греч. eklektikos – выбирающий) – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.д. Эклектика – художественный стиль второй половины XIX в. Характеризуется намеренным соединением в одной композиции элементов различных исторических стилей в одном ансамбле.
ЭКЛЕКТИЗМ
Эклектизм
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ЭКЛЕКТИЗМ
эклектика – механическое соединение разнородных часто противоречивых принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. д. В архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЭКЛЕКТИЗМ
в философии возникшее в позднеэллинистич. время теч. (греч., лат. — отбор), в к-ром смешивались элементы философии Платона, Аристотеля, стоиков, и скептиков, проявл. с 1 в. до н.э. во всех философских школах, не говоря уже об эпикурейцах. Э. не занимались самостоят. исследованиями, огранич. поверхностными связками чужих мыслей. Гл. целью Э. было создание нравст. норм поведения человека в условиях распада рабовлад. общества, поэтому эклектики преим. занимались этич. наблюдениями. Центром Э. была т.н. Новая академия, представители к-рой под руковод. Антиоха из Аскалона (ум. в 68 до н.э.) искали ср. эклектич. путь в этике между взглядами Аристотеля, Платона и стоиков, отказавшись от скептицизма. Э. широко распростр. в стоич. (Боэций) и перипатетич. школе. В иск-ве Э. охватывает период позд-него эллинизма и ранней Империи (сер. 2 в. до н.э. — сер. 2 в. н.э.): для него хар-рен синтез эллинистич. и классич. стиля. Это явление, тесно связанное с программой иск-ва новоаттиков, было продуктом позднего греч. времени, когда потери в содержании пытались компенсировать роскошью формы, обращаясь преим. к эстетствующей дилетантской публике.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Эклектизм
(греч., лат. отбор), в философии возникшее в позднеэллинистич. время течение, в котором смешивались элементы философии Платона, Аристотеля, стоиков и скептиков, проявлялось с 1 в. до н. э. во всех философских школах, не говоря уже об эпикурейцах. Э. не занимались самостоятельными исследованиями, ограничиваясь поверхностными связками чужих мыслей. Гл. целью Э. было создание нравств. норм поведения человека в условиях распада рабовладельческого общества, поэтому эклектики преим. занимались этич. наблюдениями. Центром Э. была т. н. Новая академия, представители которой под руководством Антиоха из Аскалона (ум. в 68 до н. э.) искали средний эклектич. путь в этике между взглядами Аристотеля, Платона и стоиков, отказавшись от скептицизма. Э. широко распространился в стоич. (Боэций) и перипатетич. школе. В искусстве Э. охватывает период позднего эллинизма и ранней Империи (сер. 2 в. до н. э. — сер. 2 в. н. э.); для него характерен синтез эллинистич. и классич. стиля. Это явление, тесно связанное с программой искусства новоаттиков, было продуктом позднего греч. времени, когда потери в содержании пытались компенсировать роскошью формы, обращаясь преим. к эстетствующей дилетантской публике.
Источник: Словарь античности. 1989
ЭКЛЕКТИЗМ
(греч. eklektikos — способный выбирать, выбирающий) — произвольное соединение разнородных взглядов, теорий, идейных направлений, художественных принципов. Это явление свойственно эпохам экономического, политического и культурного кризиса. Термин был введен александрийским ученым II в. н.э. Потамоном. В философии эклектизм появился в позднеэллинистическое время в I в. н.э. в философских школах, где смешивались отдельные положения теорий Платона, Аристотеля, скептиков и стоиков. Его центром была Новая академия, возглавленная Антиохом из Аска-лона. В искусстве эклектизм развился в период позднего эллинизма и ранней Империи (сер. II в. до н.э. — II в. н.э.). В основе его лежал синтез эллинистического и классического стилей, усложненное композиционное построение, увлечение формой в ущерб содержанию. Это искусство лишено ясности и силы чувств, свойственных классике (скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык» и др.). В русском искусстве черты эклектизма заметны в творчестве архитекторов О. Мон-феррана (здание Исаакиевского собора, 1818–1858) и А. Штакеншнейдера (Мариинский дворец, 1839–1844). В XX в. эклектизм усиливается в архитектуре жилого до-ма, зрелищных, промышленных и административных сооружений, не имеющий собственного стилевого определения.