ЭФЕС

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эфес
часть рапиры или шпаги, состоящая из рукоятки, крестовины, перекрестия дужки или гарды.

Источник: Словарь холодного оружия и доспехов

ЭФЕС
рукоять от сабли, шашки, шпаги. Бывает с защитным приспособлением и без него. Кроме того, древний город в Карии, на западном побережье Малой Азии, торговый, ремесленный и религиозный центр. В Э. одно из семи чудес света – храм Артемиды Эфесской. Основан греками в XII в. до н. э.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЭФЕС
рукоятка холодного оружия; общекавказский эфес шашки, принятый и у Казаков, как правило, открыты без охранной дужки и даже без крестовины, защищающей кисть руки, оправлен металлом и часто украшался серебром золотом и дорогими камнями. Тип сарматский, в старину принятый у Запорожцев, имел только крестовину из цветного металла.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Ефес
Деян 18.19,21,24; 19.1,17,26,28,34,35; 20.16,17; 1Кор 15.32; 16.8; 1Тим 1.3; 2Тим 1.18; 4.12; От 1.11; 2.1)-богатый город на средиземноморском побережье Малой Азии, местопребывание проконсула Асии во времена владычества Рима. Был особенно известен благодаря храму Артемиды. В этом процветающем городе язычников ап. Павел образовал общину верующих и отсюда его проповедь распространялась по всей Асии. Сюда, перед самым разрушением Иерусалимского храма в 70 г., переехал ап. Иоанн и здесь он жил до самой своей смерти, здесь написал Евангелие, Послания и Откровение. Город был разграблен и разрушен готами в 262 г. и теперь на его месте остались только развалины. (См. Артемида)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Эфес
Эфес (Ephesus), античный город на зап. побережье М. Азии. Основан ионийцами и сохранял независимость от Лидийского царства, пока в сер. 6 в. до н.э. его не завоевал Крез. Город был последовательно членом Делосского союза и частью Афинской державы. Его захватывали Александр Великий, Селев-киды и Пергам. В 133 г. до н.э. перешел под власть Рима. К этому времени он обогнал своего соперника, Милет, и стал одним из самых процветающих городов Вост. Средиземноморья. В рез-те раскопок обнаружены разл. гор. сооружения: улицы, храмы (в частности, знаменитый храм богини Артемиды, одно из семи чудес света, уничтоженный пожаром в 356 г.), великолепный театр и торг, лавки. В 431 г. н.э. совет Э., созванный Феодосием II, поддержал решения Ни-кейского собора и отверг учение Нестория (нестори-ане), к-рый был отлучен от церкви.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Эфес
греч. Ephesos)
   город в Карии (зап. побережье Малой Азии), основанный в XII в. до н.э. в устье р. Кайстр; благодаря выгодному географическому положению стал важным торговым и религиозным центром Ионии. В Э. находился знаменитый храм Артемиды, который считался одним из семи чудес античного мира (в 356 г. до н.э. его поджег Герострат). Э. - родина философа Гераклита, художников Апеллеса и Паррасия.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   др.-гр. город, основан ионийцами в X в. до н. э. После походов Александра Македонского Э. становится богатейшим городом М. Азии. Наиб, известен был храм Артемиды - одно из семи чудес света, самый большой храм эллинского мира, сожженный в IV в. Геростратом. Город прекрасно сохран.: улицы, дома, библиотека, гимнасий, огромный стадион и театр - грандиозная постройка на 24 000 мест, начатая в эпоху эллинизма и законченная в рим. эпоху
   Е.А.С.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ЭФЕС
древ. город в Карии, на зап. побережье М. Азии; в наст. время руины Э. отстоят от берега на расст. 10 км, находятся на терр. совр. Сельджука (Турция); важный торг и ремесл. центр. Выгодное расположение Э. как конеч. пункта азиатских торг. путей и его значение как религ. центра (знаменит храмом Артемиды — покровительницы Э.; считался одним из семи чудес света) способств. процветанию города. Первонач. население в Э. на холме (совр. Айясолук) было карийским. В 12 в. до н.э. греки, по пре-данию, во главе с афинянином Андроклом колонизовали эту терр., основав город. В 560 до н.э. был подчинен Лидией, в 546 до н.э. — Персией. После греко-перс. войн (500 — 449 до н.э.) Э. примкнул к Афинскому мор. союзу (Архе Афинской), но во время Пелопоннесской войны 431 — 404 до н.э. был на стороне Спарты. После 386 до н.э. Э. вновь подчинен Персии, в 334 — Александру Македонскому, затем переходил от одного диадоха к др. В 3 в. до н.э. Э. — под властью Селевкидов. С 190 до н.э. — под властью Пергама, со 133 до н.э. — Рима, со времени Августа (кон. 1 в. до н.э.) — столица рим. провинции Азия. В 263 н.э. Э. был разграблен готами, а храм, соженный в 356 до н.э. Геростратом и затем заново отстроенный, окончат. разрушен. В 358 н.э. и 356 пострадал от землетрясения, но был восстановлен. Просуществовав до 7 в., затем обезлюдел, местность постепенно заболотилась.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ЭФЕС
   • Eph?sus,
