, Коррадо (Giaquinto, Corrado) 1703, Молфетта, Апулия — 1765, Неаполь. Итальянский живописец неаполитанской школы. Биограф художника К. де Доменичи сообщает, что он обучался в мастерской Н. М. Росси, но значительное влияние на него оказал Ф. Солимена. Период 1723—1724 провел в Молфетте, до 1727 работал в Неаполе; 1733—1735 — в Турине; с 1740—1753 — в Риме, где стал крупным декоратором, исполнявшим заказы папы Бенедикта XIV, не зависел от туристов Вечного города в отличие от С. Конка, Ф. Тревизани, поэтому его произведения сосредоточены не в английских собраниях, а в итальянских церквах, испанских дворцах, королевских коллекциях. С 1753 по 1762 жил в Испании, работал при дворе Фердинанда IV, был "первым живописцем" при дворе Бурбонов после отъезда Дж. Б. Тьеполо и до прибытия в 1762 А. Р. Менгса, исполнял декоративные работы в новом Королевском дворце в Мадриде, Эскориале, Аранхуэсе, возглавлял Академию художеств Сан Фернандо в Мадриде. С 1740 член римской Академии Св. Луки, в Риме создал мастерскую для испанских живописцев, где обучались А. Г. Веласкес, П. де Ла Вега, Х. дель Кастилло и др. Последние годы жизни провел в Неаполе (1763—1765), работая при дворе Карлоса III, украсив Королевский дворец в Казерте. В полотне раннего неаполитанского периода Благовещение (Неаполь, собрание Пуччи) сказалось влияние Ф. Солимены (его алтарного образа в церкви Санта Мария Доннальбина) и Луки Джордано (его работ в Чертоза ди Сан Мартино 1704). В произведениях туринского периода для виллы дель Реджина (ок. 1733) и церкви Св. Терезы (ок. 1735) палитра художника становится более светлой, в ней доминируют пастельные тона, переходы света и тени более плавные, но еще преобладает барочная экспрессия в стиле мастеров неаполитанской школы. В Риме формируется индивидуальный стиль Джакуинто как крупного мастера римского рококо в отличие от К. Маратти, эволюционировавшего к неоклассицизму. Одна из первых работ Джакуинто в Риме — алтарная композиция Св. Николай Барийский, излечивающий солдат (1746, Штутгарт, Гос. художественная галерея), исполненная для Сан Никола деи Лоринези, самой известной францисканской церкви XVII в. в Риме. Образ Николая Барийского, епископа Мирры, считавшегося покровителем его родного города Молфетта, был близок Джакуинто. Известно еще полотно из жизни св. Николая Барийского (Стокгольм, Нац. галерея), исполненное художником. В 1739 покровитель Джакуинто кардинал П. Оттобони заказал ему алтарный образ Вознесение Девы Марии (1739, эскиз — США, частное собрание) для церкви Санта Мария Ассунта в Рокка ди Папа во Фраскати. Плавный деликатный мазок, пастельные тона, грация фигур апостолов и самой Марии, вознесенной на небо, отличают манеру Джакуинто. Наибольшую известность художник снискал после исполнения фрески в римской церкви Санта Кроче ин Иерусалиме (ок. 1744) по заказу папы Бенедикта XIV Св. Елена и император Константин, представляемые Мадонной Св. Троице. Подобно Солимене, Джакуинто изображает много фигур: императора и его мать, св. Михаила, св. Петра, Иоанна Евангелиста, Люцифера, ангелов, поддерживающих крест — главную реликвию Страстей Христа, привезенную Еленой из Святой земли. Однако в многофигурной сцене нет барочной патетики, она полна плавного движения фигур в светло-голубом небесном пространстве. Еще в более светлых серо-голубых тонах исполняется роспись трансепта церкви Поклонение Медному змию. Розовые, желтые, синие цвета одежд святых в обеих росписях мягко сплавлены с холодным фоном. "Прекрасную гармонию" колорита Джакуинто отмечали многие современники, в том числе и Дж. П. Беллори. Декорация интерьера церкви не была завершена, так как у папской курии не нашлось достаточных денежных средств. В одной из поздних работ римского периода — алтарном образе Крещение Христа (ок. 1750, церковь Санта Мария дель Орто, капелла Иоанна Крестителя) в фигурах святых и двух ангелов — появилась некоторая слащавость, напоминающая образы болонца Ф. Альбани, палитра Джакуинто более монотонна по цвету. Ансамбль церкви создавался к священному 1750, ее реставрировал архитектор Г. Вальвассори, так как она была превращена в госпиталь. Период 1753—1762 Джакуинто провел в Испании. Для нового Королевского дворца в Мадриде, резиденции Бурбонов, К. Джакуинто исполнил фрески на аллегорические сюжеты, прославляющие их правление, принесшее мир и справедливость Испании (Испания отдает дань Религии и Церкви, Рождение Солнца, Триумф Вакха). В композиции Испания отдает дань Религии и Церкви Филипп V и его сын Фердинанд IV изображены как герои Священного Писания — царь Давид и царь Соломон, на фоне их дворца, уподобленного храму Соломона. Программа росписи была составлена известным эрудитом Мартином Сармиенто. Во фреске Справедливость и Мир (эскиз — Индианаполис, Музей Академии Сан Фернандо) аллегорически прославлялась роль Фердинанда VI в заключении мира в Утрехте в 1713, даровавшего мир его народу. Для Королевской капеллы во дворце Джакуинто исполнил восемь фресок, в одной из которых Св. Яков, явившийся в битве с маврами при Эль Клавио (1754—1759) воспроизведен эпизод из Реконкисты, когда, согласно легенде, воинам явился св. Яков. Он изображен в светлом одеянии на белом коне в сопровождении ангела. В Мадриде Джакуинто создал официальный стиль королевства Бурбонов, который сохранялся на протяжении XIX столетия. С 1762 художник работал в Неаполе при дворе монарха Королевства обеих Сицилий Карлоса III Бурбона, став его придворным живописцем. Вместе с архитектором Л. Ванвителли он руководил украшением Королевского дворца в Казерте, исполнив фреску Аллегория Силы и Бдительности (1763) и цикл из шести полотен на сюжеты из истории Девы Марии для дворцовой церкви Сан Луиджи. Коррадо Джакуинто был одним из ярких мастеров первой половины XVIII столетия; в его творчестве проявились характерный для живописи этого времени постепенный отход от принципов барокко, освоение приемов рококо, которые он пытался сочетать с традициями римской школы, где все еще доминировали приемы болонцев.
Лит.: De Rinaldis A. L’Arte a Roma dal Seicento al Novecento. Bologna, 1949; Waterhaus E. K. Painting in Rome in the Eighteenth Century. The Art Institut of Cicago. Museum Studies. London, 1971. Vol. 6.
Е. Федотова