Дзукарелли

Найдено 1 определение
Дзукарелли
, Франческо (Zuccarelli, Francesco) 1702, Питиньяно, ок. Сиены — 1788, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы, ведущий мастер идиллического пейзажа в XVIII столетии. Он был уроженцем Тосканы, как пейзажист сформировался в Риме под влиянием известного мастера идиллического пейзажа А. Локателли. Изучал произведения работавших там голландских и фламандских мастеров. Интересовался живописью М. Риччи в Венеции, где жил с 1732, выезжая в Париж и на более длительные сроки в Лондон (1752—1762, 1768—1772). Европейское признание позволило ему стать в 1763 членом венецианской Академии художеств, а в 1772 быть избранным ее президентом. Подобно каприччо, идиллический пейзаж был тесно связан с венецианской живописной традицией. В нем проявилась созерцательная и поэтическая оценка мира, присущая не только венецианским художникам, но и поэтам, музыкантам. Лирический склад мировоззрения венецианцев выразился в поэтическом жанре пасторали и в музыке, в плавной мелодичности которой раскрывались тончайшие душевные волнения. Иллюзорный, наивный мир пастушеской жизни в Аркадии Саннадзаро или Аминте Тассо, с утонченной чувствительностью в переживаниях героев, отвечал гедонистическим рокайльным вкусам первой половины XVIII столетия и уже изменившимся элегическим предромантическим настроениям второй половины XVIII в., стремлению к уединению на природе. Мифологический стаффаж в виде нимф, сатиров, пастушков и пастушек существовал в этой поэзии рядом с описанием реальных красот итальянской природы. Сопровождаемые музыкой пасторальные мелодрамы, собственно, и послужили основой для первых итальянских опер, они были популярны в Венеции и в XVIII столетии. Либретто к ним писали известные авторы, среди которых наибольшую известность снискал Пьетро Метастазио. Идиллический пейзаж, тесно связанный с этой литературно-музыкальной традицией, получил распространение в станковой и монументальной живописи XVIII в. Франческо Дзукарелли украшал своими панно стены залов виллы Пизани в Стра, а десюдепортами с изображением танцующих крестьянок на поляне или отдыхающими у фонтана — палаццо Борромео на острове Изола Белла. Идиллические сценки в пейзаже, выполненные венецианским мастером, высоко ценились на европейском художественном рынке. Дзукарелли отсылал их в Лондон на аукцион и выполнял специальные заказы для английского консула в Венеции Дж. Смита и А. М. Дзанетти. Большие полотна для виллы Пизани в Стра — Похищение Европы, Вакханалия, Пейзаж с амазонкой, Пейзаж с девушками у фонтана, Пейзаж с отдыхающим охотником (ок. 1740—1750, все — Венеция, галереи Академии) изящны по композиции. Стаффажные фигурки легко расставлены в пейзажах. Свет золотит верхушки "пушистых", как у М. Риччи, деревьев, заливает пространство лугов и полян и превращается в призрачную розоватую дымку у горизонта. Яркие пятна одежд маленьких фигурок не вносят диссонанс в изысканно-нежную колористическую гамму полотен Дзукарелли. В них всегда доминирует пейзаж. Прозрачное сфумато и мягкие оттенки розового, зеленого и голубоватого цветов рокайльной палитры художника нравились заказчикам, мечтающим иметь его холсты наряду с ведутами Каналетто, Беллотто, пейзажами и каприччо М. Риччи. Дзукарелли много путешествовал по Терраферме, исполняя заказы двух своих покровителей — графов Ф. М. Тасси и Дж. Леоне из Бергамо. Он писал окрестности Бергамо и Брианца. В одной из его известных работ — полотне Пейзаж с мостом (Будапешт, Музей изобразительных искусств) — с декоративным изяществом и большим колористическим мастерством передана неяркая природа Террафермы. Старый каменный мостик через речку, по которому гонят коров и овец крестьяне, возникает как островок реальности в идиллически спокойном и прекрасном в своей совершенной красоте пейзаже. Нежное сфумато придает коричнево-зеленой гамме полотна прозрачность и мягкость. В Англии художник работал в 1760—1770-е вместе с А. Визентини, который писал архитектурные постройки в пейзажных видах Дзукарелли (Линдсей-Хауз, Виндзор, Королевские собрания; Вид палладианской ротонды в парке, частное собрание). Подобно Каналетто и Беллотто, он передавал в них единство пейзажа и архитектуры средствами тонального колорита. Традиции идиллического пейзажа Ф. Дзукарелли продолжил в Венеции Дж. Дзаис.
Лит.: Гараш К. Венецианское сеттеченто. Будапешт, 1968; Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Nepi Sciri G., Valcanover F. Gallerie dell’Accademia di Venezia. Milano, 1985.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006