ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
источ. изучения миф. Др. Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Хар-р и происхождение мн. мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими миф. представления египтян, явл. разнообразные религ. тексты: гимны и молитвы богам, записи погребал. обрядов на стенах гробниц. Наиболее значит. из них — «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутр. помещений пирамид фараонов V и VI династий Др. царства (26 — 23 вв. до н.э.); «Тексты саркофагов», сохранивш. на саркофагах эпохи Среднего царства (21 — 18 вв. до н.э.), «Книга мертвых» — составлявш., начиная с периода Ново-го царства и до конца истории Др. Египта, сборники заупокойных текстов. Миф. представления нашли отражение также в таких текстах, как «Книга коровы», «Книга часов бдений», «Книги о том, что в загробном мире», «Книга дыхания», «Амдуат» и др. Значит. материал дают записи драматич. мистерий, которые исполнялись во время религ. праздников и коронацион. торжеств фараонов жрецами, а в нек-рых случаях и самим фараоном, произносивш. от лица богов записанные речи. Большой интерес представляют магич. тексты, заговоры и заклятья, в основе к-рых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, стелах и т.д., иконографич. материал. Источ. сведений о Е. м. явл. также труды антич. авторов: Геродота, посетивш. Египет в 5 в. до н.э., Плутарха (1 — 2 вв. н.э.), оставивш. подробный труд «Об Исиде и Осирисе», и др. Е. м. начала формироваться в 6 — 4-м тыс. до н.э., задолго до возникновения классов. общества. В каждой обл. (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощ. в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т.д. Сам ном также персонифиц. в образе особого божества; напр., богиней Гермопольского нома считалась Унут, почитавш. в образе зайца. Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с богом — демиургом, покровителем нома, вокруг к-рого создавались циклы миф. сказаний (напр., фиванская триада — бог солнца Амон, его жена Мут — богиня неба, их сын Хонсу — бог луны; мемфисская — Птах, его жена Сехмет — богиня войны, их сын Нефертум — бог растительности, и др.). Жен. божества, как правило, имели функции богини-матери (особенно Мут, Исида). Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но иногда его олицетв. в образе женщины-богини Нут, к-рая, изогнувшись дугой, концами пальцев рук и ног касается земли. «Могуче сердце твое..., о Великая, ставшая небом... Наполняешь ты всякое место своею красотою. Земля вся лежит пред тобою — ты охватила ее, окружила ты и землю, и все вещи своими руками», — говорится в «Текстах пирамид». Существовали представления, согл. к-рым небо — это водная поверхность, небесный Нил, по к-рому днем солнце обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других — Акер. Нил, протекавший на земле, олицетв. в образе бога Хапи, к-рый способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т.д. Плодородием полей ведала богиня-владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавш. в образе змеи, к-рая появл. на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи. Большую роль в Е. м. играли представления о загробной жизни как непосредств. продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия — сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицир. трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представл. о том, что умершие (т.е. их ба, душа) днем выходят на солнеч. свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их считалось, было неск.: ка, ба; русское слово «душа», однако, не явл. точным соотв. егип. понятия), имени, тени. Странствующую по подзем. царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от к-рых можно при помощи спец. заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с др. богами вершит загробный суд (ему спец. посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновеш. истиной (изображ. богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастл. жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть, согл. т.н. «Отрицательной исповеди», содержащ. в 125-й главе «Книги мертвых» (перечне грехов, к-рых не совершал покойник), только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т.д., а также «чистый сердцем» («я чист, чист, чист», — утверждает умерший на суде). Хар-рнейшей чертой Е. м. явл. обожествл. животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усиливш. в поздние периоды истории Египта. Воплощ. в животных божест-ва первонач., как правило, считались покровителями охоты, с приручением животных нек-рые стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных — воплощений различ. божеств относились бык (Апис, Мневис, Бухис, Бата) и корова (Хатор, Исида), баран (Амон и Хнум), змея, крокодил (Себек), кошка (Баст), лев (воплощение мн. богов: Тефнут, Сехмет, Хатор и др.), шакал (Анубис), сокол (Гор), ибис (Тот; прилет ибиса-Тота в Египет связывали с разливами Нила) и др. Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Напр., Баст изображ. в виде женщины с кошач. головой, Тот — в виде человека с головой ибиса и т.д. Боги в образах быков и коров почитались во мн. номах. Один демотич. папирус сохранил запись мифа о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью различ. цвета. Потом, по велению верхов. бога, все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы — в одну черную корову. Культ быка, в глубокой древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением др.-егип. госуд. стал сближаться с культом фа-раона. В ранних текстах царь назыв. «тельцом». На палетке царя Нармера (Менеса?) (ок. 3000 до н.э.) фараон в образе быка разрушает крепость врага (Ниж. Египта). Во время праздника «Хеб-сед» (тридцатилетн. юбилея фараона) к одежде царя сзади привязывали бычий хвост. В Мемфисе, а затем и во всем Египте черный бык с белыми отметинами считался воплощением бога Аписа. В образе змей воплощались как добрые, так и злые божества. Главой всех врагов солнца — Ра считался огромный змей Апоп, олицетвор. мрак и зло. В то же время в образе змеи почитались богиня плодородия Рененутет, богиня — хранительница кладбищ Меритсегер, Исида и Нефтида — защитницы Осириса и, следоват., любого умершего, богиня Уто — покровительница Ниж. Египта, охранительница Ра и фараона и др. С развитием др.-егип. госуд. миф. представления видоизменялись. Культы многочисл. местных божеств сохраняли свое значение, но почитание нек-рых из них распростр. за пределы отдельных номов и даже приобрело общеегип. значение. С утверждением V династии Др. царства, происходившей из г. Гелиополя, центра почитания Ра, он стал гл. божеством Египта. В эпоху Среднего царства и особенно со времени правл. XVIII (Фиванской) династии Нового царства в кач-ве гл. бога утверждается др. бог солнца — фиван-ский Амон (фараоны Среднего и Нового царств происхо-дили из Фив). Осирис как бог мертвых вытесняет с кон. 3-го тыс. до н.э. древ. бога — покровителя умерших Анубиса — вечно снующего по кладбищу шакала (превративш. в бога — хранителя некрополя и защитника Осириса в посвящ. ему мистериях), а также абидосск. бога мертвых Хентиаменти, восприняв эпитет «первый на Западе» (т.е. «Первый из мертвых»). Возвышение новых религ. и политич. центров, развитие богословской мысли сопровождалось процессом слияния, синкретизации богов. Напр., с Амоном отожд. Ра, Монту, Птах, Гор, с Ра — Атум, Гор, Амон, Осирис, Птах и т.д. Наиболее значит. циклы мифов Др. Египта — это мифы о сотворении мира, о солнеч. божествах и об Осирисе. Изначально счит., мир представлял собой хаос, первоздан. пучину вод — Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Первым богом было солнце, выступающее обычно в роли демиурга. В одном из мифов говорится, что из вод вышел холм, на к-ром распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя (солнце — Ра), «осветившее землю, пребывавшую во мраке». В др. мифах появл. солнца связывается с яйцом, снесен. на поднявш. из хаоса холме птицей «великий Гоготун». Существовал миф, согл. к-рому солнце было рождено в виде теленка огромной коровой — небом. (О Ра, «золотом теленке, рожденном небом», говорится в «Текстах пирамид»). Наряду с этим существовали представл. о богине неба — женщине, к-рая утром рожд. солнце, вечером проглатывает — в результате наступает ночь — и следующим утром вновь рождает его. (Пережитки представл. о том, что зачатие происходит от заглатывания, сохранил и фольклор: в «Сказке о двух братьях» неверная жена Баты зачала, проглотив случайно щепку). В нек-рых мифах прародителями выступают муж. божества. В гелиопольском мифе бог Атум, отожд. с солнцем — Ра, появивш. из хаоса — Нуна («создавший сам себя»), сам себя оплодотворил, проглотив собств. семя, и родил, выплюнув изо рта, первых богов: пару Шу и Тефнут (бога воздуха и богиню влаги). Те в в свою очередь произвели вторую пару: бога земли Геба и богиню неба Нут, у к-рых родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую «девятку» — эннеа-ду, почитавш. во всем Египте и неизменно при-сутствующую в религ. текстах. Боги эннеады считались первыми царями Египта. В мемфиском мифе о сотворении мира, относящ. к Др. царству, демиургом выступает местный бог Птах. В отличие от Атума, Птах, создавший первых восьмерых богов, предварительно задумал творение в своем сердце (сердце — «седалище мысли») и назвал их имена своим языком (Птах творил «языком и сердцем», т.е. мыслью и словом). Таким же образом он создал и весь мир: землю и небо, людей, животных, растения, города, храмы, ремесла и иск-ва, учредил культы богов. В этом мифе Птах наделен всеми атрибутами царя. В период Нового царства с возвышением XVIII (Фиванской) династии (16 — 14 вв. до н. э.) в кач-ве демиурга утверждается отожд. с Ра фиванский бог Амон, к-рого назыв. царем всех богов: «Отец отцов и всех богов, поднявший небо и утвердивший землю... Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст... Царь, да живет он, да здравствует, да будет благополучен, глава всех богов», — говорится в «Большом гимне Амону». С Амоном отожд. фараон, называемый его сыном. Хар-рен для развитого егип. общества и др. освящающий утвержд. богом власть царя миф, к-рый приводится в политич. трактате-поучении гераклеопольск. царя Ахтоя своему сыну Мерикара (X династия, 22 в. до н.э.). В нем говорится, что люди — «стадо бога» — произошли из тела бога-творца (имя к-рого не называется) как точное его подобие. Для них он сотворил из хаоса небо и землю, для дыхания — воздух, для пропитания — животных, птиц и рыб. По др. мифам (видимо, поздним), люди возникли из слез Ра или были вылеплены на гончарном круге Хнумом. С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнеч. богах. Солярные мифы отражают две группы представлений: о смене времен года (более древние) и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетвор. в образах чудовищ и различ. страшных животных, особенно змей. С прекращением приносящего засуху знойного ветра пустыни хамсина и оживлением растительности связан миф о возвращении солнеч. ока — дочери Ра Тефнут. Тефнут (иногда назыв. также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в обл. Бугем (по-видимому, в представлении египтян, ее уход вызывал наступление засухи). Чтобы она вернулась в Египет, Ра посылает за ней в Нубию Шу и Тота, принявших образ павианов. Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая ее пением и танцами. В более раннем варианте мифа ее заманивает в Египет бог охоты Онурис. Вернувшись, Тефнут вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рожд. природой новых богатых плодов. Праздник возвращения любимой дочери Ра отмечался и в ист. период. В егип. календарях он назыв. «днем виноградной лозы и полноты Нила». Население Египта встречало богиню песнями и плясками. «Дендера залита хмельным питьем, прекрасным вином... Фивы исполнены ликования, и весь Египет радуется... Идет Хатор к своему дому... О как сладостно, когда она приходит!» — говорится в гимне. В наиболее знойное время года солнце, считалось, распаляется гневом на людей. С этим представлением связан миф о наказании людей за их грехи по приказанию Ра. Когда Ра состарился («его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури»), люди перестали почитать бога-царя и даже «замыслили против него злые дела». Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на к-ром было решено наказать людей. На них напустили солнеч. око, любимую дочь Ра, называемую в мифе Сехмет или Хатор. Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить ее. Однако богиня, опьянен. вкусом крови, не унималась. Тогда хитростью ее напоили красным пивом, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Ра же, провозгласив своим заместителем на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. С периодом, когда жар солнца слабеет, связан миф, в к-ром Ра жалит змея, насланная Исидой, пожелавшей узнать его сокровенное имя (египтяне верили, что знание имени дает власть над его носителем). Исцелить Ра может только Исида, «великая чарами», «госпожа волхований», к-рая знает заговор против укуса змеи. В награду она требует от Ра назвать ей свое тайное имя. Ра выполняет условие, и Исида исцеляет его. Борьба солнца с силами мрака отражена во мн. мифах. Одним из наиболее страшных врагов Ра явл. в них владыка подзем. мира огромный змей Апоп. Миф повествует, что днем Ра плывет, освещая землю, по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподней, и, пересев на ночную барку Месектет, плывет со своей свитой по подзем. Нилу. Однако Апоп, желая воспрепятств. плаванию Ра и погубить его, выпивает воду Нила. Между Ра и его окружением и Апопом начинается борьба, победа в к-рой неизменно остается за Ра: Апопу приходится изрыгнуть воду обратно. Ра же продолжает свой путь, чтобы утром опять появиться на небесном Ниле. Существовал также миф, согл. к-рому Ра — солнце в образе рыжего кота под свящ. сикоморой г. Гелиополя победил огромного змея (Апопа) и отрезал ему голову. Одним из наиболее ярких и полно сохранивш. мифов о борьбе солнца с врагами явл. миф о Горе Бехдетском. Гор Бехдетский, считавш. сыном Ра, сам почитался как солнеч. божество, воплощ. в образе сокола. В этом мифе Гор выступает не только как сын Ра, но и как сам Ра, сливаясь с ним в одно синкретич. божество Ра-Гарахути (Гарахути озна-чает «Гор обоих горизонтов»). Миф повествует о том, как Гор, сопровождая ладью Ра, плывущую по Нилу, побеждает всех врагов великого бога, превративш. в крокодилов и гиппопотамов. Гор — сын Исиды присоед. к Гору Бехдетскому, и они вместе преследуют бегущих врагов. Уничтожается и предводитель врагов Сет, олицетворяющий всех чудовищ. Происхожд. мифа относится ко времени начала обработки меди в Египте (согл. одному из текстов, Гор поразил крокодила гарпуном, сделанным из данного ему Исидой слитка меди). В период складывания др.