ЭКФРАСИС
ЭКФРАСИС
экфраса) – описание памятников искусства (реальных или фиктивных). Этот жанр был заимствован из античной риторики. Существовало два типа экфрасиса: статичный или грекоримский (к нему обращался древнегреческий историк II в. н.э. Павсаний, давший описание внешнего вида прославленных произведений древнегреческих скульпторов и живописцев в 10томном сочинении «Описание Эллады») и древнееврейский, рассматривавший процесс создания того или иного произведения искусства. Ранневизантийский церковный историк Евсевий Кесарийский объединил оба типа, создав так называемый толковательный экфрасис, который в свою очередь подразделялся на технологический (описание процесса изготовления произведения искусства) и психологический (описание собственного понимания произведения и впечатления, произведенного им на зрителя). В описании мозаичной композиции над входом в Большой императорский дворец Евсевий, провозгласивший принцип «верного подражания истине», обращал внимание не на то, что изображено, а на то, как истолковать изображенное. Ему было свойственно «знаковосимволическое восприятие» памятника изобразительного искусства и архитектуры. Ранневизантийские писатели и поэты, обращавшиеся к различным типам экфрасиса, давали описания тех памятников, которые были хорошо известны их современникам, поэтому многие детали опускались. Большое внимание они уделяли религиозным сюжетам, а не манере исполнения, видя ценность памятника в том, насколько точно он отражал созданный Богом мир. Ввиду отсутствия специальной терминологии создатели экфрасисов использовали одни и те же возвышенные слова и эпитеты в описании различных произведений. На рубеже V – VI вв. была создана поэмаэкфрасис Христодора Коптийского «Описание изваяний в общественной гимнасии, которая именуется «Зевксиповой», в 416 гексаметрах. В ней автор описал более 80 античных статуй богов, гомеровских героев, философов, историков, поэтов. Экфрасисы Агафия Миринейского («На статую Плутарха», «На изображение архангела Михаила» и др.) помогали зрителю перенестись в иной, более возвышенный мир («Так умеет искусство красками выразить то, что возникает в уме»). В жанре экфрасиса была создана поэма Павла Силентиария, посвященная описанию храма св. Софии в Константинополе. Хорикий из Газы (VI в.) дал подробное описание церкви св. Сергия в своем родном городе в Южной Палестине.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012