ЭККЛЕСИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ЭККЛЕСИЯ
народное собрание в Древних Афинах.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЭККЛЕСИЯ
в Др. Греции наиболее распростр. назв. нар. собрания. В демократич. полисах (напр., в Афинах при Перикле, сер. 5 в. до н.э.) Э. — верхов. орган госуд., обладавший полнотой законодат., исполнит. и суд. власти, избиравший должностных лиц и осуществлявший постоянный контроль за ними. В полисах с олигархич. строем права Э. были ограничены др. гос. органами типа разного рода советов и коллегий, состав же Э. комплектовался путем отбора граждан по признакам имуществ. ценза. Как правило, Э. осуществляли свои функции совместно с буле — советом, к-рый заранее подготавливал подлежащие обсуждению на Э. вопросы. В ряде греч. полисов нар. собрания имели спец. назв.: апелла — в Спарте, агора — в Дельфах и фессалийских городах, алия — в Аргосе, Эпидавре, Геле, Акраганте. У поздних антич. писателей Э. наз. также место нар. собраний. В христианстве Э. наз. как община верующих, так иногда и вся церковь.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Экклесия
(греч. ekklesia — народное собрание).
        1. В Э. все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В ходе демократизации рабовладельч. общества (в Афинах — реформы Солона и Клисфена) расширились политич. права Э. (выборность должностных лиц, контроль за исполнением ими своих обязанностей, решения о войне и мире, высшая законодательная власть, компетенция в отношении государств, процессов и право высылки). Теоретически Э. обладала верховной властью, однако на практике реализация демократии была затруднена не только из-за олигархич. устройства, но и огранич. числа самих граждан — участников Э.
        2. В раннем христианстве обозначение собраний отдельных общин (и мест богослужения), а также всей церкви. В христианской скульптуре Э. распространилась с 9 в. в виде женского олицетворения церкви, победоносной по отношению к синагоге.

Источник: Словарь античности. 1989

ЭККЛЕСИЯ
греч. ekklnsia) - в Др. Греции наиболее распространенное назв. нар. собрания. В демократич. полисах (напр., в Афинах при Перикле, сер. 5 в. до н. э.) Э. - верх. орган гос-ва, обладавший полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, избиравший должностных лиц и осуществлявший постоянный контроль за ними. В полисах с олигархич. строем права Э. были ограничены другими гос. органами типа разного рода советов и коллегий, состав же Э. комплектовался путем отбора граждан по признакам имуществ. ценза. Как правило, Э. осуществляли свои функции совместно с буле - советом, к-рый заранее подготавливал подлежащие обсуждению на Э. вопросы. В ряде греч. полисов нар. собрания имели спец. назв.: апелла - в Спарте, агора - в Дельфах и фессалийских городах, алия - в Аргосе, Эпидавре, Геле, Акраганте. У поздних антич. писателей Э. наз. также место нар. собраний. В христианстве Э. наз. как община верующих, так иногда и вся церковь.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЭККЛЕСИЯ
   • ????????,

         народное собрание, в греческих республиках настоящий центр верховной власти, в разных государствах состояло из различных элеметов и имело различные полномочия. Нам предстоит заняться преимущественно афинскою и спартанскою Э.;

