Giulio Romano), наст. имя Джулио Пиппи Ок. 1499, Рим — 1546, Мантуя. Итальянский живописец, архитектор и декоратор. Мастер римской школы. С 1509 ученик, а позже — главный помощник Рафаэля. Работал в Риме и Мантуе (с 1524). Придворный архитектор и живописец мантуанского маркиза Федерико Гонзага. Уроженец Рима и прекрасный знаток его древних памятников, Джулио Романо участвовал в работе над рядом поздних картин Рафаэля (Шествие на Голгофу, ок. 1517, Мадрид, Прадо; Преображение, 1519—1520, Ватикан, Пинакотека); вместе с Пенни осуществлял росписи по рисункам Рафаэля в Станце дель Инчендио (ок. 1517, Ватикан) и лоджии Психеи (ок. 1519, Рим, вилла Фарнезина); участвовал в росписях Лоджий Рафаэля (1518—1519, Ватикан). После смерти Рафаэля завершил декорировку виллы Мадама и другие неоконченные работы мастера. Восприняв многие элементы стиля Рафаэля, свойственную ему культуру рисунка, его богатейший репертуар пластически совершенных поз, жестов, контрапостов, Джулио Романо уже в первых самостоятельных работах проявил склонность к их внешне эффектному, театрализованному использованию, к утяжелению, перенасыщенности композиций, плотно заполненных множеством фигур, к преобладанию иллюстративного начала (Росписи зала Константина, 1520—1524, Ватикан). Уже в годы работы в мастерской Рафаэля у Джулио Романо сложилась характерная жесткая живописная манера с резкими контурами и темными, непрозрачными тенями, присущая его многочисленным алтарным картинам римского периода (Мученичество св. Стефана, до 1523, Генуя, церковь Санто Стефано; Мадонна с кошкой, ок. 1523, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; Св. Семейство, ок. 1524, Рим, церковь Санта Мария дель Анима, и др.). Мантуанский период творчества Джулио Романо связан главным образом со строительством, живописной и стукковой декорацией обширной летней резиденции мантуанских маркизов палаццо дель Те (1525—1535). Построенный по проекту Джулио Романо дворец, первоначально окруженный с четырех сторон каналами и представляющий в плане квадрат с большим внутренним двором, имеет 9 парадных помещений, декорированных Джулио Романо с многочисленными помощниками (Приматиччо, Ринальдо Мантовано и др.). Росписи Джулио Романо, представляющие один из самых обширных светских ансамблей XVI в., включают ряд новых для итальянской монументально-декоративной живописи моментов — от разбивки плафона на ряд отдельных, заключенных в ромбы, квадраты, восьмиугольники композиций, симметрично расположенных вокруг центральной сцены (зал Амура и Психеи), до парадоксального решения зала Гигантов с его иллюзионистическими эффектами, где вокруг зрителя от молний парящего в облаках на сводах Зевса рушатся колонны, оседают своды, трескается кирпичная кладка величественных зданий, придавливающих фигуры чудовищных гигантов. Работы Джулио Романо в Мантуе представляют классический образец римского варианта сформировавшегося в Италии 1520-х маньеризма, чье появление было связано с кризисом флорентийско-римского Высокого Возрождения. В то же время работы в Мантуе Джулио Романо способствовали широкому распространению в Северной Италии ряда изобразительных принципов флорентийско-римской школы, оказали влияние на творчество венецианских мастеров, в частности, на Тициана и Веронезе.
Лит.: Hartt F. Giulio Romano. New Haven, 1958. Vol. 1—2.
И. Смирнова