ЕГОРОВА Любовь Николаевна (Александровна)

Найдено 1 определение
ЕГОРОВА Любовь Николаевна (Александровна)
по 1-му мужу Мамонтова, по 2-му Трубецкая} (27.7.1880, Петербург- 18.8.1972, Париж) - танцовщица, педагог. По метрике «незаконнорожденная царскосельской купчихи». Закончила Петербургское театральное училище в 1898.
Выпускавший педагог Э.Чекетти показал ее вместе с одноклассниками Ю.Седовой, М.Обуховым, М.Фокиным в pas de quatre, поставив короткий балет «Урок танцев в гостинице». Задача была одна - продемонстрировать в ролях сестер, хозяек гостиницы, танцевальные возможности выпускниц, состязающихся в виртуозном танце.Е. и Седова заслужили одобрение и публики, и прессы; обеим было предсказано будущее балерин. Однако путь к званию и репертуару балерины оказался для Е, длинным и весьма непростым. Оказавшись в кордебалете Мариинского театра на положении «корифейки», Е. с полной самоотдачей занималась танцами и с радостью бралась за любую партию. С репертуаром же ей часто не везло, и то, что предлагали, далеко не всегда было выигрышно, как, например, ее первая балеринская партия - Илька в «Очарованном лесе» Р.Дриго в постановке Л-Иванова, которую она получила в 1901.
Дарование Е. было тихим, мягким, лиричным. Миловидное лицо, ладная женственная фигурка, красивой формы ноги с огромным подъемом - все в ней было изящно и гармонично, все располагало к умиротворению, созерцательному покою. Ее танец и игра были неброски, напора и чрезмерности лишены. Одно движение мягко переходило в другое, образуя спокойно льющуюся мелодию. Эта кантиленность танца была одним из высших достижений русской исполнительской школы XIX в., но в тот момент предпочтение отдавалось виртуозному танцу. Итальянские гастролерши устанавливали здесь рекорды, и многие русские балерины за ними тянулись, Е. же оставалась верна самой себе и своему таланту, и затаенный лиризм окрашивал ее танец множеством разнообразных оттенков.Е. совершенствовала свое танцевальное мастерство не за границей, как было принято в то время, а у русских педагогов Е.Вазем, МТоршенковой, А.Иогансона. Но и веяния дунканизма не прошли мимо нее, обернувшись для танцовщицы еще большей раскрепощенностью, естественностью движений корпуса и рук. Она мечтала о новой хореографии, однако одноклассник Фокин - будущий реформатор балетного театра - долго не видел в ней свою героиню. Приходилось исполнять традиционное: Голубую георгину в одноименном балете М.Петипа (1905), Мирту в «Жизели» А.Адана (1907), принцессу Флорину в «Спящей красавице» П.Чайковского (1909). Критики, не находя в ней ни экстатического темперамента, ни броских исполнительских красок, часто недооценивали выступления Е. Некоторые балеты например, «Раймонда» АТлазунова (1910) доставались ей «с чужого плеча» раз в год. Но репертуар Е, тем не менее пополнялся: на 2-м десятилетии своей службы она исполняла такие несхожие роли как Медора, Царь-девица, Китри, Пахита, Аспиччия. В 1911 состоялся дебют в партии Авроры («Спящая красавица»), в 1913 - в партиях Одетты-Одиллии («Лебединое озеро» Чайковского). Е. выигрывала там, где ей удавалось высветить лирические интонации. Ее Одетта была трогательной и в меру тревожной, Аврора - мягкой, словно светящейся изнутри. В 1914 Е. удостоили звания балерины. В этом выразилось скорее признание ее нужноеT в труппе, чем дань таланту. А талант у Е. был, но пришелся, очевидно, не ко времени. Сдержанные краски, естественность и простота оказались выигрышны в Жизели (1914). Эта роль была давно желанной и выстраданной. Героиня Е. привлекала психологической правдой чувств и затаенным, не показным,-драматизмом. Рецензент сравнивал ее Жизель с павловской и отмечал: «Игра г-жи Егоровой, может быть, не так ярка, но она более натуральна, без пафоса, проще».
Е. получила пенсию в 1916, но продолжала выступать. Прощальный бенефис состоялся 22.1.1917 - давали «Лебединое озеро». Отъезд после революции многих ведущих исполнителей за рубеж обеднил труппу, В 1918 было решено пригласить на ряд гастролей в Мариинском театре Е.
Обещали «Жизель», «Баядерку», «Талисман». Но Е., находившаяся в Финляндии, в Россию не вернулась. Она отбыла во Францию (1917) и с тех пор на родине ни разу не была, В Париже Е. вступила в дягилевскую антрепризу (1921-23). На лондонской премьере «Спящей красавицы» (1921) исполнила фею Канареек, а позднее - и роль Авроры в очередь с В.Трефиловой и О.Спесивцевой.
Выйдя замуж за князя Н.Трубецкого, оставила сцену. В 1923 открыла в Париже школу танцев. В 1937 создала там же труппу «Балеты молодости» во главе с Ж.Ведтом. В ней дебютировали многие ее ученики, в том числе Ж.Скибин. У нее учились также другие талантливые исполнители - С.Шварц, Ж.Шарра, Ю.Алгаров, Э.Пагава. Короткое время преподавала в Лондоне и поставила «Свадьбу Авроры» для Королевского Датского балета. Но Париж оставался местом ее постоянного жительства и работы, второй родиной.Е. преподавала до глубокой старости, приобщая западных артистов к великой школе русского балета. Сохранились кинокадры, запечатлевшие балерину уже в весьма преклонном возрасте во время урока. Показ и замечания Е. интересны тем, что дают некоторое представление об эстетике танца ее времени. Кроме того, даже эти несовершенные кадры зафиксировали живость педагога и заботу ее о выразительном и естественном танце. Современные исследователи видят в Е. исполнительницу, обогнавшую время, предвосхитившую поэтический лиризм танца Г.Улановой.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции