ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Беллини, Джованни
Bellini, Giovanni) Ок. 1430, Венеция — 1516, Венеция. Итальянский живописец, ведущий мастер венецианского Раннего Возрождения. Сын и ученик Якопо Беллини. В 1479 в связи с отъездом в Константинополь Джентиле Беллини Джованни был временно назначен руководителем работ по созданию цикла исторических композиций для зала Большого совета Дворца дожей. В 1483 получил пост официального живописца Венецианской республики. Получал заказы от маркизы Мантуи Изабеллы Гонзага и герцога Феррары Альфонсо д’Эсте. В творческом формировании Джованни Беллини значительную роль сыграли учеба у Я. Беллини, творческие контакты с Мантеньей, знакомство с работами Пьеро делла Франческа, Антонелло да Мессина, нидерландских мастеров. Дошедшее до нас обширное наследие художника включает более 200 работ, в том числе ряд монументальных алтарных композиций, более 50 изображений Мадонны с Младенцем, ряд станковых картин на религиозные темы, серию портретов современников, аллегорические и мифологические композиции. Более чем шестидесятилетний творческий путь Джованни Беллини, начавшийся в годы формирования в Венеции живописной школы Раннего Возрождения и завершившийся в момент первого расцвета венецианского Высокого Возрождения, отмечен значительной эволюцией. В то же время его творческий облик отличает большая целостность. Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок. 1455), Распятие (ок. 1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок. 1459, Лондон, Нац. галерея), Мертвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок. 1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св. Винченцо Ферреро (ок. 1464—1468, Венеция, церковь Санти Джованни э Паоло) и др., восходящих к композиционным моделям Я. Беллини, еще отмеченных некоторой скованностью в передаче движений и ракурсов, жесткостью моделировки форм, проявляются неповторимые черты его дарования. Это мастер гармонического склада, наделенный даром поэтического восприятия мира, способный передавать состояние глубокого созерцания, самоуглубленности, торжественного покоя, умеющий найти музыкальное согласие и единство ритма, сообщающее его построенным на крупных массах композициям простоту и ясность. Уже в ранних его работах большое место занимает пейзаж, в котором условные каменистые горки и слоистые скалы, навеянные работами Якопо Беллини и Мантеньи, соседствуют с зелеными далями, светлой гладью озер, пологими холмами. Расцвет творчества Джованни Беллини начинается с середины 1470-х, когда некоторая жесткость ранних работ уступает место обобщенности и мягкости светотеневой моделировки форм, плавности и ясности ритмического строя; художник переходит к технике масляной живописи, открывшей для него новые возможности. В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника. В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. 1487, Венеция, галереи Академии; триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок. 1488, Венеция, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари; Алтарь Сан Дзаккариа, 1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа), в серии небольших произведений (Мадонна с деревцами, 1487, Венеция, галереи Академии; Мадонна в лугах, ок. 1505, Лондон, Нац. галерея) благоговейная просветленность соседствует с необыкновенной для искусства Раннего Возрождения полнотой физического и духовного бытия. Джованни Беллини создает тот тип земной, полнокровной красоты, который затем на протяжении всей эпохи Возрождения будет определять облик венецианской школы, находит новые живописные средства ее воплощения. Обращение к технике масляной живописи помогло полностью раскрыться его дарованию колориста. Чистота и светоносность основных тонов синего, розово- и вишнево-красного, зеленого, охристо-желтого сочетаются у него с разработкой полутонов, золотистых оттенков, придающих красочной гамме природную естественность и единство; тональное богатство приобретают переходы света и теней. В картинах Джованни Беллини исключительно важное место занимает пейзаж, являющийся фоном большинства его композиций. Художнику свойственно пантеистическое начало, чувство тонких связей между человеком и природой. В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей. В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру. В своих многочисленных портретах он следует разработанной