, Винченцо (Gemito, Vincenzo) 1852, Неаполь — 1929, Неаполь. Итальянский скульптор. Один из крупных мастеров итальянского веризма. Учился у неаполитанского скульптора С. Листа. Большую роль в формировании его творчества сыграло знакомство с античной пластикой, которой богаты музеи и частные собрания южной Италии. Скрупулезное изучение антиков проявилось в ранних произведениях Джемито: Игрок, Продавец лепешек, Водонос (1880), Танцующий сатир (все — Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте). Поначалу работал в мраморе, затем обратился к бронзе. Изучал произведения мастеров скульптуры Возрождения и барокко, что особенно проявилось в его портретах (Портрет Анны Джемито, или Козарелла, 1886, Рим, Нац. галерея современного искусства; Синьора Верди, Милан, музей Ла Скала; Портрет художника Дж. Больдини, 1877—1878, Феррара, Музей Больдини). Как портретист был особенно высоко оценен в Париже, где впервые продемонстрировал свои работы в 1876 и жил там до 1880. Возвратившись в Неаполь, получил заказ на две большие официальные работы — Триумф для короля Умберто I и статую Карла V для ниши в Королевском дворце. Шедевром Джемито стала бронзовая скульптура Маленький рыбак (1879, Рим, Нац. галерея современного искусства). Во всей полноте в ней раскрылся творческий метод скульптора-вериста, умеющего с повествовательностью и глубоким лиризмом создать образ, полный большой жизненной энергии. Эта работа Джемито некоторое время находилась в Нац. музее Барджелло во Флоренции рядом с произведениями Донателло, Верроккио, Микеланджело, Челлини. Скульптура была показана в Париже, где имела большой успех. В 1880 Джемито, однако, неожиданно отказывается от всех работ и надолго (из-за душевной болезни) отходит от профессиональной деятельности. Лишь в 1905 он возвращается к ней и создает еще много талантливых произведений, среди которых немало портретов, но, главным образом, маленькие фигурки неаполитанских детей, рыбаков, водоносов в бронзе и терракоте (Неаполитанская девочка, 1920; Женщина с корзиной и фруктами, 1905; Мальчик с крабом, все — частные собрания). Влияние веризма Джемито, умевшего тонко соединять в образах национальную традицию и чувство современности, испытали почти все крупные итальянские мастера пластики ХХ в.
Лит.: Леняшина Н. М. Итальянская скульптура ХХ века. Проблемы, тенденции, имена. М., 1990; Morisani O. Vita di Gemito. Napoli, 1936; Schettini A. Vincenzo Gemito. Milano, 1944; Maltese C. Storia dell’arte in Italia. 1785—1943. Torino, 1960.
Е. Федотова