Giusto di Menabuoi) Ок. 1320/1330, Флоренция — 1391, Падуя. Итальянский живописец. Уроженец Флоренции, Джусто ди Менабуои работал в Северной Италии; первые его работы, датируемые началом 1350-х, выполнены в Милане, а с 1370 он работал в Падуе и пользовался покровительством правившей здесь семьи Каррара. Уже в ранних произведениях Джусто ди Менабуои определился стиль мастера, сложившийся под влиянием работ Джотто и его последователей. Таков его Св. Протасий (до 1350, Милан, Академия Брера), входивший в серию погрудных изображений святых в церкви Санта Мария ди Брера. Лапидарность линии силуэта, обобщенная трактовка форм сочетаются в этой фреске с одухотворенностью, навеянной, по-видимому, готическими образцами. В такой же обобщенной манере выполнены и величественные фигуры женщин из фрески Страшный Суд (Вибольдоне, аббатство, нач. 1350-х). Из станковых работ, выполненных Джусто до переезда в Падую, самым значительным является полиптих Благовещение, Рождество, Распятие (1367, боковые створки) и Коронование Девы Марии (центральная композиция, все — Лондон, Нац. галерея). Вершиной творчества Джусто ди Менабуои является грандиозный цикл росписей купола баптистерия в Падуе, законченный ок. 1376. Росписи на библейские и евангельские темы располагаются концентрическими кругами, в центре которых находится фигура Христа. Одной из лучших композиций, включенных в эти росписи, является Благовещение, где коленопреклоненный ангел и величественная Дева Мария предстают в неглубоком пространстве под арочными сводами. Величавый облик персонажей, торжественность их жестов, плавность обобщенных линий силуэта, безупречно вписанных в арочное обрамление, сочетание голубых тонов одеяния Девы Марии и белых одежд ангела с золотом нимбов создают редкое в итальянской живописи XIV в. классическое начало. Немногословным и торжественным предстает Джусто и в Тайной вечере. Из других композиций, украшающих баптистерий, особенно выделяются Создание Адама, Призвание апостолов, Брак в Кане. Кроме фресок баптистерия, Джусто ди Менабуои расписал ок. 1392 капеллу Беллуди в соборе Св. Антония (дошедшие до нас фрески сильно разрушены временем) и капеллу Св. Августина в церкви Эремитани (ок. 1370). Эти росписи с фигурами Добродетелей, философов, аллегорий наук, также сильно пострадавшие от времени, понесли дополнительный урон во время Второй мировой войны, когда при бомбардировке Падуи англичанами в храм попала бомба, уничтожившая соседнюю капеллу Оветари с росписями Мантеньи.
Лит.: Castelfranchi Vegas L. Giusto di Menabuoi. Milano, 1966.
И. Смирнова
Джусто ди Менабуои
Джусто ди Менабуои
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006