Егоров, Егор (Георгий) Егорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Егоров, Егор (Георгий) Егорович
22.07(03.08).1877, Москва - 15. 02. 1949, Свердл.)    оперный и камерный певец (бас), проф. (1939), д-р искусствоведения (1944), Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). Род. в семье служащего. Окончил Моск. консерваторию (1902, кл. В.М.Зарудной (Ипполитовой-Ивановой) и дебютировал в Т-ве Моск. частной оп. Затем пел в Б. театре, оп. театрах Киева, Одессы, Тифлиса и др. Лучшие партии в репертуаре Е.: Неизвестный ("Аскольдова могила" А. Верстовского), Сусанин ("Жизнь за царя" М.Глинки), Рене, Гремин ("Иоланта","Евгений Онегин" П.Чайковского), Нилаканта ("Лакме" Л.Делиба), Мефистофель ("Фауст" Ш.Гуно), Честный отшельник ("Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре" С.Василенко) - первый исполнитель. В 1910 из-за болезни оставил сцену. С 1908 занимался преп. работой. В 1933-34 преподавал в Сверд.л. муз. уч-ще, 1934-49 в Свердл. консерватории (1934-35 -зам. дир., 1935-49 - зав. кафедрой).    Соч.: Мои научно-исследовательские работы в области певческого голоса // Научно-методические записки УГК. Свердловск, 1963. Вып. 5.    Лит.: Егорова О.И. Егор Егорович Егоров // Научно-методические записки УГК. Свердловск, 1963. Вып. 5.    Уманский М.А.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Егоров, Егор (Георгий) Егорович

[22.7(3.8). 1877, Москва — 15.2.1949, Свердловск] — арт. оперы (бас), камерный певец и педагог. Засл. деятель искусств РСФСР (1948). Доктор искусствоведения. (1944). Род. в многодетной семье бывшего крепостного, с десяти лет рос без отца. По окончании фельдшерской школы с 1895 работал пом. прозектора гистологической лаборатории Моск. ун-та. Пению обучался в 1898—1902 в качестве вольнослушателя в Моск. конс. (кл. В. Зарудной). С 1902 выступал в Товариществе Моск. частной оперы (т-р Солодовникова), в 1904—06 — в Киев. опере, в 1906—08 солист моск. Большого т-ра (дебютировал в партии Мефистофеля — "Фауст"), в 1908—10 пел в Одессе и Тифлисе. Гастролировал также в Петербурге (Новый летний т-р "Олимпия"), Харькове, Кисловодске и др. городах. Обладал звучным, гибким голосом мягкого "бархатного" тембра и широкого диапазона, первоклассной вокальной школой, отчетливой дикцией. Исп. отличалось тонкой фразировкой, глубиной трактовки образа (по манере пения его сравнивали с Ф. Шаляпиным). Большую помощь в развитии сцен. мастерства певцу оказали советы режиссера В. Лосского.


1-й исп. партии Честного отшельника ("Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре"). Лучшие партии: Неизвестный ("Аскольдова могила"), Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Рене ("Иоланта"), Гремин, Нилаканта, Мефистофель ("Фауст"). Др. партии: Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Пимен, Владимир Галицкий, Андрей Дубровский, Варяжский гость, Казенбек, Жемчужный, Светлейший ("Черевички"); Марсель ("Гугеноты"), Лотарио, Спарафучиле, Нурабад, Альвизо Бадоэро. Партнеры: Н. Ермоленко-Южина, Н. Забела-Врубель, М. Кузнецова-Бенуа, А. Нежданова, Д. Смирнов, Л. Собинов, Ф. Шаляпин. Пел п/у М. Ипполитова-Иванова.


В 1905—06 выступал в концертах в Киеве. Репертуар включал романсы А. Бородина, Ц. Кюи, А. Аренского, Н. Римского-Корсакова, а также вокальные квартеты В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана, А. Бородина (исп. в ансамбле с М. Бочаровым, С. Варягиным, В. Селявиным).


В 1910 из-за болезни был вынужден оставить сцену. В 1909—12 преподавал в Киев. муз. школе Н. Лысенко, в 1912—15 давал частные уроки в Киеве, в 1916—19 преподавал в Киев. конс., в 1919—22 — в Таганрогской конс., в 1922—32 проф. Моск. конс. и одновременно рук. вокальных курсов в ГИМНе. Преподавал также в Театр. техникуме им. А. В. Луначарского. С 1933 жил в Свердловске, где читал лекции по методике сольного пения в местном Муз. уч-ще им. П. И. Чайковского. В 1934 был одним из организаторов вокальной кафедры Свердлов. конс. (декан ф-та и зав. кафедрой). Ученики: В. Борисенко, Г. Бушуев, Г. Воробьев, О. Егорова (жена Е.), А. Окаемов, В. Попов, А. Халилеева.


Соч.: Основы единого метода постановки голоса // Сборник докладов, прочитанных членами секции на первой Всероссийской конференции вокальных ученых и педагогов. — М., 1926; Культура музыкального слуха певца и постановка голоса. — Там же; Мои научно-исследовательские работы в области певческого голоса // Научно-методические записки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. — Свердловск, 1963. Вып. V. С. 284—296; Основные вопросы современной вокальной методики и педагогики (1938, рук.; удостоена второй премии на конкурсе научно-исслед. работ); Методика сольного пения (1942, докторская диссертация); Глотательный рефлекс и певческое голосообразование (1942, рук.).


Лит.: Егорова О. И. Е. Е. Егоров (оперный певец) // Научно-методические записки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. — Свердловск, 1963. Вып. 5. С. 251—283; Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары. Статьи и речи. Воспоминания о Лосском. — М., 1959. С. 178—179; Михайлова Т. Виховання співаків у Київській консерваторії. — Київ, 1970. С. 42—44.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008