ЕККЛЕЗИАСТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Екклезиаст
(«проповедник») – книга, написанная царем Соломоном в последние годы его царствования. Екклезиаст входит в состав канонических книг Ветхого Завета. Она состоит из двенадцати глав, в которых с одной стороны изображено ничтожество и суета людской жизни, а с другой – отношение мудрого ко всему мирскому. Возноситься выше земного к вечному и неизменному, а среди превратностей судьбы искать успокоения и счастья в Боге – вот истинная задача земной жизни мудреца (Екклезиаст, 7, 12).

Источник: Православная энциклопедия.

ЕККЛЕЗИАСТ
древнегреческое – проповедник), книга Ветхого Завета, авторство которой приписывается царю Соломону. Используя форму внутреннего диалога, автор затрагивает основные вопросы человеческого бытия: жизнь, смерть, пространство и время, вечное и преходящее, социальное устройство общества. Текст построен с использованием оксюморонов, как на идейном, так и на лексическом уровне, что дает основания называть эту часть Библии наиболее противоречивым ветхозаветным текстом. Активно используемый прием грамматического параллелизма, ритмизующий прозу, афористичность, глубина философских обобщений делают Екклезиаст наиболее часто цитируемой в риторике, публицистике и быту книгой Писаний: «Суета сует, все суета»; «Кривое не может сделаться прямым»; «Всему свое время и время всякой вещи под небом». Мотив Екклезиаста использовал А. Н.Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ЕККЛЕЗИАСТ
проповедник, по-еврейски когелет; Ек 1:1-12 и др.) — название книги известной под сим именем в составе свящ. книг канонических В.З. Написана Соломоном в последние годы его блестящего замечательного царствования. Состоит из 12 глав, и в ней с одной стороны изображается суета и ничтожество всего земного, которое само по себе не может доставить умирения и успокоения человеческой душе, потому что непостоянно и изменяется, как это и доказывает Соломон на основании собственного разнообразного опыта (1-6), а с другой стороны, указывается на отношение мудрого к миру. Возноситься выше земного к вечному и неизменяемому, среди земных превратностей искать себе счастья и успокоения в Боге, — вот истинная задача земной жизни мудрого (7-12). “Слова Екклезиаста, сына Давидова, царя в /Иерусалиме (1:1), — так начинается свящ. книга. Видел я все дело, какие делаются под солнцем, продолжает проповедник, и вот, все суета и томление духа (ст. 14). Я предпринял большие дела, говорит он далее, построил себе, домы, насадил себе виноградники... приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня... собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей, завел себе певцов и певиц... Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им... И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их, и вот все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!... И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать .мудростью все, что делается под небом... И приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания... но узнал, что и это — томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (1:1-18). В последней 12 главе, в прекрасной поэтической форме излагается описание постепенного приближения старости в жизни человека и за тем его смерти. И помни Создателя твоего в дни юности твоей, так говорит Екклезиаст в заключение своей возвышенной книги, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить, нет мне удовольствия в них!...В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы (ноги и руки — старческая согбенность) и перестанут молоть мелющие (зубы), потому что их не много осталось; и помрачатся смотрящие в окно (глаза); и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха (старческая бессонница) и замолкнут дщери пения (глухота)... и зацветет миндаль (старческие седины) и отяжелеет кузнечик и рассыплется каперс (общий старческий упадок сил). Ибо отходит человек в вечный дом свой (гроб) и готовы окружить его по улице плакальщицы (скорбь об умершем). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, который дал его. Суета сует, все суета”. В чем же истинное, возможное здесь на земле для человека довольство и счастье? Выслушаем сущность всего, так отвечает свящ. писатель на этот вопрос: “Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное-хорошо ли оно, или худо” (12:1-14).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

«Лучше быть идиотом, чем Антоном Сорокиным!». Об «Екклезиасте писательском»

Лощилов Игорь Евгеньевич
Статья предваряет публикацию неизданного произведения омского писателя и драматурга Антона Семеновича Сорокина (1884 1928).
Читать PDF
0.00 байт

Книга Екклезиаста и древние шумерские пословицы и поговорки

Акимов Виталий Викторович
Имея вид царского поучения, библейская Книга Екклезиаста содержит в себе ряд наставлений и высказываний, которые являются поговорками, пословицами, притчами.
Читать PDF
0.00 байт

Шумерское «Поучение Шуруппака» и библейская книга Екклезиаста

Акимов Виталий Викторович
Среди литературных текстов шумерской традиции мудрости особое место занимает «Поучение Шуруппака». Оно является, вероятно, древнейшим ближневосточным царским поучением.
Читать PDF
0.00 байт

Месопотамский «Разговор господина с рабом» и библейская книга Екклезиаста

Акимов Виталий Викторович
Библейская Книга Екклезиаста, имея ряд очевидных параллелей с литературными памятниками Древнего Египта, с такой же очевидностью несет на себе следы и литературы другого великого соседа Израиля Древней Месопотамии.
Читать PDF
0.00 байт

Границы субъективности екклезиаста

Креймер-Дементьева Лилия Анатольевна
Не видя теологических средств усовершенствования своей культуры, древний мудрец обратился к философским средствам иной культуры, тем самым конституируя свою новую субъективность, которую помимо иудаизма как веры теперь формировала

Похожие термины:

  • Книга Екклезиаста

    евр. сефер Когелет. Книга Екклезиаста разбирает вопрос о том, что такое счастье, и стремится опровергнуть заблуждение, утверждающее, что хорошего в этом мире достаточно, чтобы сделать человека сча