(1925–1987) – советский театральный режиссер.
Анатолий Эфрос (Натан Исаевич Эфрос) родился в Харькове. В годы Великой Отечественной войны, в эвакуации в Перми, вплоть до 1945 года Анатолий работал слесарем на том же заводе. С детства был увлечён театром. В 1943 году поступил в студию к Ю.А. Завадскому при Театре имени Моссовета, находившемся в то время в эвакуации; в 1944 году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, который окончил в 1950 году.
В 1954–1963 годах – главный режиссер Центрального детского театра. Он был убеждённым сторонником Станиславского, в неоднородном наследии которого наиболее актуальным для него оказалось то, что сам реформатор называл «линией интуиции и чувства». В Центральном детском начинали свою карьеру Олег Ефремов и приглашённые Эфросом молодые актёры Олег Табаков и Лев Дуров, и здесь в середине 1950-х, ещё до прихода Товстоногова в БДТ и создания «Современника», началось возрождение российского театра.
В 1963 году Эфросу предложили возглавить Московский театр им. Ленинского комсомола, переживавший не лучшие времена. За короткий срок режиссёру удалось возродить и этот театр. Эфрос ставил Розова, в котором нашёл своего драматурга, а также Арбузова и Радзинского. Здесь Эфрос впервые соприкоснулся с классикой, поставив в 1966 году «Чайку» А. Чехова, и этот спектакль оказался не менее актуальными. В спектакле Эфроса главным героем стал Треплев и все остальные персонажи определялись своим отношением к Треплеву; так, Нина Заречная неожиданно оборачивалась хищницей, одержимой жаждой славы и карьеры, и в финале несла заслуженное, по Эфросу, наказание.
Последним спектаклем Эфроса в «Лейкоме» стал «Мольер» М. Булгакова, поставленный в конце 1966 года; вскоре после его премьеры, в начале 1967-го, Эфрос был отстранён от руководства театром.
В 1967 году стал очередным режиссёром Московского драматического театра на Малой Бронной.
В 1984 году Эфрос был назначен главным режиссёром Театра на Таганке вместо Юрия Любимова, который в свое отсутствие был уволен с должности художественного руководителя и спустя несколько месяцев лишен гражданства СССР. Большая часть труппы бойкотировала нового художественного руководителя; несколько известных актёров даже демонстративно покинули Театр на Таганке, ушёл в «Современник» и многолетний соратник Любимова художник Давид Боровский.
Эфрос поставил в театре несколько спектаклей, возобновил «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, поставленный им ещё в 1975 году; но труппа режиссёра не приняла, тем более что и эстетика его значительно отличалась от эстетики Любимова. Последним спектаклем Эфроса стал мольеровский «Мизантроп», вышедший осенью 1986 года.
Психологическое и эмоциональное напряжение режиссёра на фоне разраставшегося конфликта послужило косвенной причиной инфаркта.
Эфрос умер 13 января 1987 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.