Джихад
священная война, которую, по Корану, должны вести мусульмане против противников ислама.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ДЖИХАД
священная война против иноверцев, предписанная исламом и позволяющая применять любые средства для его распространения и утверждения. См. также Газават.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ДЖИХАД
(арабск. — «священная война», война за веру; букв. — усердие, рвение) в широком смысле слова — любая борьба «на пути к Аллаху». Подразумевал нравственное усовершенствование, наказание нарушителей законов и, главное, вооруженную борьбу с «неверными». (См. также газават).
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Джихад
слово из Корана, означающее, с одной стороны, борьбу за духовное развитие, а с другой, оказание сопротивления несправедливости посредством вооруженной борьбы. К сожалению, в настоящее время содержание Джихада сведено к «священной войне», а духовные, интеллектуальные и социальные составляющие смысла этого термина утрачены.
Источник: Краткий словарь исламских терминов (проект www.igrunov.ru)
Джихад
араб. рвение, старание) — по Корану, священная война за ислам. Павшие в д. сразу и навсегда попадают в рай, их не коснется страшный суд во время конца света. Лозунг д. сыграл важную роль в араб, завоеваниях, он активно использовался правителями мусульманских государств. Однако уже в Средневековье появились толкования д. как духовного самоусовершенствования на пути к Аллаху.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Джихад
Джихад (Jihad, араб. - "рвение", "усердие"), обычно термин понимается как "священная война". Одна из гл. обязанностей мусульманина, предписываемая "Кораном, - защищать от внеш. угроз благополучие ислам, сооб-ва и соблюдать свящ. законы ислама. Теоретически Д. подчиняется строгим правилам, определяющим условия объявления войны - обычно против иноверцев, угрожающих исламу. На практике же его часто используют амбициозные мусульм. вожди в собственных полит, интересах. "Арабские завоевания, захват Османом дан Фодио в рез-те восстания гос-в хауса в Сев. Нигерии велись в нач. 19 в. под знаменем Д.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ДЖИХАД
(от арабск.-старание, рвение), термин используется для обозначения священной войны против врагов ислама. Одни мусульманские богословы полагали, что Д.-это борьба за распространение ислама, за обращение в ислам иноверцев, другие, что это борьба в защиту ислама. Этот термин часто использовался для оправдания тех или иных политических действий. Так, султан провозгласил участие Османской империи в ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ в качестве Д. Одновременно восставшие против султана арабы тоже называли свою борьбу Д. После войны многие радикальные и фундаменталистские исламские группировки стали именовать свои действия Д.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
Джихад
усердие, рвение в деле распространения ислама и обеспечения его торжества. Первоначально под джихадом подразумевалась война за веру (газават), предписанная Кораном. Отличившийся в джихаде называется гази, погибший – шахидом – мучеником. По мусульманским представлениям, последнему в час кончины уготовано место в раю. Первоначальные призывы к джихаду служили политическому и религиозному объединению арабских племен. Уже начиная с 9 – 1- в.в. появляется представление о духовном джихаде, т.е. самоусовершенствовании на пути к Аллаху, а также понятие о 4 видах джихада: джихад меча, сердца, языка и руки. См. Ислам.
Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.
ДЖИХАД
араб., букв. - старание, рвение, борьба) - "священная война", в к-рой по предписаниям Корана (не вполне ясным и противоречивым) полагается участвовать каждому боеспособному мусульманину. В мусульм. праве - шариате - только нек-рые правоведы считали Д. безусловно обязательным, рассматривая его как одну из осн. обязанностей мусульманина. В ср. века и новое время одни мусульм. богословско-юридич. авторитеты полагали, что Д. - наступат. война в целях расширения терр. мусульм. гос-в и обращения иноверцев в ислам; другие считали Д. только оборонит. войной. В условиях упадка феод. мусульм. гос-в (Турции, Ирана, Могольской Индии и др.) Д., как проявление религ. фанатизма, служил средством внеш. агрессии, отвлекавшей верующие массы от клас. борьбы, и орудием подавления нар. восстаний. В новое и новейшее время Д. часто по наущению англ. колонизаторов (в Иране, Ср. Азии, отчасти на Сев. Кавказе) и герм. империалистов (в Турции во время 1-й мировой войны) использовался реакц. феод. кругами в антинар. целях. Однако в нек-рых мусульм. странах Д. служил идеологич. выражением стихийной борьбы нар. масс против колонизаторов (напр., в Судане в кон. 19 в., в Ливии в 10-20-х гг. 20 в., во время Иракского восстания 1920, в Омане после 2-й мировой войны).
