Аргентинский гитарист, знаменитый поэт и социолог. Родился в Буэнос–Айресе 2 сентября 1805 года. В раннем детстве он потерял отца, а любовь матери к мальчику удвоилась. С бьющимся сердцем он слушал пение птиц, он искусно рифмовал всю гамму своих чувств под звуки гитары. В 20–летнем возрасте в октябре 1825 года он направляется в Париж. Зачем? Хуан Мария Гутьерес пишет в "Биографии Эчеверрии": "Родившись в стране, которую он страстно любил, но где даже история не дает опыта, а искусство не являет свои чудеса, где школы бедны и нет знаменитых учителей, он направляется в Старый Свет, надеясь найти там знания, которых не хватает ему на родине. В Старом Свете он ищет щедрый и чистый источник, где мог бы утолить пожирающую его жажду знания". Прибыв в столицу Франции, Эчеверрия не мог долго жить вдали от берегов Ла Платы. Его душа была настроена, как эолийская арфа, звучавшая только от порывов родного ветра. И в такие моменты любовь, зародившаяся на родине и превратившаяся в благотворную сказку, развеивала мрак и окрашивала ее в голубые тона покинутой родины. Этой волшебницей была гитара, его верная подруга, по его собственным словам, звуками своими отгонявшая зверей, разрывавших его грудь. Несомненно, что эту гитару не раз он тайно проносил под плащом и играл на ней сьелито – двусмысленные и фамильярные танцы пригородов юга в годы его ранней юности. Но эта дешевая гитара со струнами, купленными у старьевщика на углу "Альмандос" или в магазине "Лосано", стала виуэлой на заводах Севильи или Кадиса, настоящим инструментом в умелых руках, воспитанных под руководством прославленных преподавателей.
Эчеверрия гордился своей принадлежностью к школе маэстро Сора и тем, что он интеллигентно исполняет мудрую музыку Агуадо, написанную специально для диапазона виуэлы (см. Кордеро Ф. Крус). Больше, чем чужому, собственному вкусу, своим тонким чувствам обязано то очарование, с которым он играл на инструменте, который мало кто видел у него в руках, потому что он оставлял игру исключительно для себя и в те часы, когда душа его была видна только ему самому. Мы, слышавшие арпеджио, возникавшие, когда его пальцы то быстро, то медленно пробегали по струнам его гитары, понимаем, каким же утешением, вдохновителем и советчиком большинства стихов с неясной, переливающейся и скользящей гармонией была гитара. Прежде чем обрести форму в слове, стихи родились в покрывале гармонических звуков; строфа его стихотворения – это как бы либретто, которое с трудом приспосабливается к звукам, еще более красноречивым, чем само слово. Для поэта ритм и музыка, игра и модуляция, страсть и согласованность были синонимами, которые уравнивались и смешивались в области восторга. Опытный музыкант и поэт диссонансом ранит, гармонией околдовывает, а звукоподражательным силлабическим консонансом звуков оживляет мертвую природу и заставляет душу трепетать между памятью и надеждой, ставя попарно и чередуя рифмы.
Доктор Рикардо Рохас, ректор Буэнос–Айресского университета, во II томе, стр. 696 "мелодией гаучо" частично приводит сказанное Гутьересом и высказывает об Эчеверрии те же идеи. Великий аргентинский поэт умер молодым 19 января 1851 года в г. Монтевидео, изгнанный военным режимом Восстановителя законов доном Хуаном Мануэлем де Росас (см.). В прекрасных садах Палермо в его родном городе высится его памятник, созданный скульптором Тассо.
Об Эчеверрии мы скажем его же словами, посвященными его другу, поэту Хуану Крус Вареле:
Несчастная судьба!
За десять лет ни разу
Не вдохнуть воздух родины.
Не увидеть ее даже в час смерти!
ЭЧЕВЕРРИЯ ЭСКИНОСА ХОСЕ ЭСТЕБАН АНТОНИО
ЭЧЕВЕРРИЯ ЭСКИНОСА ХОСЕ ЭСТЕБАН АНТОНИО
Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998