    I. Афинская Э.

         Собрание всего народа, граждан начиная с 20 лет (??????? суть собрания фил и демов). Во всякой притании было по 4 очередных (???????) собрания, первое называлось ????? (в прежние времена, вероятно, единственное в притании); иногда и все 4 называются ??????. В особых случаях, которые требовали немедленного выполнения, граждане также из деревень созывались на чрезвычайное собрание (????????? или ?????????? ?????????, также ??????????). Для каждого из очередных собраний был назначен особый род занятий, напр. для первого ????????????? должностных лиц, обвинения против государственных преступников, объявление о конфискованных имуществах и о заявленных на суде притязаниях на наследства; для второго — прошения к народу и предложения о помиловании; для третьего — переговоры с иностранными государствами; для четвертого наконец — религиозные и общественные дела вообще. Кроме того, по правилу, председательствующий должен был заранее объявить посредством плакатов о предметах собрания (?????????? ??????????; противоположное: ?????????? ??????????). В какие дни притании оно бывало и бывало ли во всех пританиях в один и тот же день, нельзя сказать. Созывал собрание ?????????? между ?????????, позже между ???????? (см. ?????, Буле); иногда, особенно в военные времена, созывали стратеги. Приглашение через герольдов было необходимо только при ???????????. Местом собрания в прежние времена была площадь, потом преимущественно Пникс, а еще позже обыкновенно театр, в особенных случаях также театр в Пирее. При входе каждый получал дощечку, возвращая которую он получал плату (???????????????), состоявшую из 1, позже из 3 оболов. О недопущении не имевших на то право заботились 6 лексиархов и их служители. Кто приходил слишком поздно, не получал платы. Перед открытием собрания совершалось жертвоприношение и молитва. Затем председатель, созвавший собрание (см. подробности ?????, Буле) предлагал предмет на обсуждение. Прежде всего происходило голосование относительно того, хочет ли народ присоединиться к сопровождавшему, обыкновенно предложение постановлению совета (?????? ??????? ???????????? ???? ??? ??????). Голосование при этом называлось ?????????????. В следовавших за этим дебатах, если высказывались за дальнейшее обсуждение вопроса, мог принимать участие всякий, кто не подлежал атимии. Докимасия ораторов ограничивалась исключительно расследованием, находится ли оратор в обладании всеми гражданскими правами (см. ?????????, Докимасия). Официальных ораторов не существовало, и господствовала полная ?????????, хотя естественно, что во все времена отдельные личности, выдававшиеся государственную мудростью и талантом, часто также любимые народом за красноречие и лесть демагоги, занимались ораторством как настоящею задачей жизни: правда, народное собрание было единственным поприщем для деятельности государственных людей. На время речи оратор надевал венок в знак своей неприкосновенности. Если он уклонялся от предмета речи или провинился против существующих обычаев или законов, то председателю было предоставлено удалить его с кафедры и оштрафовать его на 50 драхм. При более тяжких проступках он мог быть предан для наказания совету или ближайшему народному собранию. Впрочем, в позднейшие времена, когда демагоги задавали всему тон, постановления эти уже не выполнялись с прежнею строгостью. Т. к. собрание не было связано решением (???????????) совета, то всякому оратору было предоставлено сделать свое собственное предложение, которое могло быть прямо противоположно постановлению совета. Такое предложение вручалось во время собрания председателям, которые решали, должно ли оно быть предложено народу для голосования (????????????, ??????????????? или ?????????????? ???????, ??????????? ??????????, ???????? ??????), причем, впрочем, один только из председателей, по крайней мере ??????????, мог вопреки решению остальных, с опасностью навлечь на себя ??????????, воспрепятствовать голосованию, если предложение было противно законам (как Сократ в процессе стратегов. Plat. Apol. p. 32). Мало того, всякий в собрании мог выступить против оратора, причем он с клятвою заявлял (??????????, ????????), что он хочет привлечь к суду сделавшего предложение за противозаконность оного (?????????). Разрешение голосовать противозаконное предложение могло в известных случаях повлечь за собой атимию. Голосование происходило посредством поднятия рук (????????????, ??????????), в личных вопросах, как в суде, посредством дощечек или камешков (??????), отсюда ??????????; это слово, впрочем, употреблялось вообще в смысле «голосовать». Постановление называется ???????. Оно вносилось в архив, часто вырезалось на меди или на камне. Формулу постановлений можно видеть из следующих надписей: ´?????? ?? ?????? ??? ??? ????????????? ???????????, ????????? ????????????, ????????? ??????????. ??????? ?????. (сделал предложение) ??????????? и т. д. (из ол. 86, 3. 434/433). Иногда еще ближе определяется время, именно прибавляется имя архонта, название притании и ее дня, напр. ???? ?????????? ??????????, — ????? ???? ????????????? ??????? ?????????? (из ол. 100, 3. 378/377) и ??????? ??? ???????? ???? ?????????? (из ол. 109, 4. 341/340); указание на день притании, даже на день месяца в позднейшие времена всегда практиковалось. Начиная с ол. 100, 3. ?????????? выбирался не из пританов, но из ????? ??? ????????????. С 369/368 г. до Р. ?. ?????????? этот в декретах обозначается словами ???? ???????? ?????????? или ??????????, а позже, с 314/313 г. прибавляется ???? ???????????. ? значении этих лиц см. ?????, Буле. По окончании дел председатель распускал собрание через глашатая. Отсрочивалось собрание тогда, когда дела не были окончены или если гром и молния или другие ????????? мешали продолжению совещания. Делавший предложения даже в случае его принятия отвечал за него в течение года и мог быть обвинен ????????? (ср. ?????, Письменное обвинение, 5). На народном собрании лежали следующие дела и обязанности:

