(1867—1923; псевдонимы — Чужой, князь Мышкин, Старик и др.) — историк театра, критик и журналист. В 1900-х гг. в либеральной прессе ("Русские ведомости", "Речь", "Киевская мысль") появился ряд его образных очерков и корреспонденции на темы текущей общественной жизни Москвы. Много писал по вопросам театра — сначала в качестве критика, затем исследователя и историка. Э. придерживался описательно-биографического метода, сосредоточиваясь на раскрытии "субъективного" начала игры актера. Работы Э. (напр., по истории МХТ) и в настоящее время сохраняют известное значение благодаря обилию фактического материала и ценности отдельных наблюдений. Э. одно время возглавлял театральную секцию ГАХН, где он предпринял ряд коллективных изысканий по истории театра, психологии актера и т. д. Редактировал журналы "Культура театра" (1921—22) и "Театральное обозрение" (1922). Совместно с Каллашем Э. — редактор "Истории русского театра" (ч. 1, 1914).
Работы Э.: M. H. Ермолова, три издания, М., 1898, 1905, 1920; Горе от ума, П.—М., 1923; Московский Художественный театр, П.—М., 1924, и др.