религия в Индии (около 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. до н.э.). Джайнизм отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности, непричинения вреда живым существам.
Джайнизм
Джайнизм
Источник: Исторический словарь
ДЖАЙНИЗМ
одна из религий в Индии, возникла в VI в. до н. э. Центральное место в учении занимает понятие о вечной душе, которая может последовательно вселяться в различные материальные тела. Душа человека ответственна за все совершенное им вследствие действия закона кармы. Существует 2 основных направления Д.: дигамбары, полагающие, что древние тексты утрачены, отказывающиеся от всех соблазнов жизни, и шветамбары, которые пытаются восстановить утраченные тексты и канонизировать их, проповедуют менее строгий образ жизни.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Джайнизм
Джайнизм (Jainism), религия в Индии; основана, вероятно, в 6 в. до н.э. Вардхаманой (ок. 599-527), именуемым Джиной и Махавирой, хотя, конечно, она гораздо древнее. Буддизм (Будда), направлен против господства индуистских ритуальных культов (инду-изм). Д. требует соблюдения строгих правил "ахимсы" (непричинения вреда живым существам) и достижения высшей цели человеческих стремлений - погружению в высший дух - нирвану. Этого этого можно добиться только при аскетическом образе жизни. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян. Миряне стремятся к "трем драгоценностям": истинной вере, подлинному знанию и правильному поведению. Концепции "кармы" (судьбы) и "нирваны" свидетельствуют об индуистском влиянии, но джайнские мыслители вкладывают в них особый смысл. Две гл. секты джайнов называют по одежде: шветамбара ("одетые в белое") и дигам-бара ("одетые небом" или "обнаженные"). Д. не получил распространения за пределами Индии.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Джайнизм
одна из религий Индии, возникшая в 6 в. до н.э. По преданию учение было передано из глубин веков 24-мя пророками-учителями, последний из которых Вардхамана Махавира (прозванный Джина). Джина - победитель, тот кто победил карму и устранил препятствия с пути религиозного спасения. Джайны поклоняются своим полумифическим пророкам как божествам. Центральное место в джайнизме занимает учение о вечной душе, которая может вселяться последовательно в различные материальные тела. Душа человека ответственна за все совершенное им вследствие действия закона кармы, который связывает тело с душой, приковывает человека к земным делам, определяя его дальнейшие перерождения. Спасения и вечного блаженства может достичь тот, кто ведет наиболее праведную жизнь. От каждого требуется вера в истинность учения, основанные на нем совершенные знания и совершенная жизнь, т.е. неукоснительное соблюдение предписаний религии. Существует два основных направления джайнизма: дигамбары, полагающие, что древние тексты утрачены, отказывающиеся от всех соблазнов жизни, и шветамбары, которые пытаются восстановить утраченные тексты и канонизировать их, проповедуют менее строгий подход к жизни. См. Религия, Веды.
ДЖАЙНИЗМ
одна из религий Индии, ныне насчитывающая ок. 2 млн. последователей (джайнов). Назв. происходит от Джины (санскр. - победитель) - прозвища, к-рое было дано основателю монашеской общины джайнов Вардхамане Махавире (6 в. до н.э.). Д. зародился как религия, оппозиционная брахманизму. Он отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех четырех варн, уравняв шудров с чл. высших варн в праве на "спасение". Однако Д., как брахманизм и буддизм, признает переселение душ и учит, что оно зависит от закона Кармы. Д., как и др. религии Древней Индии, учит человека покорности судьбе... От буддистов джайнов отличает признание аскетизма религ. подвигом. Строгое соблюдение ахинсы (ненасилия) делает для джайна невозможным занятие земледелием, т. к. при вспашке земли можно убить живое существо. Возможно, поэтому джайны - по профессии в осн. торговцы и ростовщики. Д. распространен гл. обр. в Зап. Индии (Гуджарат и Раджастхан). Лит.: Ильин Г. Ф., Религия Др. Индии, М., 1959; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Glasenapp H. von, Der Jainismus, В., 1925; Kapadia H. R., Jaina religion and literature, v. 1, pt. 1, Lahore, 1944. A. M. Осипов. Москва.