       1. содействие при законодательстве. В первом народном собрании в году председатели предлагали вопрос, все ли законы должны быть оставлены без изменения или же необходимы перемены. Для большей наглядности тесмофеты должны были собрать противоречащие законы и устарелые, но еще не уничтоженные форменно постановления и представить их народу. Кроме того, всякому было предоставлено делать от себя предложения. Вновь предложенные законы (всякий отменяемый закон должен был заменяться новым) выставлялись публично для всеобщего сведения. Народ избирал защитников старых законов (????????? ????????), а в 3-е народное собрание номофетов (?????????) из числа гелиастов текущего года, перед которыми происходил формальный процесс старого и нового закона. Первый защищали синегоры, второй — тот, кто его предложил. Решение принадлежало номофетам под председательством фесмофетов, но решение это, если он было в пользу нового закона, так же как и ???????, могло подлежать ????? ????????? и утверждение его, равно как и отклонение, зависело от приговора судей. Все производство дела называлось ?????????????? ?????. В позднейшие времена народ часто обходил эту строгую форму и заменял законы своими постановлениями;

       2. избрание должностных лиц, поскольку оно происходило посредством ??????????, а не по жребию, сообразно демократическим учреждениям Клисфена, Выбор сохранился для тех лиц, должности которых требовали особенной способности и гарантии относительно состояния, так при военных и финансовых должностях и некоторых других. Выборные собрания, время коих не может быть точно определено, называются ????????????. Председательство в них имели 9 архонтов. Кандидаты назывались ??????????, домогаться должности — ???????????????, ????????????. Должностные лица могли быть смещены, а поэтому в первом собрании всякой притании архонты ставили вопрос, должны ли быть служащие оставлены в своих должностях или же сменены (?????????????? ???? ????????? или ???????);

       3. постановления против отдельных лиц, o???????????. На изгнание через остракизм нельзя смотреть как на наказание, и действительно оно не имело никаких дурных последствий ни для чести, ни для имущества изгнанного. В собрании перед началом седьмой притании задавался вопрос, является ли необходимость в применении этой меры к отдельным личностям (конечно, по политическим причинам). Если давался утвердительный ответ, то всякий, желавший чьего-либо изгнания, должен был в собрании на ?????? написать его имя. Кто имел против себя 6000 голосов, должен был оставить город на 10, позже — на 5 лет, но мог быть возвращен по решению народа. Последний, изгнанный остракизмом, был Гипербол (417 г.);

       4. судейские обязанности народ имел лишь в чрезвычайных случаях относительно тех, которые были преследуемы посредством ???????????, хотя и тут в большинстве случаев последнее решение принадлежало суду (см. ???????????, Эйсангелия). При ??????? (см. Публичное ходатайство) приговор народа имел лишь предварительное значение и по закону не имел никакого влияния на приговор суда; обвинения против должностных лиц были вносимы в народное собрание посредством ???????, но решались судьями;

       5. наконец, народ при установленном законом содействии совета имел верховное решение во всех государственных делах: о войне и мире, о союзах и договорах. Полномочия послов исходили от народа. Возвращавшиеся послы, равно как послы иностранных государств, были принимаемы в народном собрании, явившись предварительно в совете. Расходование общественных денег, равно как изменение податей и пошлин, зависело от решения народа. Равным образом дела, касавшиеся религии, напр. принятие новых культов и т. п., обсуждались самим народом. Далее, наряду с другими корпорациями народ раздавал почести и права отдельным лицам, напр. венки, стол в ?????????? и т. д. Наконец, народ же даровал иностранцам право гражданства. ср. главное сочинение Sch?mann, de comitiis Atheniensium (1819). H.