-егип. госуд. победа Гора интерпретир. как победа Верх. Египта в борьбе за объед. страны, а Гор стал почитаться как бог — покровитель царской власти. Третий, основной, цикл мифов Др. Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распростр. земледелия в Египте. Он бог производит. сил природы (в «Книге мертвых» назван зерном, в «Текстах пирамид» — богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна — Осириса, появл. всходов воспринималось как его возрожд., а срезание колосьев во время жатвы — как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвыч. распростр. сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо цартвовавш. в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время явл. его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единств. правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верхов. судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. (В др. варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегод. разливами Нила, к-рые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.) Уже в эпоху Др. царства живущие фараоны рассматр. как «служители Гора» (что переплетается с представл. о Горе Бехдетском) и преемнике его власти, а умершие отожд. с Осирисом. Фараон благодаря магич. погребал. обряду так же оживает после смерти, как ожил Осирис. Начиная с эпохи Среднего царства, с Осирисом отожд. не только фараон, но и каждый умерший египтянин, а в заупокойных текстах перед именем умершего обязательно ставится имя «Осирис». Такая «демократизация» представлений об Осирисе после падения Др. царства связана с усилением знати и появл. прослойки богатых простолюдинов в кон. 3-го тыс. до н.э. Культ Осириса становится центром всех заупокойных верований. Счит., что каждый египтянин, подобно Осирису возродится для вечной загробной жизни, если будет соблюден весь погребальный ритуал. Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисл. обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» — начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время к-рых в драматич. форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвящ. Осирису столба «джед», символизир. возрождение бога и, опосредствованно, — всей природы. В додинастич. период праздник заканчивался борьбой двух групп участ-ников мистерий: одна из них представляла лето, а другая — зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объед. страны под властью правителей Верх. Египта хар-р мистерий меняется. Теперь борются две группы, из к-рых одна в одеждах Верх. Египта, а другая — Ниж. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верх. Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизир. обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора — сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящем на троне. Характер Осириса как бога растительности отразился и в др. цикле обрядов. В спец. помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, к-рое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображ. покрывалось зелеными всходами, что символизир. возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, к-рые поливает жрец. Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, к-рый считался магич. средото-чием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельч. хар-ра: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток — указ о том, что начало разлива наступило; первым торжественно начинал подготовку почвы для посева (сохран. булава начала Др. царства с изображ. фараона, мотыгой взрыхляющего землю); срезал первый сноп на празднике жатвы; за всю страну приносил благодарств. жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания по-левых работ. Широчайшее распростр. культа Осириса отразилось и на представл. об Исиде. Почитавш. как любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, заботливая мать младенца Гора и одновременно великая волшебница (миф о Ра и змее, версии мифа, по к-рым Осириса оживила сама Исида, и др.), она в греко-рим. эпоху превратилась во всеегип. великую богиню-мать, а ее культ распростр. далеко за пре-делы Египта. Мн. персонажи Е. м. почитались в соседних странах, в частн., в Куше (Др. Нубии), к-рый в теч. длительн. времени находился под властью Египта. Гос. богом Куша был Амон, его оракулы избирали царя. В многочисл. местных формах развивался культ Гора, проникший в Куш еще в эпоху Др. царства. Популярностью пользовались мифы об Исиде, Осирисе и Горе, причем Исида считалась покровительницей царской власти (с ней сравнивалась и отожд. царица-мать), место Осириса нередко занимали местные божества (Апедемак, Аренснупис, Дедун, Мандулис, Себуимекер). Почитались в Куше также Ра, Онурис, Тот, Птах, Хнум, Хапи, Хатор (в мифе о ее путешествии в Нубию богом, возвращавшим ее в Египет, выступал отожд. с Шу Аренснупис). Жители Куша восприняли и мн. представл. египтян о загробной жизни и суде, к-рый Осирис вершит над умершими.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998