Антонелло да Мессиной классической схеме погрудного трехчетвертного портрета, но дает ей новую интерпретацию, наделяет своих персонажей большей внутренней активностью, сообщает небольшим по размерам работам венецианскую праздничность, декоративную нарядность, изображая свои модели на фоне сияющей голубизны неба, подчеркивающей яркость одежд, тона белокурых или рыжих волос (Портрет юноши, ок. 1500, Париж, Лувр; Портрет юноши, ок. 1500, Рим, Капитолийские музеи). К числу самых замечательных работ Джованни Беллини принадлежит Портрет дожа Леонардо Лоредана (ок. 1501, Лондон, Нац. галерея), где великолепный аккорд ослепительно-синих, красных, серебристых тонов подчеркивает властность и живость энергичного старческого лица. Творческое долголетие Джованни Беллини, создавшего в старости свои наиболее значительные работы, отмеченные зрелостью стиля, полнокровием образов, красочным богатством, стилистически уже вписывающиеся в искусство Высокого Возрождения, проявилось и в том, как органично он освоил в последние годы своей жизни новую для него светскую тематику (Женщина перед зеркалом, 1515, Вена, Музей истории искусства; Пир богов, 1515, Вашингтон, Нац. галерея, окончен Тицианом). Джованни Беллини оказал значительное влияние на формирование венецианской живописной школы XVI в. Его учениками были крупнейшие мастера венецианского Высокого Возрождения Джорджоне и Тициан. Из художников, испытавших влияние Джованни Беллини, можно назвать также работавшего в Венеции в 1505—1506 Дюрера.
Лит.: Лазарев В. Н. Джованни Беллини // Старые итальянские мастера. М., 1972; Delogu G. Giovanni Bellini. Bergamo, 1935; Dussler G. Giovanni Bellini. Wien, 1949; Hendy P., Goldscheider L. Giovanni Bellini. London, 1945; Heinemann F. Giovanni Bellini e i belliniani. Venezia, 1962; Fiocco G. Giovanni Bellini. Milano, 1960; Bottari S. Tutta la pittura di Giovanni Bellini. V. 1—2. Milano, 1963; Robertson G. Giovanni Bellini. Berlin; New York, 1972.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ
ок. 1433–1516) Джованни Беллини – выдающийся живописец, принадлежащий к венецианской школе, один из основоположников Высокого Возрождения. «В течение пятидесяти лет, – писал Бернсон в 1916 году, – Джованни вел венецианскую живопись от победы к победе. Он застал ее в тот момент, когда она выходила из своей византийской оболочки, которой грозило окаменеть под воздействием педантически соблюдаемых канонов, и передал в руки Джорджоне и Тициана искусство, самое человечное из всех, какие знал западный мир после конца греко?римской культуры». Критик В.Н. Лазарев назвал Джованни Беллини «самым обаятельным венецианским живописцем XV века». Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини, известного художника. Большим художником стал и его старший брат – Джентиле. Точная дата его рождения неизвестна. Итальянский исследователь Мариолина Оливари считает, что это, скорее всего, 1432–1433 годы. Первым учителем Джованни, естественно, стал отец. Огромное влияние на него оказал знаменитый Андреа Мантенья, женившийся в 1453 году на сестре Беллини Николозии. «Значение Андреа для творчества Джованни нельзя свести только к их личным взаимоотношениям, – считает М. Оливари. – Андреа явился для него связующей нитью с тосканским и флорентийским искусством». Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем. В дальнейшем Беллини напишет множество мадонн, очень простых, серьезных, не печальных и не улыбающихся, но всегда погруженных в ровную и важную задумчивость. Среди всех Мадонн, написанных Джованни до 1460 года, лучшей, без сомнения, является так называемая «Греческая Мадонна». По свидетельству Фра Валерио Полидоро, в 1460 году Беллини совместно с отцом и братом Джентиле исполнил алтарный образ Гаттамелаты в соборе Сант?Антонио в Падуе. Эта картина, к сожалению, не сохранилась. В шестидесятые годы для церкви Санта?Мария делла Карита Джованни исполнил четыре больших триптиха. Они были вскоре установлены на четырех фамильных алтарях, воздвигнутых между 1460 и 1464 годами. К семидесятым годам живописная манера Беллини меняется. Здесь уже нет линеарного и плоскостного понимания композиции, чисто символической трактовки цвета как светового знака божественной причастности. Цветовые соотношения вполне конкретны, хотя и не утратили своей символической наполненности; объемы отличает упругая пластическая лепка; одухотворенностью и музыкальностью полны движения беллиниевских персонажей. В ранний период его рисунок еще отличается жесткостью. С конца 1470?