подушный налог, взимавшийся с немусульманского населения стран мусульманского Востока. В Османской империи к концу XVIII в. слился с хараджем (государственным земельным налогом).
ДЖИЗЬЯ
ДЖИЗЬЯ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ДЖИЗЬЯ
араб.) - налог, дань, к-рую, по преданию, платило немусульм. население (зимми) Мухаммеду, а потом халифам; в этом значении упоминается в Коране (сура 9, стих 29). Обложению Д. подвергались мужчины, достигшие зрелого возраста. Д. - также подушный налог, к-рый платило немусульм. население наряду с поземельным налогом - хараджем (женщины, дети, старики, рабы, нищие и монахи от него освобождались). Д. вносилась преим. деньгами, а также натурой - одеждой, скотом и т. п. При взимании учитывалось имуществ. положение плательщиков (богатые менялы, торговцы тканями, врачи, крупные землевладельцы платили 48 дирхемов ежегодно, люди среднего достатка - 24 дирхема, портные, красильщики - 12 дирхемов). В Османской империи Д. существовала до кон. 18 в., когда слилась с хараджем. Лит.: Wellhausen J., Das arabische Reich und sein Sturz, В., 1902; Denett D. C., Conversion and the poll tax in early Islam, Camb., 1950; Lekkegaard F., Islamic taxation in the classic period, Copenhagen, 1950; Hitti P. К., History of the Arabs, 6 ed., L., 1956.
Джизья
налог, который платили немусульмане в счет мусульманского государства в обмен на их защиту и неприкосновенность имущества. Этот вид налога начать применяться еще в период жизни пророка Мухаммада, и о нем говорится в Коране: «Сражайтесь с теми из людей Писания, кто не верует ни в Аллаха, ни в Судный день, кто не считает запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, кто не следует истинной религии, пока они не станут униженно платить джизью собственноручно» (9: 29). Джизья выплачивалась один, или два раза в год. Джизья могла быть выплачена мирным путем на основании договора мусульман с немусульманами, либо же в результате боевых действий, когда мусульманские войска захватывали территории населенные немусульманами. История джизьи восходит к пророку Мухаммаду, который договорился с христианами Наджрана о размере налога, который они обязались выплачивать мусульманскому государству, взамен на свою защиту. Согласно этому договору, они должны были выплачивать в месяце Сафар две тысячи, а в месяце Раджаб одну тысячу комплектов одежды. Каждый комплект одежды оценивался приблизительно в сорок дирхем (арабская серебренная монета весом около 3 г). Такой размер джизьи сохранялся до периода правления халифа Абу Бакра. В период правления халифа Омара территория исламского государства значительно расширилась, и в нее вошли многие немусульманские народы. В связи с новыми реалиями, налоговая политика претерпела некоторые изменения. С этого времени все совершеннолетние немусульмане должны были платить налог в размере четырех золотых или сорока серебренных дирхемов. Существуют различные мнения относительно того, с кого именно необходимо брать джизью. Например, Абу Ханифа говорил о том, что джизья берется с «людей писания» (иудеев и христиан) и язычниковнеарабов. Арабыязычники же должны принять Ислам. АшШафии же считал, что джизью можно брать с «людей писания». А согласно Малику ибн Анасу джизья берется со всех немусульман. Джизья берется только с совершеннолетних, свободных мужчин, которые находятся в здравом рассудке. Больные, дети, женщины, рабы, старики освобождаются от этого налога, так как согласно шариату джизью должны платить только те, кто в принципе может быть в состоянии воевать с мусульманами. Относительно выплаты налога священниками и монахами имеются различные позиции в исламских мазхабах. Одни мазхабы допускают это, а другие нет. Размер джизьи также зависел от материального положения людей. Богатые немусульмане платили сорок восемь, люди со средним достатком–двадцать четыре, а малоимущие–двенадцать дирхем ежегодно. Выплата джизьи давала возможность немусульманам жить под покровительством и защитой мусульманского государства, а также гарантировала свободу вероисповедания ими своих традиционных религий. По сути джизья являлась видом государственного налога, который брался с немусульманского населения. Если немусульманин переходил в Ислам, он освобождался от выплаты джизьи.