ЭКЛЕКТИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эклектизм
греч. eklektikos – выбирающий) – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.д. Эклектика – художественный стиль второй половины XIX в. Характеризуется намеренным соединением в одной композиции элементов различных исторических стилей в одном ансамбле.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ЭКЛЕКТИЗМ
эклектика – механическое соединение разнородных часто противоречивых принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. д. В архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЭКЛЕКТИЗМ
в философии возникшее в позднеэллинистич. время теч. (греч., лат. — отбор), в к-ром смешивались элементы философии Платона, Аристотеля, стоиков, и скептиков, проявл. с 1 в. до н.э. во всех философских школах, не говоря уже об эпикурейцах. Э. не занимались самостоят. исследованиями, огранич. поверхностными связками чужих мыслей. Гл. целью Э. было создание нравст. норм поведения человека в условиях распада рабовлад. общества, поэтому эклектики преим. занимались этич. наблюдениями. Центром Э. была т.н. Новая академия, представители к-рой под руковод. Антиоха из Аскалона (ум. в 68 до н.э.) искали ср. эклектич. путь в этике между взглядами Аристотеля, Платона и стоиков, отказавшись от скептицизма. Э. широко распростр. в стоич. (Боэций) и перипатетич. школе. В иск-ве Э. охватывает период позд-него эллинизма и ранней Империи (сер. 2 в. до н.э. — сер. 2 в. н.э.): для него хар-рен синтез эллинистич. и классич. стиля. Это явление, тесно связанное с программой иск-ва новоаттиков, было продуктом позднего греч. времени, когда потери в содержании пытались компенсировать роскошью формы, обращаясь преим. к эстетствующей дилетантской публике.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Эклектизм
(греч., лат. отбор), в философии возникшее в позднеэллинистич. время течение, в котором смешивались элементы философии Платона, Аристотеля, стоиков и скептиков, проявлялось с 1 в. до н. э. во всех философских школах, не говоря уже об эпикурейцах. Э. не занимались самостоятельными исследованиями, ограничиваясь поверхностными связками чужих мыслей. Гл. целью Э. было создание нравств. норм поведения человека в условиях распада рабовладельческого общества, поэтому эклектики преим. занимались этич. наблюдениями. Центром Э. была т. н. Новая академия, представители которой под руководством Антиоха из Аскалона (ум. в 68 до н. э.) искали средний эклектич. путь в этике между взглядами Аристотеля, Платона и стоиков, отказавшись от скептицизма. Э. широко распространился в стоич. (Боэций) и перипатетич. школе. В искусстве Э. охватывает период позднего эллинизма и ранней Империи (сер. 2 в. до н. э. — сер. 2 в. н. э.); для него характерен синтез эллинистич. и классич. стиля. Это явление, тесно связанное с программой искусства новоаттиков, было продуктом позднего греч. времени, когда потери в содержании пытались компенсировать роскошью формы, обращаясь преим. к эстетствующей дилетантской публике.

Источник: Словарь античности. 1989

ЭКЛЕКТИЗМ
(греч. eklektikos — способный выбирать, выбирающий) — произвольное соединение разнородных взглядов, теорий, идейных направлений, художественных принципов. Это явление свойственно эпохам экономического, политического и культурного кризиса. Термин был введен александрийским ученым II в. н.э. Потамоном. В философии эклектизм появился в позднеэллинистическое время в I в. н.э. в философских школах, где смешивались отдельные положения теорий Платона, Аристотеля, скептиков и стоиков. Его центром была Новая академия, возглавленная Антиохом из Аска-лона. В искусстве эклектизм развился в период позднего эллинизма и ранней Империи (сер. II в. до н.э. — II в. н.э.). В основе его лежал синтез эллинистического и классического стилей, усложненное композиционное построение, увлечение формой в ущерб содержанию. Это искусство лишено ясности и силы чувств, свойственных классике (скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык» и др.). В русском искусстве черты эклектизма заметны в творчестве архитекторов О. Мон-феррана (здание Исаакиевского собора, 1818–1858) и А. Штакеншнейдера (Мариинский дворец, 1839–1844). В XX в. эклектизм усиливается в архитектуре жилого до-ма, зрелищных, промышленных и административных сооружений, не имеющий собственного стилевого определения.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
191.21 кб

Концептуальный эклектизм в книге Комара и Меламида «Стихи о смерти»

Барковская Нина Владимировна
В статье доказывается, что книга «Стихи о Смерти» Комара и Меламида обладает всеми признаками книги стихов, хотя большинство текстов написаны прозой.
Читать PDF
299.38 кб

Эклектизм как творческий принцип (по роману З. Прилепина «Грех и другие рассказы»)

Жучкова Анна Владимировна
Объединяя в едином дискурсе поэзию и прозу, интертекстуальную «литературность» и предельную искренность переживания, синкретически сочетая литературные направления и жанры, З.
Читать PDF
382.78 кб

Эклектизм и архаизация современной российской мифологии

Ожерельева Ольга Юрьевна, Хубутия Медея Вахтанговна
Социокультурные, политические и экономические преобразования в российском обществе неизбежно повлекли за собой перемены в массовом сознании, сопровождавшиеся девальвацией прежней системы ценностей, трансформацией морально-нравстве
Читать PDF
420.85 кб

Парадоксальная интенция в лого-и когнитивно-поведенческой терапии (эклектизм и интеграция в процессе

Залевский Генрих Владиславович, Кузьмина Юлия Викторовна
В статье затронута актуальная проблема отношений между разными направлениями в психотерапии и психологической супервизии (психосупервизии) проблема необходимости и возможности интеграции различных подходов в интересах клиента и па
Читать PDF
153.03 кб

Эклектизм как мировоззрение интеллектуальной элиты птолемеевской Александрии

Поршнев Валерий Павлович
Эклектизм, является важной характеристикой александрийской культуры, и без него невозможен был бы неоплатонический философский синтез, который начался в Александрии. Однако изучался он, преимущественно, на материале философии.
Читать PDF
540.23 кб

Иоганн Христоф Штурм: эклектизм как философская идеология и методологическая программа

Секундант С.Г.
Рассматривается философская идеология эклектицизма Нового времени, в частно сти в том виде, как он был сформулирован И.Х. Штурмом, и оценивается его вклад в развитие философской и научной мысли.
Читать PDF
502.16 кб

Метод эклектизма в истории философии (французский спиритуализм)

Кротов Артем Александрович
В статье анализируется учение о методе историко-философского исследования одного из лидеров французского спиритуализма Виктора Кузена.
Читать PDF
99.81 кб

Л. Даррел и гностицизм. Несколько мыслей о рациональности и эклектизме

Дьяков Александр Владимирович
Статья представляет собой опыт эссеистического исследования гностических мотивов в «Авиньонском квинтете» Л. Даррела. Автор проводит мысль о недостаточности рациональности в дарреловской версии гностицизма.