         ????????, н. руины при Аязулуке, один из двенадцати значительных ионийских городов у подошвы гор Кореса и Пиона (или Приона) при устье Каистра; на юге от города протекал Кенхрей. Знаменитый храм Артемиды (??????????), построенный кноссийцем Херсифроном, был сожжен Геростратом в ночь, когда родился Александр Великого; но малоазиатские греки выстроили его снова с таким великолепием, что он считался одним из семи чудес мира. Лишь недавно посредством раскопок найдено место, на котором находился храм; он лежал в северо-восточной части города между горой Прионом и возвышенностью, занимаемой теперь крепостью Аязулуком. Э. был основан, по преданию, амазонками, потом обитаем карийцами и лелегами, пока им не овладел Андрокл, сын Кодра. Город был всегда могуществен, но получил особенное значение, когда сделался при христианских императорах главным городом провинции Азии. Прежняя морская гавань — Панорм — теперь занесена песком; кроме того, было еще две гавани в долине Каистра. Э. был местом рождения философа Гераклита и Гермодора (Cic. tusс. 5, 36), который, будучи изгнан из своего города, по сказанью, оказал помощь децемвирам при составлении законов. ср. Guhl, Ephesiaca (1843). Hyde Clarke, Ephesus (1863). Curtius Beitr. z. Gesch. u. Topogr. Kleinasiens (1872); Ephesus (1874). Wood, Discoveries at Ephesus (1877).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Ефес
столица проконсульской Асии, провинции на западном берегу Малой Азии, при реке Каистре, между Смирной и Милетом. Ефес был особенно известен благодаря храму Дианы, который считался одним из 7-ми чудес света. Жители Ефеса отличались суеверием, любовью к роскоши, расточительностью и развратной жизнью. Павел проповедовал здесь в 54 году по Р.Хр. (Деян. 18:19 и дал.); там жило много евреев, с которыми он беседовал и которые просили его остаться у них. Во время своего второго, более чем двухлетнего пребывания там, он образовал общину из обращенных евреев и греков (Деян. 19:9 и дал ), те из обращенных, которые занимались чародейством, сожгли свои книги, ценою в 50000 драхм, т.е. около 15.000 рублей (Деян. 19:19). В это же время серебряник Димитрий, терпевший убытки, так как вследствие проповеди Павла, люди переставали покупать изготовляемые им модели храма Дианы, произвел в городе возмущение (Деян 19:24 и дал.). Спустя несколько лет пресвитеры общины приходили к Павлу в Мелит и, после беседы, трогательно простились с ним (Деян. 20:17 и дал.). Возможно, что он еще раз посетил их после своего заключения в Риме (1 Тим. 1:3). Кроме Павла там. благовествовали Акила и Прискилла (Деян. 18:34 и дал.); позднее Тимофей (1 Тим. 1:3) и Тихик (2 Тим. 4:12). Наконец, там проповедовал ап. Иоанн в последние годы своей жизни и написал им с острова Патмос послание от имени Христа; возвратившись с Патмоса в Ефес, он там и умер. Одно время Ефес был центром христианской жизни в Малой Азии. После разрушения города готами в 262 г. слова предупреждения в Отк. 2 5 исполнились буквально; во всех окрестностях близ обширных развалин не встретишь ни одного христианина. Поблизости расположена жалкая деревня Аясалик.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Эфес
(греч. Ephesos, лат. Ephesus), прибрежный город в Карий, один из гл. торговых центров древности (порт, монетный двор, культовые сооружения); в кон. 12 в. до н. э. заселен греками-ионийцами. Вначале в Э. была аристократич. форма правления, в 7 в. до н. э. — тирания, в 6 в. до н. э. — умеренная демократия. Завоеванный в 560 до н. э. Крезом Э. попал под лидийское господство, затем под перс. (Кир II). В ионийском восстании Э. не участвовал. Освобождение малоазиатских прибрежных городов от перс, господства дало возможность дальнейшего развития политич. режима демократии в Э. Несмотря на членство Э. в 1-м Афинском морском союзе, в Пелопоннесскую войну (412 до н. э.) он вступил на стороне Спарты. По Царскому миру 387 до н. э. Э. был передан персам вместе со всеми другими малоазиатскими городами. Со 2 в. до н. э. он попал под рим. влияние, со 133 до н. э. как часть Пергамского царства перешел под власть Рима. В ходе антирим. компании в 88 до н. э. Митридат VI Понтийский приказал уничтожить 80 000 римлян и италиков (последнее греч. восстание против Рима). При Августе Э. развивался как гл. город рим. пров. Азия. В нем возникла одна из первых христианских общин, восходящая к Павлу. В 263 город был разрушен готами, позже был снова восстановлен. С 1426 попал под турецкое господство. После этого Э. как торговый центр потерял свое значение. В ходе раскопок австр. археологов были открыты различные сооружения города — рынки, склады, гимнасии, храмы. Театр и библиотека позволяют судить о величине и всестороннем влиянии этого центра хозяйств, и культурной жизни Римской империи. Располож. вне городских стен монументальный храм Артемиды (первоначально святилище карийской богини плодородия), сожженный в 356 до н. э. Геростратом и уже вскоре после этого восстановл., причислен к семи чудесам света. От обеих строительных фаз сохранились незначительные фрагменты.

