, Лука (Giordano, Luca) 1634, Неаполь — 1705, Неаполь. Итальянский художник. Искусство этого неаполитанского живописца оказало влияние на живопись XVIII столетия. Он принадлежал к кругу мастеров, много разъезжавших по Италии, выполнял большое количество заказов, был хорошо известен при дворах Италии и за рубежом. За быстроту и количество созданных работ получил прозвище "Fa presto" ("Делает быстро"). Джордано родился в Неаполе и в юности испытал влияние испанца Х. Риберы, последователя живописной реформы Караваджо. В ранних произведениях — серии полотен Философы (Брешия, пинакотека Тозио-Мартиненго; Рим, Нац. галерея; Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), полуфигуры нищих-бродяг с атрибутами античных мыслителей порой выглядят гротескно в отличие от подобных "портретов-типов" Риберы. Сильной караваджистской непрозрачной светотенью моделированы их крепкие фигуры, выступающие из темного фона. Живописные приемы караваджизма (эффекты искусственного света, динамичное распределение светотени) присутствуют и в других ранних произведениях: Аполлон и Марсий, Мученичество св. Лаврентия (оба — Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Кузница Вулкана (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Однако сюжеты трактованы с некоторой поверхностностью, менее эмоционально, чем у Караваджо и Риберы, персонажи сцен из Священного Писания и мифологии выглядят более холодными. Из Неаполя Джордано отправился в Рим (нач. 1650-х), Флоренцию, Болонью, Парму, Венецию (1650-е, 1667). В Риме на него произвели впечатление своим грандиозным размахом барочные иллюзионистические архитектурные перспективы Пьетро да Кортона, в Венеции — Веронезе и Тициан. От самого неаполитанского художника мастера Венеции восприняли приемы сильной контрастной светотени ("тенебризма" — от итал. tenebroso), а Джордано, получив здесь заказы на росписи церквей, пытался постичь тайны светоносного колорита венецианцев, подражать мягкой пластике их мазка, пространственным, наполненным светом композициям Веронезе в больших декоративных циклах (росписи палаццо Рикарди во Флоренции). Его образы в станковых картинах на сюжеты из Священного Писания (Мадонна с балдахином, Рим, Нац. галерея) или мифологические сюжеты (Сон Вакха, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Любовь и пороки обезоруживают Правосудие, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) насыщены светским духом, несут в себе оттенок чувственной грации, предвосхищающей рококо. В декоративных фресковых росписях его не увлекало построение сложных архитектурных перспектив, маленькие, парящие в бездонном небе фигурки сосредоточены главным образом по бокам, оставляя пустым небесное пространство в центральной части плафона. Иногда аллегорическое содержание его росписей несколько усложнено, как во фресках Королевского дворца в Мадриде и в соборе в Толедо, исполненных во время пребывания в Испании, но его живопись всегда несет в себе атмосферу праздничности, предвосхищая искусство венецианских "виртуозов" XVIII в., светскую трактовку аллегории в век Просвещения. Поздний цикл станковых картин на тему Истории Юдифи (1704, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте), пожалуй, самое драматическое произведение Джордано. Картины написаны динамичным мазком, бурная экспрессия в выражении чувств героев, как всегда в работах художника, кажется несколько поверхностной. Джордано был мастером переходной эпохи рубежа XVII—XVIII вв., поэтому в его творчестве черты позднего барокко подверглись своеобразной трансформации, предвосхищая открытия нового столетия.
Лит.: Causa R. Pittura napolitana dal XV al XIX secolo. Bergamo, 1961; Museo del Prado. Pintura Napolitana. De Caravaggio a Giordano: Catalogo. Madrid, 1995; Luca Giordano: "Christus und die bhebrecherin": Katalog / Hrsg. A. Kreul. Bremen, 1995.
Е. Федотова
0.00 байт
Джордано Бруно и переосмысление мифа о "золотом веке" Ренессанса: А. Веселовский, Л. Карсавин, П. Би
В статье рассматриваются трактовки образа Дж. Бруно в наследии российских культурологов А.Н.Веселовского, Л. Карсавина и П. Бицилли. Более полувека (с 1871 по 1933 гг.) личность Дж.