х годов, возможно, под впечатлением работ Антонелло да Мессина, посетившего Венецию, Джованни Беллини вводит в свои работы насыщенные светом и воздухом цветные тени. Образы Христа, Марии, Иоанна в его работах этого периода («Мадонна со святыми», 1476; «Оплакивание Христа», 1480) исполнены одновременно поэтической одухотворенности и трагического величия» (А.Б. Краснова). В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению. Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость. Художник тонко улавливает портретное сходство, особенно юношеских и старческих лиц, стремится к красочной нарядности. В конце века Беллини создает гениальную композицию «Озерная Мадонна» (ок. 1500). По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века «Паломничество души». «Картина Беллини запечатлена каким?то единственным мгновением равновесия между жизнью и смертью, – пишет П. Муратов. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Как это бывает с образами наших снов, созданные художником образы не утратили зримой и яркой полноты. Воображение Беллини облекло их в краски и формы, напоминающие нам какие?то места, где воды были так же зеркальны, облака так же светлы и тонки, далекие горы так же волшебны и мрамор так же бел и прозрачен. Все это было, все это видано – хочется сказать при взгляде на картину Беллини, и мысль о Венеции неизменно овладевает душой. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Венеция в разноцветных плитах террасы и в мраморе ограды и трона, Венеция в улыбке успокоенных вод, в этом прозрачном небе и в этом полете взгляда к линиям гор. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: «Маленький Вакх», «Обнаженная перед зеркалом», «Портрет Фра Теодоро да Урбино» (1915). Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Беллини отказался от профильной позы, преобладавшей в портретной живописи раннего Ренессанса: он создал погрудное изображение анфас, которое напоминает скульптурный портретный бюст. Венеция, как обычно, отставала от флорентийской моды, которая в то время уже ввела портреты, показывающие половину человеческой фигуры, включая руки. Примером тому может служить созданная почти в этот же период "Мона Лиза". Такое решение придает портрету спокойную расслабленность и лишает его излишней официальности, что, конечно, вряд ли было бы уместно в портрете дожа – позднем шедевре Беллини; наглухо застегнутая одежда подчеркивает железную самодисциплину этого человека, облеченного властью». Беллини был и замечательным мастером пейзажа, оказавшим решающее воздействие на венецианских пейзажистов последующего поколения. Лонги писал о пейзажах Беллини: «Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания». Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина «Мадонна на лугу» (около 1505). «Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности», – считает М. Оливари. Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией «Мадонна с Младенцем на троне», Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан?Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом. Она создана совместно с братом Джентиле. Хотя Беллини уже было около 75 лет, но он сохранил не только работоспособность, но и способность к творческому обновлению. Знаменитый художник Альбрехт Дюрер, посетивший в то время Венецию, писал: «…Джованни Беллини… очень хвалил меня в присутствии многих господ, ему хотелось иметь что?нибудь из моих работ. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что?нибудь сделал. Он же хорошо мне заплатит. Все говорят мне, какой это достойный человек, и я тоже к нему расположен. Он очень стар, но все еще лучший в живописи». Лучшее произведение последних лет Беллини «Пиршество богов» (1514). Секретарь герцога дЭсте заплатил художнику восемьдесят пять золотых дукатов за эту картину. Вазари назвал ее одним «из прекраснейших произведений, когда?либо исполненных Джанбеллино». В 1515 году Джованни Беллини подписал и датировал «Портрет Фра Теодоро да Урбино». Это было последнее завершенное произведение мастера. 29 ноября 1516 года Марин Санудо записал в своих дневниках: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный живописец… прославленный во всем мире, и хотя он был очень стар, писал еще превосходно».

Источник: 100 великих художников. 2004