Джани

Найдено 1 определение
Джани
, Феличе (Giani, Felice) 1758, Сан Сальваторе ди Монферрато — 1823, Рим. Итальянский живописец, рисовальщик, известный декоратор вилл. Родился около Генуи, учился у А. Галли Бибиены и К. А. Бианки в Павии, а затем у Дж. Дзаулли, основателя Школы рисунка в Фаэнце. С 1778 — в болонской Академии художеств у У. Гандольфи и Д. Педрини. В болонской Академии Клементина получил премию за полотно Крещение Христа (Болонья, галерея Академии), исполненное в традиции У. Гандольфи, унаследовавшего от мастеров Венеции эффектную манеру передачи освещения. В 1780 приехал в Рим в качестве пенсионера болонской Академии, изучал произведения античности, работы старых итальянских мастеров, с 1786 занимался год в школе П. Батони, затем работал в мастерской К. Унтербергера (в 1788 вместе с Л. Коччетти исполнял копии росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане для кабинета Екатерины II. С 1789 — член Академии Климентина, с 1811 — член римской Академии Св. Луки, с 1819 — Конгрегации "Виртуозы Пантеона". В 1790 создал в Риме "Академию размышляющих" ("Academia dei pensieri") в период, когда была закрыта Французская академия в Риме и перестала существовать школа П. Батони. Членами "Академии размышляющих" были художники разных национальностей, работавшие в Риме (Т. Конка, С. Тоффанелли, Х. де Супервиль, Ж. Б. Викар, Дж. Б. Дель Эра, Д. Корви, К. Фабр и др.), их не устраивала система преподавания в Академии Св. Луки, где от художника не требовалось воображение, а поощрялось лишь копирование устоявшихся образцов. Члены "Академии размышляющих" вначале коллегиально обсуждали сюжет будущего произведения, затем его рисунок, эскиз и, наконец, живописный вариант. Подобное заседание изображено на рисунке Джани Сцена обсуждения в "Академии размышляющих" (1794, Форли, Гор. пинакотека). Академия просуществовала до 1796. В 1798 Джани попытался создать подобную Академию в Фаэнце. В Риме Джани получил прозвище "Фаэнтинец" и вскоре стал здесь одним из крупных декораторов, украшавших росписями дворцы и виллы Рима, Болоньи, Милана, Фаэнцы, Равенны. Он обладал незаурядной фантазией, умело включая в канву своих произведений понравившиеся ему детали из работ других мастеров. Этот эклектизм, характерный для живописцев рубежа столетий (или "искусства около 1800 года"), придавал особый шарм его живописи, в которой романтический культ чувства сочетался со все более уходящей в прошлое эмблематикой мифа. Джани называют "ортодоксальным неоклассицистом", "художником воображения", так как он, подобно другим мастерам европейского предромантизма, пытался "изобретать классику", жанризуя сюжеты из античной мифологии и истории (т. е. трактовал их не в героическом плане, а находил в античном сюжете характерное, преподносил его в чуть ироническом духе), что было вызвано желанием противостоять превратившимся в доктрину неоклассицистическим приемам. Его манера была замечена современниками. А. Канова писал о художнике: "Его элегантная грация помогла освободиться от преувеличенной риторики и скучной эрудиции, все это сделало его выше других… Это был итальянский живописец, которого можно считать одним из значительных среди современников". Ученик Джани Т. Минарди пишет: "Джани был удивительным поэтом и импровизатором, щедрым на темы из классики, но заимствовавшим сюжеты и сводившим их к маньеристической условности, небрежности, почти к эскизности". Живопись поздних маньеристов Фаэнцы, где он начинал свою деятельность с квадратуристом С. Бароцци, оказала влияние на манеру художника. В духе Бароцци исполнены архитектурные обрамления во фресках галереи дель Ченто Понтефичи (1786) и палаццо Конти (1787) в Фаэнце. О его ранних станковых произведениях известно мало. В полотне Самсон и Далила (1785, Парма, Картинная галерея), получившем вторую премию на конкурсе в Академии художеств Пармы, картине Приумножение хлебов и рыб (1789, Болонья, Нац. пинакотека) тоже сказалось влияние мастеров Эмилии (П. Тибальди, У. Гандольфи), о чем свидетельствуют сильные контрасты света и тени, удлиненные фигуры персонажей, их жесты, полные холодной грации и экспрессии. Крупными декоративными работами явились росписи палаццо Дориа (1780), палаццо Альтьери (1789—1793), виллы Боргезе (1792—1793) в Риме; палаццо Ладерки в Фаэнце (фреска Амур и Психея, 1794). Мастерская Джани в этот период была уже очень известной в Риме, в ней работали Л. Коччетти, Г. Бертелани, скульптор А. Трентанове и братья Балланти-Грациани, выполнявшие стукковую декорацию и орнаментальные мотивы по рисункам Джани. Росписи палаццо Альтьери наиболее ярко характеризуют манеру Джани. Они создавались по случаю бракосочетания принца Палуццо Альтьери с принцессой Марианной