Джевецкий, Степан Карлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДЖЕВЕЦКИЙ Степан Карлович
(1843, Подольская губерния — 1938, Париж), инженер, изобретатель. В 1879 были построены и испытаны две подводные лодки Джевецкого (одноместная и четырехместная), вооруженные минными аппаратами и приводимые в движение мускульной силой человека через ножной привод. На второй подводной лодке впервые был применен перископ. В 1894 Джевецкий создал первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем, работающим от аккумуляторов. В начале 90-х годов совместно с А. Н. Крыловым предложил проект подводной лодки водоизмещением 120 тонн с паровым двигателем, рассчитанную на 12 человек (проект получил первую премию в Париже в 1898). В 1897 Джевецкий изобрел подводный минный аппарат для подводной лодки. В 1907 по его проекту построена подводная лодка «Почтовый» с единым бензиновым двигателем для подводного и надводного хода. Джевецкий первым в России сконструировал механический прибор для автоматической прокладки на карте курса корабля. В 1882 избран товарищем председателя воздухоплавательного отдела Русского технического общества. В 1892 переехал в Париж.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

Джевецкий, Степан Карлович

— инженер, изв. изобр-ль, участник русско-турецк. войны 1877—1878 гг.; род. в 1844 г. в Подол. губ., технич. образование получил в Ecole Centrale в Париже. Первые изобретения Д. в области механики появились на Вен. всемир. выставке в 1873 г. и привлекли внимание В. К. Константина Николаевича, который пригласил Д. заниматься в Петербурге. Здесь Д. построил прибор для автоматич. прокладки пути корабля на карте; между прочими механич. решениями задач, осуществленными в этом приборе, было также механич. определение девиации компаса. В 1876 г. Д. начал постройку своей первой подвод. лодки в Одессе; лодка эта приводилась в движение гребн. винтом, вращаемым ножн. педалями. В том же году Д. поступил волонтером на крейсер "Веста", на котором под ком. H. M. Баранова принимал участие в бою 11 июля и был награжден знаком Военного Ордена. В 1879 г. в СПб. Д. построил вторую, улучшен. типа, подвод. лодку, вмещавшую 4 чел., по образцу которой воен. мин-ством были заказаны 50 подвод. лодок. Лодки были построены в 1881—1883 гг., подверглись многократн. испытаниям в воен.-инж. ведомстве, но затем были забракованы и обращены в плавучие бакана. В 1884 г. Д. применил к одной из этих лодок только что появившиеся в то время электрич. аккумуляторы; однако с переходом мин. дела в ведение мор. мин-ства вопрос о подвод. лодках заглох. Занявшись исслед-ниями в области воздухопл-ния, Д. в 1885 г. в Имп. рус. техн. общ-ве прочел доклад о полете птиц и аэропланов, основания коего были признаны правильными знач-но позже. В этом докладе впервые был указан принцип наивыгоднейш. угла встречи, равно как и условия устойчивости. На всемир. конгрессе воздухопл-ния в 1889 г. теория Д. получила всеобщее одобрение; т. обр., в области воздухопл-ния, как и в деле подвод. плавания, Д. явился выдающимся пионером. В 1890-х гг. Д. прочел в Париже, в "Association technique Maritime", доклад о теории гребн. винтов, изданный автором впоследствии на рус. и франц. языках. В то же время Д. не переставал заниматься вопросами в.-мор. дела и в 1897 г. предложил России и Франции изобретенный им подвод. мин. аппарат, существенно отличный от принятых во всех флотах; в этом аппарате, который применялся впоследствии на всех подводн. лодках, обычная труба (ствол) заменена системой рычагов вдоль наружн. борта судна. На конкурсе франц. мор. мин-ства Д. получил первую премию за свой проект подводн. лодки с динамо-машиной и паровой коловраткой; ок. того же времени он предложил рус. мор. мин-ству проект водобронного миноносца, идеей которого было соединение мореход. качеств надвод. судна с неуязвимостью подвод. лодки и принцип которого был проверен рядом опытов. В 1905 г. Д. построил в СПб. первую подвод. лодку без электрич. аккумуляторов: под водой лодка приводится в движение тем же двигателем, что и на пов-сти, причем запас воздуха для питания бензин. мотора хранится в резервуарах в сжатом виде. Построенная по проекту Д. лодка "Почтовый" оправдала надежды изобретателя, а примененная в ней идея единого двигателя имеет, по-видимому, большую будущность. В наст. время Д. живет в Париже и занимается теоретич. и лабора-тор. испытаниями по вопросам авиатики и вычислению воздуш. винтов.