Источник: Словарь античности. 1989

ЕФЕС
желательный, вожделенный; Деян 19:35) — известнейший из Малоазийских городов, расположенный на р. Каистре, близ ее устья, в 30 англ. милях на ю. от Смирны. Ефес служил украшением и митрополиею проконсульской Азии и славился знаменитым храмом Дианы (см. Артемида). Ап. Павел прибыл в означенный город в 54 г. по Р.Х. и начал свою проповедь в Иудейской синагоге. Многие из обратившихся в христианство вследствие его проповеди крестились, и им был ниспослан свыше дар языков и пророчества. Затем он проповедовал в общественном здании, именно в школе некоего Тиранна. Проповедь его в Ефесе продолжалась до 3 лет и сопровождалась многими чудесами (19:12 и сл.), и успехи ее были весьма велики. В это время апостол написал свое 1-е послание к Коринфянам. Посему бодрствуйте, говорил он в продолжительной речи к пастырям Ефесской церкви, памятуя, что я три года, день и ночь, непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян 20:31). Вследствие неутомимой и энергичной проповеди ап. Павла в Ефесе было то, что многие оставили свои дурные обычаи, что, конечно, возбудило противодействие со стороны многих неверующих, особенно в том классе людей, который главным образом содержался на счет благотворения Дианы (см Дмитрий Серебреник) В одно время ап. Павел едва-едва не впал в руки своих врагов (Деян 19:13-41). В этом городе ап. Павел воспользовался гостеприимством Онисифора. Ефес посетил некто Аполлос Александриец, муж красноречивый и сведущий в Писаниях (18:24). Ефес был местопребыванием ап. и ев. Иоанна Богослова, который здесь и скончался. В Откровении Иоанна Богослова (2:1-11) содержится грозное вразумление ангелу (предстоятелю) Церкви Ефесской за ее холодность и за то, что она оставила первую любовь свою. Это предсказание, по свидетельству многих путешественников, исполнилось с совершенною точностью: от прежнего величия Ефеса и Церкви Ефесской в настоящее время не осталось ни малейших следов. Бедная турецкая деревушка, называемая Айся Солюк, занимает теперь место древнего славного города. В 431 году в Ефесе был собран третий вселенский собор.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ЭФЕС
греч. Epesos, лат. Ephesus) - древний город в Карии, на зап. побережье М. Азии; в наст. время руины Э. отстоят от берега на расстоянии 10 км, находятся на терр. совр. Сельджука (Турция); важный торг. и ремесл. центр. Выгодное расположение Э. как конечного пункта азиатских торг. путей и его значение как религ. центра (знаменит храмом Артемиды - покровительницы Э.; считался одним из семи чудес света) способствовали процветанию города. Первоначальное население в Э. на холме (совр. Айясолук) было карийским. В 12? в. до н. э. греки, по преданию, во главе с афинянином Андроклом колонизовали эту терр., основав город. В 560 до н. э. был подчинен Лидией, в 546 до н. э. - Персией. После греко-персидских войн (500-449 до н. э.) Э. примкнул к Афинскому мор. союзу (Архе Афинской), но во время Пелопоннесской войны 431-404 до н. э. был на стороне Спарты. После 386 до н. э. Э. вновь подчинен Персии, в 334 - Александру Македонскому, затем переходил от одного диадоха к другому. В 3 в. до н. э. Э. - под властью Селевкидов. Со 190 до н. э. - под властью Пергама, со 133 до н. э. - Рима, со времени Августа (кон. 1 в. до н. э.) - столица рим. провинции Азия. В 263 н. э. Э. был разграблен готами, а храм, сожженный в 356 до н. э. Геростратом и затем заново отстроенный, окончательно разрушен. В 358 н. э. и 365 пострадал от землетрясения, но был восстановлен. Просуществовал до 7 в., затем обезлюдел, местность постепенно заболотилась.