    II. Э. в Спарте.

         Э. (дорическая ????) состояла из всех полноправных граждан, в том смысле слова, какой оно имело прежде чем в самом господствующем дорийском населении стали делаться различия, т. е. из всех спартиатов выше 30 лет, кои исполнили все свои гражданские обязанности и не были под атимией. Что и периэки принимали участие, как утверждают некоторые, весьма невероятно. Народное собрание, хотя оно и имело очень ограниченный круг деятельности, пока вся политическая власть сосредоточивалась в ????????, было, однако, верховною властью в Спарте. Оно отвергало или одобряло предложения герузии или царей, но не могло изменять из своей властью. Все добавления такого рода могли быть объявлены царем или советом недействительными. Прений, обыкновенно, не бывало, т. к. право говорить в собрании зависело от особого разрешения властей. Голосование происходило довольно беспорядочно, посредством громкого крика (???? ??? ????, Thuc. 1, 87) и лишь тогда, когда решение таким способом было сомнительно, посредством secessio in partes. Место собрания, на котором стояли, между тем как в Афинах сидели, было, по предписанию Ликурга (Plut. Lyc. 6), между Бабикой и Кнакием, т. е. внутри черты города, позже — так называемый ????? при ??????. Когда затем в 4 в., вследствие уменьшения населения граждан и особенно вследствие закона Опитадея, который дозволял дарить при жизни и оставлять по смерти недвижимое имущество, первоначальное имущественное равенство, основанное на так называемых законах Ликурга, значительно изменилось и граждане разделились таким образом на богатых или равных (o???????) и меньших (??????????), тогда наряду с собранием всех спартиатов было учреждено еще собрание этих ??????, которые в этом качестве назывались ??????????. Хеn. Hell. 2, 4, 38. 6, 3, 3. 5, 2, 11. 33. Как были разграничены обязанности и того и другого собрания, нам неизвестно. Предметы, подлежавшие решению народного собрания, были: выбор некоторых властей и членов совета, решения о престолонаследстве в сомнительных случаях, отпущение на свободу илотов, законодательство, решение о договорах, о войне и мире (см. между прочими прения о войне и мире у Фукидида. 1, 67-88). Также и в других дорических государствах, напр. в критских городах, обязанности народного собрания были так же ограничены, как в Спарте. Слова Аристотеля (Polib. 2, 10): ????????? ??? ????????? ??????, ????? ? ???????? ?????? ???? ??? ????????????? ?? ????????? ?????? ??????? ???? ????? ??????? — впрочем, во всяком случае, не имеют того смысла, чтобы Э. не имели права отвергать. Ахейский союз имел ежегодно по 2 очередных народных собрания в Эгии, где голосование происходило по городам. Polib. 4, 37. 2, 54.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Разрешение экклесиологических проблем русского богословия XVIII — начала XIX В. В трудах святителя Ф

Хондзинский Павел Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

Жизнь и экклесиологические взгляды Тертуллиана

Каргальцев Алексей Витальевич
Статья посвящена некоторым дискуссионным обстоятельствам биографии Тертуллиана, а также эволюции его экклесиологических взглядов.
Читать PDF
0.00 байт

О Великом неизвестном Рец. На кн. : Magnum ignotum: магия. Герменевтика. Экклесиология / И. П. Давыд

Макеева (Замлелова) Светлана Георгиевна
Читать PDF
0.00 байт

Книга экклесиаст в рассказе А. Эппеля «Помазанник и Вера»: прочтение через метафору

