ЭЙК

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭЙК
Ян ван (1390–1441) — фламандский живописец, основоположник раннеренессансного стиля в живописи Северного Возрождения. Получил известность как автор монументального многочастного алтаря со-бора св. Бавона в Генте (1432). В истории мирового искусства он известен как «Гентский алтарь». Это произведение открыло новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретных, жизненно убедительных и осязаемых образах. На 26 его створках художник во-плотил современные ему представления о мироздании и гармонично соединил божественное и человеческое начала мира. Вершиной творчества Эйка стали мону-ментальные алтарные композиции «Мадонна канцлера Ролена» (1435) и «мадонна каноника ван дер Пале» (1436), которые отличались своеобразным мистическим реализмом. В этих композициях на равных выступают и образуют гармоническое единство портретные изоб-ражения, пейзаж, интерьер, натюрморт. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи показывают красоту каждого предмета, обретающего в творчестве Эйка вес и объем. Огромная заслуга Эйка в истории мировой живописи заключается в том, что он одним из первых освоил пластические возможности масляной живописи, используя тонкие просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого. Этот живописный метод Эйка позволил достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых переходов. Звучные, интенсив-ные, чистые тона красок в картинах Эйка пронизаны воздухом и светом, объединены в единое гармоническое целое. Творчество Эйка, выразившее с покоряющей убедительностью красоту бытия, духовное досто-инство и ценность человеческой личности в значительной степени определило пути дальнейшего развития нидерландской живописи, круг ее проблем и интересов. Воздействие искусства Эйка испытали не только нидерландские, но и некоторые итальянские мастера Возрождения.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Эйк
, Губерт ван (Eyck, Hubert van) Между 1370—1390, Маасэйк, близ Маастрихта — 1426, Гент. Нидерландский живописец. Старший брат Яна ван Эйка. С нач. 1420-х жил в Генте. Согласно давней традиции, восходящей к надписи на раме Гентского алтаря (полиптих Поклонение агнцу в соборе Св. Бавона в Генте), считается, что он участвовал в создании этого грандиозного произведения. В настоящее время это свидетельство подвергается сомнению, поскольку полагают, что надпись сделана позднее. К тому же, по мнению реставраторов, вся живопись алтаря исполнена одной рукой, а именно рукой Я. ван Эйка. Некоторые из исследователей ныне полагают, что Губерт — целиком "мифологическая", никогда не существовавшая фигура, другие это оспаривают. Все же имя Губерта ван Эйка неоднократно встречается в исторических документах. Так, один из источников нач. XVI в. сообщает, что прежде чем стать живописцем, Губерт работал в книжной миниатюре. На основании этого указания ранее его считали одним из авторов миниатюр Турино-миланского часослова (нач. XV в., Турин, Гор. музей старого искусства; манускрипт сохранился лишь частично); сейчас большинством ученых это предположение оспаривается. Более единодушно к творчеству Г. ван Эйка относят картину Явление ангела женам-мироносицам (ок. 1420, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бенингена), не исключая при этом участия в ее создании младшего брата. Известная архаичность образов сочетается здесь с новаторскими решениями отдельных фигур и в особенности пейзажа.
Лит.: Егорова К. С. Ян ван Эйк. М., 1965; Сарабьянов А. Д. Ян ван Эйк. М., 1993; Beenken H. Hubert und Jan van Eyck. Munchen, 1941; Baldass L. van. Jan van Eyck. Zurich, 1952; Puyvelde L. van. Hubert et Jan van Eyck. Paris, 1955; Brignetti R., Faggin G. T. L’opera completa dei van Eyck. Milano, 1968; Brand Philip Z. The Ghent Altarpiece and Hie art of Jan van Eyck. Princeton, 1971; Dhanens E. Hubert and Jan van Eyck. New York, 1980.
Л. Алешина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

ЭЙК
eyck) Ян ван (ок. 1390, Маасейк, близ Маастрихта – 1441, Брюгге), нидерландский художник, один из родоначальников искусства Северного Возрождения. Учился, возможно, у старшего брата Губерта. Разделение художественного наследия братьев является одной из сложных проблем в искусствознании. Был придворным живописцем великого герцога Иоанна Баварского в Гааге (1422–25), с 1425 г. работал в Лилле и Брюгге при дворе герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Как доверенное лицо герцога ездил в 1427 г. в Испанию для переговоров о женитьбе Филиппа на инфанте Изабелле, которые оказались неудачными; результатом второй поездки (1428–29) стало бракосочетание герцога с другой инфантой – Изабеллой Испанской. С 1430 г. жил в Брюгге.
Самое знаменитое произведение ван Эйка, ознаменовавшее наступление новой эпохи в живописи Нидерландов, – монументальный створчатый алтарь для одной из капелл собора Св. Бавона в Генте (1432; см. илл. на с. 103–104). Алтарь являет всеобъемлющую картину Мироздания. На 26 панелях удивительно жизненно и в то же время поэтически проникновенно представлены мир земной и небесный. На створках внешней части алтаря изображено Благовещение, под ним – фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, написанные в технике гризайли, а также донаторы – портретные образы заказчика, гентского бюргера Иосса Вейдта и его супруги. По праздникам створки алтаря распахивались, и на внутренних панелях открывалось лучезарное и чудесное зрелище. Техника масляной живописи, изобретение которой приписывают именно Яну ван Эйку, позволила художнику добиться необычайной глубины и светоносности цвета, эффекта драгоценного сияния красок. Вверху торжественно восседает на троне Бог Отец. Рядом стоят Богоматерь и Иоанн Креститель, поют ангелы. Картина райского великолепия драматически контрастирует с обнаженными угловатыми фигурами Адама и Евы. В центре представлена сцена, в которой сонмы праведников поклоняются агнцу, символизирующему жертву Христа. В пейзаже, залитом ярким солнечным светом, северные растения соседствуют с пальмами и апельсиновыми деревьями. Грандиозный космический масштаб священного действа не заслоняет ювелирно выписанных деталей (многие из них являются скрытыми символами), в которых выражено восхищение художника предметной красотой мира. В «Мадонне канцлера Ролена» (ок. 1436 г.) Богоматерь с Младенцем и земной человек встречаются лицом к лицу в едином, чудесно преображенном пространстве – чертоге Царицы Небесной. За колоннами открывается вид на маленький райский садик, где гуляют павлины и цветут цветы, а за ним – на бескрайний пейзаж с убегающей вдаль рекой. Мир чуда и мир реальности не разделены, что подтверждают фигурки двух путников у ограды дворца. Они помогают зрителю мысленно войти в картину, пространство которой, являя все Мироздание, в то же время становится обжитым, уютным.
В творчестве Яна ван Эйка впервые в искусстве Северного Возрождения портрет выделяется в самостоятельный жанр. В погрудных композициях центром является лицо, выступающее из темного фона; за внешней строгостью ощущается напряженная внутренняя жизнь («Тимофей», 1432; «Портрет человека в красном тюрбане», 1433; «Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника», 1439). Наиболее знаменит портрет «Четы Арнольфини» (1434), в котором представлены итальянский купец Дж. Арнольфини и его жена Дж. Ченами в момент обручения. Святость супружеского жилища, идея семьи как «малой церкви» выражены в особой чистоте пространства, благоговейной строгости жестов, многочисленных символических деталях. Собачка и стоящие рядом туфли – символы супружеской верности. Горящая в люстре свеча олицетворяет Недреманное око Бога. Выпуклое зеркало на стене отражает свидетелей обручения. Один из них – сам художник; надпись над зеркалом гласит: «Ван Эйк был здесь».

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007