Первые раскопки Э. вели в 1863-74 англичане Дж. Вуд и Д. Хогарт. Систематич. раскопки Э. ведутся с 1895 Австрийским археологич. ин-том. Особый интерес представляют вскрытые остатки благоустроенного города греческого и рим. времени (гор. кварталы, стадионы, театр, термы, гор. ворота, водопровод, здание б-ки, храмы и т. д.).

Лит.: Forschungen in Ephesos, Ver?ffentlicht vom ?sterreichischen arch?ologischen Institut, Bd 1-4, W., 1906-1951; Hogarth D. G., Excavations at Ephesus, L., 1908; Keil J., Ephesos. Ein F?hrer durch die Reunest?tte und ihre Geschichte, 5 Aufl., W., 1964; Miltner F., Ephesos, W., 1958.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЭФЕС
близ совр. Сельчука) – город в Карии, на юговостоке Малой Азии, заселенный в конце XII в. до н.э. грекамиионийцами и являвшийся одним из главных торговых центров древности. В мифах основание «славного повсюду Эфеса» – столицы «ретивых в бою ионийцев» (Антипатр Сидонский, II – I вв. до н.э.) приписывалось герою Андроклу или легендарным амазонкам. Город имел гавань, соединенную с морем каналом. В 560 г. до н.э. Эфес был завоеван лидийским царем Крезом, а затем попал под персидское господство. С 133 г. до н.э. город, находившийся в составе Пергамского царства, перешел под власть Рима. При Августе Октавиане он стал главным городом провинции Азия (Асия). Центральная улица Эфеса Аркадия (длина ок. 500 м, ширина 11 м), увенчанная триумфальными арками, вела от гавани к амфитеатру (на 23 тыс. человек), перестроенному во II в. С юговостока к центру города – агоре с двумя стоями и пропилеями – вела Мраморная улица, обрамленная колоннадами. На ней находились арка Августа (40 – 00 до н.э.), храм Адриана (ок. 130 г.), нимфей, фонтан. К северу от Мраморной улицы располагался одеон (на 2000 человек, II в.). Около агоры возвышался грандиозный храм Серапейон (II в.) со сводчатой целлой и библиотекой Цельса. В южной части города находился храм Домициана (81 – 16 гг.), в северной – стадион I в., многочисленные термы, гимнасии, жилые дома. Главной достопримечательностью античного Эфеса было святилище Артемиды – Артемисион, которое сооружалось, по преданию, на протяжении 120 лет архитекторами Херсифроном из Кносса, его сыном Метагеном, Пеонидом и Деметрием. В 356 г. до н.э. храм был подожжен жителем Эфеса Геростратом, пожелавшим этим преступлением увековечить свое имя. В Эфесе возникла одна из первых христианских общин, восходящая к миссионерским поездкам апостола Павла (I в.) в Малую Азию. В конце II в. была построена церковь св. Марии, разрушенная готами в 263 г., но восстановленная в ранневизантийскую эпоху. С этим городом была связана христианская легенда о семи спящих отроках эфесских, которые укрылись в пещере на горе Селион от преследования римского императора Деция (249 – 951) и проснулись лишь в годы правления христианского императора Феодосия II (408 – 850). Им был посвящен погребальный комплекс «Грот семи спящих». На склоне холма сохранились руины церкви св. Иоанна (перестроена в VI в.), находившейся в кольце оборонительных стен. В V – VI вв. Эфес являлся вторым по значению городом Византии, митрополией, где в 431 г. был проведен Вселенский церковный собор, провозгласивший богородичный догмат Марии «Теотокос» («Богородица»). Между 555 – 558 гг. приверженец монофиситства Иоанн Эфесский возглавил епископскую кафедру, которой руководил вплоть до 571 г. Он всячески способствовал укреплению монофиситской церкви. На протяжении последующих веков Эфес продолжал оставаться одним из центров хозяйственной и культурной жизни Византии. В 1426 г. город был завоеван турками. Первые раскопки Эфеса были предприняты английскими археологами Дж. Вудом и Д. Хогартом в 1863 – 3874 гг. Им удалось разыскать следы Артемисиона, расположенного вне городских стен. В ходе раскопок австрийских археологов (с 1895 г.) были открыты различные сооружения римской и византийской эпох.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Похожие термины:

  • Эфес II Вторжение галлов в Азию

    Место сражения 262 до Р. X. между сирийцами под командованием Антигона и вторгшимися галлами. Антигон потерпел сокрушительное поражение. 533
  • Эфес I Ионийское восстание против персов

    Место сражения 499 до Р. X. между афинянами и ионийцами под командованием Аристагора и персами под командованием Артаферна. Греки, отступавшие к побережью 532 после сожжения Сард, под стенами Эфеса бы
  • Ефес (Эфес) 

    в древности очень известный малоазийский город, славившийся своим храмом Артемиды. В 54 году от Рождества Христова в этот город прибыл апостол Павел и стал проповедовать Евангелие в иудейской сина