиитов, являются особыми, сокровенными. По сути, это тайные знания, которые передавались от одного имама к другому. Эти знания в шиизме называются «джафр». Это слово означает приблизительно «окрепший ягненок». Шиитская традиция приписывает Джафару ас–Садику глубокие знания в области «джафра». Однако суннизм не признает и отвергает возможность наличия тайных и сокровенных знаний у имамов, так как знание сокровенного в суннитской доктрине принадлежит только Богу. Помимо этого, большинство преданий о науке «джафр» содержится в книге Мухаммада ибн Йакуба аль–Кулейни (ум. в 238 г.х.). А он считается у суннитов ненадежным передатчиком хадисов, сообщения которого подвергаются ими сомнению. Политические воззрения Джафара ас–Садика Общеизвестно, что Джафар ас–Садик не претендовал на власть и всячески от нее отказывался. Трагические события, связанные с убийством Зейда ибн Али, оказали влияние на мировоззрение Джафара ас–Садика. Он понял, что многие люди, в частности иракцы, которые объявляли себя сторонниками семьи пророка (шиитами), в решающий момент отворачивались от них и покидали их. Так было и с Али ибн Абу Талибом, и с Хусайном ибн Али, и с Зейдом ибн Али. В то же время, после Омейядов, он стал свидетелем очередной жестокости к членам семьи пророка, которую развязал Аббасидский халиф Абу Джафар аль–Мансур. Халиф самым жестоким образом расправился с восставшими против него хасанидскими Алидами Мухаммадом ибн Абдулой (анНафс азЗакария) и его братом Ибрахимом. Они оба были убиты. Затем начались массовые репрессии против Ахль аль–Бейта (семьи пророка). Поэтому Джафар ас–Садик стал последовательным сторонником идеи терпимости по отношению к правящей, пусть даже «нечестивой», власти. Он занимался исключительно научной деятельностью. Шиитыимамиты считают Джафара ас– Садика своим руководителем (имамом). Причиной этого является шиитская доктрина о необходимости наличия непогрешимого имама во все времена, который является исполнителем воли Божьей. Он является имамом, даже если не обладает никакой политической властью, не стремится к ней и не назначает своих пропагандистов (даи). Однако против этого положения выступили шиитызейдиты, считая, что нет пользы от имама, который не стремится на деле возглавить общину. Политическая пассивность Джафара ас–Садика объяснялась шиитами тем, что он придерживался такии. То есть исповедовал свои воззрения втайне, а внешне их не выдавал. Некоторые группы от его имени пытались вести пропаганду и приписывали ему некоторые воззрения, которые он никогда не высказывал. Это в частности относилось к публичным проклятиям первых Праведных халифов, объявлению сподвижников пророка неверными, обожествлению имамов. Некий шиитский даи иранского происхождения по имени Абу аль–Хаттаб Мухаммад ибн Абу Зайнаб аль–Аджда аль–Асади, который был убит в 143 году, даже объявил Джафара ас–Садика воплощением Бога, как об этом писал Ашари в «Макалате». Однако Джафар ас–Садик публично отвергал все эти воззрения, которые ему приписывали некоторые крайние группы и активно боролся с ними. Но, несмотря на это, эти группировки продолжали свою деятельность в различных регионах Халифата. По этой причине, халиф Абу Джафар аль–Мансур, до которого доходили все эти слухи, стал подозревать Джафара в организации восстания против его власти. Однако, всякий раз Джафар ас–Садик доказывал свою непричастность к различным антигосударственным заговорам. В конце концов, халиф Абу Джафар стал относиться к нему с большим уважением. Правовые методы Джафара ас–Садика Джафар ас–Садик выдавал правовые решения различных вопросов на основании ясных и недвусмысленных смыслов Откровения (Корана и Сунны). Современные шииты признают только те хадисы от него, которые восходят к Ахль аль–Бейту. Но суннитская традиция отрицает то, что такой метод мог действительно восходить к самому Джафару ас–Садику, который никогда не разрывал отношений с потомками других сподвижников пророка. Относительно того, применял или не применял Джафар ас–Садик кыяс (См. Кыяс) или нет, точных данных не имеется. Несомненно, что он выносил решения на основе мнения (рай), но невозможно сказать точно, строил ли он свой рай на основании кыяса или истихсана. Но вероятно, что он не применял кыяса и выводил решение по вопросам, которые не нашли дословного отражения в Коране и Сунне, на основании доводов разума (акль). То есть, если разум говорит, что та или иная вещь вредна или полезна, то она таковой на самом деле является. Суннитские улемы считают, что первоначально правовые методы Джафара ас–Садика практически не отличались от методов суннитов. Однако позднее, после его смерти, его учение приняло несколько другую форму. Естественно, что это отвергается шиитами.