М. С. Лазарев. Москва.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
Джихад
усилие, борьба за то, что является для человека самой благородной и возвышенной целью на земле. Каждый мусульманин должен проявлять усердие в утверждении и защите Ислама, расходовать для этого свои материальные средства, умственные способности и все свои силы. В случае крайней необходимости необходимо подниматься на вооруженную борьбу против врагов веры. Джихадом является также борьба со своими духовными, или с социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращенностью общества и т.д.). Таким образом, джихад–это и борьба со своими страстями, и устранение социальной несправедливости, и постоянное усердие в деле распространения религии Аллаха и, наконец, ведение войны с агрессорами во имя Аллаха. В Исламе джихад является обязательным (См. Фард), так как о нем говорится в Коране: – «Вам предписано сражаться с врагами ислама, а это вам ненавистно. Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас–зло. Аллах ведает [об этом], а вы не ведаете» (2: 216); – «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет неверие и не утвердится вера в Аллаха» (2: 193); – ...объединившись, сражайтесь все с многобожниками, подобно тому, как они сражаются с вами все [вместе] (9: 36). Обязанность по ведению джихада может возлагаться как на определенную часть мусульман (фард аль–кифая), если они способны защитить честь и достоинство остальных мусульман, так и на каждого мусульманина в отдельности (фард аль–айн), если в этом есть необходимость. Целью джихада является утверждение истины и устранение всякой несправедливости. Причем джихад не ведется с целью мести, убийства, грабежа других людей или захвата и порабощения различных народов. Его проведение необходимо, чтобы устранить в обществе пороки и восстановить справедливость. Не ведется также джихад для насильственного обращения в Ислам. Необходимо ознакомить людей с положениями религии и создать условия для того, чтобы Ислам могли принять те, кто этого пожелает. Во время войны, перед началом сражения, мусульмане обязаны сделать все от них зависящее, чтобы не допустить кровопролития. Для этого необходимо: а) Предложить противнику принять Ислам; б) Если это предложение будет отвергнуто, необходимо предложить ему выплатить джизья, в обмен на защиту от мусульман (См. Джизья). Сражение можно начинать в случае отказа противника принимать эти условия. Вести войну можно только при наличии у мусульман военной и политической организации (государства), и при отсутствии каких–либо договоренностей с противоборствующей стороной. При ведении боевых действий запрещается убивать мирное население. Необходимо гуманно относиться к военнопленным. Если противник предложит мир, то нужно склоняться к миру. Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле этого смысла означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в аяте Корана: «Верующие–это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили свое имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Онито и есть искренние [верующие]» (49: 15). Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада. В частности существуют следующие виды джихада: 1. Джихад против своих пороков. Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Когда пророк Мухаммад вернулся из похода на Табук, он сказал: «...мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому». То есть он назвал военный поход малым джихадом, а борьбу с пороками–великим. В другом хадисе он сказал: «Настоящий муджахид тот, кто ведет борьбу со своими пороками» (Тирмизи, Джихад 2). 2. Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, ученость ведет к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Поэтому этот процесс также расценивается в качестве джихада: «Призывай [, о Мухаммад,] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами» (16: 125). 3. Джихад материальными средствами. Этот вид джихада необходим в связи с тем, что многие проблемы в этом мире можно решить при помощи денег, имущества, недвижимости. Истинные мусульмане не должны жалеть своих средств, которые даны им Аллахом для развития мусульманского общества. Об этом виде джихада говорится во многих сурах Корана, например: «Воистину, те, которые уверовали, переселились [из Мекки в Медину] и не щадили ни своего имущества, ни своей жизни ради дела Аллаха, а также те, которые дали [мухаджирам] убежище и помогли им,–они и есть помощники друг другу» (8: 72). 4. Джихад на поле боя. Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в Исламе. Об этом говорилось ранее. Мусульмане, участвующие в войнах называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами (См. Шахид). Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (См. Гази).
Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007