Последние 46 лет жил безвыездно во Франции, занимаясь в основном коммерческой деятельностью. Тем не менее Д., обладая вполне ясным умом, занимался и кинетической теорией газов; его сообщения не раз докладывались в Парижской академии наук и печатались в ее "Известиях". Умер в апреле 1938 г. в Париже.



Соч.: Теория воздушных винтов и способ их вычисления. Киев. 1910. 62 с.



Лит.: Крылов А. Н. Мои воспоминания. 8-е изд. М., 1984. 477 с. С. 8598. Быковский И. А. Корабельных дел мастера: С. О. Бурачек, А. А. Попов, И. Ф. Александровский, С. К. Джевецкий. Л., 1981. 261 с.


{Воен. энц.}





Джевецкий, Степан Карлович


(1843—1938) — изобретатель. Занимался проектированием подводных лодок, исследовал вопросы, связанные с воздухоплаванием и авиацией. Д. — автор интересных конструкций подводных лодок. В 1879 были спущены на воду две подводные лодки его конструкции (одноместная и четырехместная), вооруженные минными аппаратами и приводимые в движение мускульной силой через ножной привод. На второй лодке был впервые практически применен перископ. 50 четырехместных лодок были заказаны для рус. флота. В 1880 Д. разработал конструкцию первой подводной лодки с электрич. двигателем, питаемым от аккумуляторов, положив этим начало новому направлению в подводном судостроении. Совм. с А. Н. Крыловым предложил проект непотопляемой подводной лодки водоизмещением 120 m, с паровыми двигателями, рассчитанной на 12 человек (проект получил первую премию на Международном конкурсе в Париже в 1898). Он разработал также конструкцию торпедных аппаратов, принятых в рус. флоте и устанавливавшихся на подводных лодках И. Г. Бубнова (см.). В 1882 Д. был избран товарищем председателя 7-го (воздухоплавательного) отдела Рус. технич. об-ва, где проводил научно-организационную работу. В 1885—91 опубл. несколько работ, посвященных исследованию полета птиц. В 1892 выдвинул теорию расчета воздушного винта, сводившуюся к расчету его по элементам, причем элемент лопасти рассматривался как элемент крыла. Такой метод принят во всех последующих расчетах воздушного винта, в т. ч. и в вихревой теории Жуковского. Д. известен и как конструктор воздушных винтов. В 1892 Д. переехал в Париж. где преим. занялся предпринимат. деятельностью.


Соч.: О сопротивлении воздуха в применении к полету птиц и аэропланов, СПб, 1885; Аэропланы в природе. Опыт новой теории полета, СПб, 1887; Теоретическое решение вопроса о парении птиц, СПб, 1891; Определение элементов гребных винтов, "Морской сборник", 1892, № 9; Теория воздушных винтов и способ их вычисления, Киев. 1910.


Лит.: Жуковский H. E., Полное собрание сочинений. Лекции, вып. 1, 3 изд., М.—Л., 1938 (стр. 489—505); Крылов А. Н., Мои воспоминания, М., 1945; Люди русской науки. С предисл. и вступ. статьей акад. С. И. Вавилова, т. 2, М.—Л., 1948.





Джевецкий, Степан Карлович


(1843—1938) — русский ученый и изобретатель, один из основателей воздухоплавательного отдела Русского технического общества. Автор ряда работ по теории полета птиц и аэропланов. В 1892 г. предложил метод расчета гребного винта, послуживший основой теории воздушного винта. Совершил несколько полетов на воздушном шаре. Разработал и построил несколько воздушных винтов, ветряков и турбин. В 1912—1914 построил и испытал самолет с тандемным расположением крыльев. Был переводчиком сочинений Н. Е. Жуковского на французский язык.






Джевецкий, Степан Карлович


(Drzewiecki). Род. 1843, ум. 1938. Изобретатель-конструктор, разработал ряд подводных лодок, в т. ч. с электрическим двигателем (1880), занимался также расчетами и конструкциями воздушных винтов. До 1892 г. жил в России.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008