Саксонской. Программа росписей на сюжеты из Апулея была составлена известным эрудитом В. М. Джовинацци. Джани руководил росписями пяти залов — зала зеркал, Помпеянского, зала Триумфов, спальни и зала стукко (зал мозаик из Остии украсил фреской С. Тоффанелли). Фрески Джани в зале Триумфов (триумф Мира, Доблести, Любви, Венеры и Амура) исполнены в виде длинных фризов. Яркие пятна желтого, голубого, белого цветов в костюмах персонажей, образующих торжественные процессии, придают сценам радостное звучание. Столь же живо трактованы элементы античного декора (гротески, трофеи, путти, танцовщицы) в живописных фризах спальни и обрамлениях пейзажей (работы Дж. Камповеккья) в Помпеянском зале (путти, держащие фестоны). Живя в Риме, Джани интересовался раскопками, посещал крупнейшие собрания античных памятников в Неаполе, Портичи, Помпее. Великолепное знание античного орнамента проявил художник и в росписи свода одного из залов виллы Боргезе, изобразив в их окружении фигуры четырех парящих в небе ангелов. С 1797 Джани работал в Фаэнце (1802—1805, палаццо Мильцетти), в Болонье (1805, палаццо Альдини), снова в Риме (1806, палаццо ди Спанья; 1811, Квиринальский дворец), Форли, Равенне, Венеции, Генуе. В 1812—1813 он приглашен во Францию для украшения виллы секретаря посольства Италии в Париже Антонио Альдини в Монморанси (фрески с изображением Минервы, аллегорий искусства, времен года, четырех частей света), а также апартаментов Наполеона и Марии Луизы во дворцах Мальмезон и Тюильри. Последней декоративной работой Джани явилась роспись дворца принца Феликса Баччокки (супруга Элизы Бонапарт-Баччокки, сестры Наполеона) в Болонье (1822), где он расписал всего за три месяца семь залов. В 1806 Джани работал над украшением палаццо ди Спанья, где им была написана фреска Триумф Цереры (плафон парадного зала), фрески с эпизодами из жизни первого мореплавателя — этот сюжет был подсказан ему швейцарским поэтом С. Геснером, другом Винкельмана и А. Кауфман, а также четыре картины со сценами жертвоприношения Цецере, Вакху, Венере, Весте. Полотно позднего римского периода Зевксис любуется красотой Венеры (частное собрание) тоже несет отпечаток пристрастия к сюжетам из грациозной "греческой" античности, популярным среди немецких и английских художников, работавших в Риме. Джани жил около площади Испания, в гостеприимном доме А. Кауфман. В этом квартале снимали мастерские многие иностранные художники. Подобно им, Джани увлекался изучением живописи итальянских "примитивов", скульптурой Микеланджело (большое собрание рисунков Джани "на темы" Микеланджело хранится в библиотеке Института археологии и истории искусства в Риме). Рисунки Джани исполнены пером, коричневыми чернилами и отмывкой кистью бистром. Пятна отмывки смягчают его несколько суховатый линейный рисунок. Сюжеты из Священного Писания Джани трактовал в романтическом духе, наделяя сцены бравурной экспрессией: Христос, изгоняющий неверных из храма (1783), Нахождение Моисея (1790-е, обе — Болонья, Академия Климентина). Столь же импульсивны движения фигур в рисунках к Божественной комедии Данте (Вакханалия с Данте и Беатриче, 1791, частное собрание). Художник симпатизировал Республике, учрежденной Наполеоном, и исполнил много зарисовок праздников Федерации, проходивших на площадях и улицах Рима с установкой алтарей Отечества, деревьев Свободы, Триумфальных арок (Алтарь Отечества для праздника Федерации 20 марта 1798 года, Рим, Гор. музей). Своеобразный колорит селений и пейзажей Романьи передают рисунки, выполненные с натуры во время путешествия художника из Фаэнцы в Марради в 1794 (Форли, Гор. библиотека). В 1822 Джани создал проект храма, посвященного памяти Кановы, который хранится в палаццо Мильцетти в Фаэнце. Купол центрального зала этого палаццо, ставшего Музеем искусства итальянского неоклассицизма, украшает роспись Джани. Джани увлекался также гравюрой и в 1804 исполнил иллюстрации к книге А. Верри Римские ночи на гробнице Сципионов, пользовавшейся столь же большой популярностью у мастеров предромантизма, как и книга А. Верри о Сафо (1792). Собраниями рисунков Джани располагают Британский музей, Музей Ашмолеан в Оксфорде, палаццо Мильцетти в Фаэнце, Гор. библиотека в Форли. Творчество Джани оказало влияние на художников-пуристов, в частности, на Т. Минарди, а также Б. Пинелли и др. Джани был одним из наиболее ярких мастеров "искусства около 1800 года".
Лит.: Mostra di disegni di Felice Giani, "Il Faentino", nelle raccolte Piancastelli. Forli, 1952; Ottino della Chiesa A. Il neoclassicismo nella pittura italiana. Milano, 1967; L’eta neoclassia a Faenza. 1780—1820. Mostra. Faenza, 1979.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Похожие термины: