ЭКФРАСИС

Найдено 1 определение
ЭКФРАСИС
экфраса) – описание памятников искусства (реальных или фиктивных). Этот жанр был заимствован из античной риторики. Существовало два типа экфрасиса: статичный или грекоримский (к нему обращался древнегреческий историк II в. н.э. Павсаний, давший описание внешнего вида прославленных произведений древнегреческих скульпторов и живописцев в 10томном сочинении «Описание Эллады») и древнееврейский, рассматривавший процесс создания того или иного произведения искусства. Ранневизантийский церковный историк Евсевий Кесарийский объединил оба типа, создав так называемый толковательный экфрасис, который в свою очередь подразделялся на технологический (описание процесса изготовления произведения искусства) и психологический (описание собственного понимания произведения и впечатления, произведенного им на зрителя). В описании мозаичной композиции над входом в Большой императорский дворец Евсевий, провозгласивший принцип «верного подражания истине», обращал внимание не на то, что изображено, а на то, как истолковать изображенное. Ему было свойственно «знаковосимволическое восприятие» памятника изобразительного искусства и архитектуры. Ранневизантийские писатели и поэты, обращавшиеся к различным типам экфрасиса, давали описания тех памятников, которые были хорошо известны их современникам, поэтому многие детали опускались. Большое внимание они уделяли религиозным сюжетам, а не манере исполнения, видя ценность памятника в том, насколько точно он отражал созданный Богом мир. Ввиду отсутствия специальной терминологии создатели экфрасисов использовали одни и те же возвышенные слова и эпитеты в описании различных произведений. На рубеже V – VI вв. была создана поэмаэкфрасис Христодора Коптийского «Описание изваяний в общественной гимнасии, которая именуется «Зевксиповой», в 416 гексаметрах. В ней автор описал более 80 античных статуй богов, гомеровских героев, философов, историков, поэтов. Экфрасисы Агафия Миринейского («На статую Плутарха», «На изображение архангела Михаила» и др.) помогали зрителю перенестись в иной, более возвышенный мир («Так умеет искусство красками выразить то, что возникает в уме»). В жанре экфрасиса была создана поэма Павла Силентиария, посвященная описанию храма св. Софии в Константинополе. Хорикий из Газы (VI в.) дал подробное описание церкви св. Сергия в своем родном городе в Южной Палестине.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Экфрасис» Христодора Коптского

Болгов Н. Н., Синица М. М.
В данной работе представлен первый полный русский перевод ранневизантийской поэмы Христодора Коптского (начало VI в.
Читать PDF
0.00 байт

Музыкальный экфрасис и музыкальный код в прозе Н. Кононова

Житенев Александр Анатольевич
Исследуется репрезентация акустической образности в романах Н. Кононова. Предмет исследования музыкальный экфрасис и музыкальный код в контексте всех встречающихся в текстах акустических номинаций.
Читать PDF
0.00 байт

Экфрасис как модель искусства в произведениях И. А. Бунина, Б. А. Лавренева, В. А. Каверина

Криворучко А. Ю.
Статья основана на материале диссертационного исследования «Экфрасис в русской прозе 1920-х годов: И. А. Бунин, Б. А. Лавренев, В. А. Каверин».
Читать PDF
0.00 байт

Экфрасис в художественной критике В. В. Стасова («Картина Репина "Бурлаки на Волге"» / Письмо к реда

Балуев Сергей Михайлович
Рассматриваются роль и своеобразие экфрасиса в статье В. В. Стасова «Картина Репина "Бурлаки на Волге"». Внимание сосредоточено на принципах художественной критики, связанных с описанием, главным компонентом стиля Стасова-критика.
Читать PDF
0.00 байт

Экфрасис в эссе У. Пейтера «Сандро Боттичелли» и в сонете Д. Г. Россетти «На Весну Сандро Боттичелли

Загороднева Кристина Владимировна
Эссе английского писателя второй половины XIX в. У.Пейтера и сонет его современника поэта Д.Г.Россетти исследуются в контексте поэтики экфрасиса.
Читать PDF
0.00 байт

Экфрасис в романе А. Андерша «Винтерспельт»

Воротилина Елена Николаевна
На основе рассмотрения мотивной структуры романа Альфреда Андерша «Винтерспельт» устанавливается центральное место в нем экфрасиса произведения изобразительного искусства. Мотив спасения акварели П.
Читать PDF
0.00 байт

Экфрасис в повести Н. Лескова «Запечатленный ангел»

Склёмина Светлана Михайловна
В статье рассматривается роль экфрасиса (словесных описаний иконных ликов), проясняется «память жанра» экфрасиса, его мистериальные истоки и воздействие поэтики экфрасиса на жанровый облик провести Н. Лескова.
Читать PDF
0.00 байт

Живописный экфрасис в романе Ф. М. Достоевского «Идиот». Статья 1. Визуальное и словесное в романе Ф

Новикова Елена Георгиевна
В статье исследуется проблематика соотношения визуального и словесного в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Изучены два уровня авторской эстетической рефлексии, бессознательный и отрефлексированный.
Читать PDF
0.00 байт

Живописный экфрасис в романе Ф. М. Достоевского «Идиот». Статья 2. Пять картин

Новикова Елена Георгиевна
В статье исследуется живописный экфрасис романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Впервые показано, что в романе Достоевского организован специальный живописный дискурс и исследована его общая динамика.
Читать PDF
0.00 байт

Экфрасис: научная проблема и методика ее исследования

Уртминцева Марина Генриховна
Рассматривается проблема экфрасиса в тексте литературного произведения. Метод изучения этого явления представлен в процессе анализа петербургского цикла произведений Н.В. Гоголя.
Читать PDF
0.00 байт

Надпись «На Сарское село» М. В. Ломоносова: архитектурно-пейзажный экфрасис

Пузанкова С. Н.
В статье анализируется надпись М. В. Ломоносова 1764 года «На Сарское село». В надписи автор выражает поэтический комплимент правящей императрице Екатерине II через мифопейзажный и пейзажно-архитектурный экфрасис.
Читать PDF
0.00 байт

Экфрасис в русской прозе 1920-х годов: И. А. Бунин, Б. А. Лавренев, В. А. Каверин

Криворучко Анна Юрьевна
Понимая под экфрасисом вербальное описание произведения изобразительного искусства, автор ищет причины обращения писателей к этому типу «текста в тексте» и особенности его использования в названных произведениях.
Читать PDF
0.00 байт

Экфрасис в эссе В. А. Каверина «Малиновый звон»

Фоминых Т. Н., Постнова Елена Аркадьевна
В статье анализируется экфрасис в эссе В. А. Каверина «Малиновый звон». Отмечается, что экфрасис, являясь своеобразным проводником в мир культуры, связывает данное произведение с широким историко-культурным контекстом.
Читать PDF
0.00 байт

Экфрасис как тип эмблемы у Вячеслава Иванова

Титаренко Светлана Дмитриевна
Главная задача статьи показать, что экфрасис в форме образа реального произведения (картины или иконы, скульптурного рельефа или архитектурного здания) становится основой символического языка в произведениях Вяч.
Читать PDF
0.00 байт

Сон-экфраза и «Оживший» экфрасис в прозе А. Н. Толстого 1910-1920-х годов

Ханинова Римма Михайловна
Предметом исследования стала область онейросферы в ранних рассказах и повестях А.Н. Толстого, связанная с мотивом «ожившей» картины (экфрасис).