Бологова Марина Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Экклесиология Вл. С. Соловьева и богословское наследие А. С. Хомякова в переписке Рцы (И. Ф. Романов

Дмитриев Андрей Петрович
В статье анализируется переписка философствующего публициста Рцы с известным журналистом, главой славянофильской партии И.С. Аксаковым. Рцы считал своим идейным учителем А.С. Хомякова и упрекал И.С.
Читать PDF
0.00 байт

ЭККЛЕСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНГЛИКАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Фадеев Иван Андреевич
Статья посвящена проблеме англиканской идентичности. Ее основные аспекты (кафоличность, преемственность, понимание природы изменений, происходящих в Церкви) рассмотренны в рамках философско-антропологической проблематики.
Читать PDF
0.00 байт

Церковь Великой Татарии (опыт лютеранской экклесиологии)

Иваненко А.И.
В статье рассматриваются вопросы лютеранской экклесиологии на примере представления Сведенборога о Церкви Великой Татарии.
Читать PDF
0.00 байт

Новозаветная экклесиология святителя Феофана затворника

Хондзинский Павел
В статье выдвигается и рассматривается предположение о том, что в своих толкованиях на апостольские послания святитель Феофан Затворник дал критику не только современной ему западной библеистики, но и важнейших экклесиологических
Читать PDF
0.00 байт

Экклесиологические аспекты поста

Митрополит Нижегородский И Арзамасский Георгий
Читать PDF
0.00 байт

Два типа экклесиологии в русской религиозной философии второй половины XIX века (Леонтьев contra Дос

Д. В. Семикопов
Читать PDF
0.00 байт

Образ Церкви как Божьего народа в современной экклесиологии

Aлександр Гейченко
В статье рассматривается образ Церкви как народа Божьего в Священном Писании, а также его рецепция в западных экклесиологических традициях: католической, протестантской экуменической и евангелической.
Читать PDF
0.00 байт

Церковь как тело Христа: источники экклесиологии Павла в Деян. 9:3-8

Василий Лопатин
В статье предпринимается попытка осмыслить и провести возможные исторические параллели между встречей Павла с воскресшим и вознесённым Христом по дороге в Дамаск (Деян 9:3-8) и последующим появлением метафор Тела Христова и Христа
Читать PDF
0.00 байт

ЗАБЫТОЕ ЭККЛЕСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ: Святость как главный признак церкви в радикальной Реформации

Сергей Санников
лесиологических подходов, представляющих различные модели и взгляды на природу церкви,а также на ее существование, с точки зрения святости как ключевогоизмерения церковности.
Читать PDF
0.00 байт

"град" или "храм"? - к вопросу о ключевых понятиях экклесиологических концепций блаженного августина

Хондзинский Павел Владимирович
Сочинения блаженного Августина, в частности De civitate Dei, становятся известны русскому читателю в конце XVIII столетия, а уже в первой четверти XIX столетия возникает экклесиологическая концепция святителя Филарета Московского,
Читать PDF
0.00 байт

Синодальная реформа и экклесиология первых славянофилов: А. С. Хомякова и Ю. Ф. Самарина

Хондзинский П.
Учение славянофилов о соборности Церкви является своего рода «визитной карточкой» русской богословской мысли. В своем законченном виде оно, как правило, связывается с критикой Синодальной традиции.

Похожие термины:

  • Экклесия (Экклезия)

    греч. ekklesia).    1. Народное собрание в полисной Греции - верховный гос. орган, которому принадлежала вся законодательная и исполнительная власть. На э. избирались должностные лица, разбирались судеб
  • Экклесиастерий

    (греч. ekklesiasterion), место проведения народных собраний (греч. ekklesia), которые проходили на рынках, в театрах, реже в специально сооруж. для этой цели зданиях, как, например, в Траллах или Ольвии.
  • ЭККЛЕСИАСТИКОН

       • ??????????????,          плата за участие в народном собрании, сначала в 1, позже в 3 обола, получавшаяся после каждого собрания (см. ????????, Экклесия, 2). Расходы, которые несло по этому поводу государств