ЕДИНСТВО ГОСПОДА (Ахдут hа-Шем)
ЕДИНСТВО ГОСПОДА (Ахдут hа-Шем)
Слушай, Израиль, Господь Бог наш, — Господь един" (Втор. VI, 4). Вера в Единство Бога - основа веры Израиля; одна из основных заповедей. Он - Господь над всем. Он был, есть и будет вечно. Кроме Него нет Бога, и никто кроме Него не правит миром. Он бестелесен, не может быть постигнут умом и чему-либо уподоблен. Человек, не признающий этих положений, отрицает веру Израиля. Наш праотец Авраам был первым, кто постиг и признал истинное Единство Господа. Агада* рассказывает: "Когда Аврааму было три года, он задумался: Кто сотворил небо, и землю, и меня? Увидя сияние солнца, он молился целый день солнцу. Но вечером солнце скрылось на западе, а на востоке появилась луна. Увидев месяц и звезды вокруг него, он [Авраам] сказал: Это он сотворил небо, и землю, и меня, а звезды — его князья и рабы". Стоял он всю ночь и молился луне. Утром луна скрылась на западе, солнце взошло на востоке. И сказал он: "Нет, у них самих нет силы. Над ними есть Господин, Ему буду молиться, Ему буду поклоняться". Веру в Единого Бога Авраам передал в наследство Ицхаку, Яакову и его сыновьям после него. Эта вера была утверждена при вручении Торы, когда сыны Израилевы были избраны "народом из народов". Избранный народ призван распространять учение о Единстве Господа. Р. Моше из Куци дал такое определение веры в Единство Господа: "Он один на небесах и на земле... Его единство отличается от единства других. Царь — один в своей стране, но не во всем он один, ибо, подобно ему, есть в его стране другие люди, а в других странах есть цари, как он... Не так Господь, Бог наш. Он Один во всем...".
Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983