ЭКСКУРСИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
ЭКСКУРСИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
от лат. excursio - поездка) - наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившейся или искусственной (музейная экспозиция) среде, в целях изучения прошлого человеческого общества, проходящее по определенному маршруту, под руководством подготовленного лица. В СССР и странах социализма Э. и. является одной из форм распространения исторических знаний и историко-краеведческой работы, содействует формированию мировоззрения, служит целям коммунистического воспитания трудящихся. Э. и. различаются по тематике в соответствии со специализацией историч. науки (историко- революционные, историко-партийные, военно- историческая, археологическая, этнографи- ческая и т. п.), а также по способу проведения и составу участников. Экскурсионное дело в России начало развиваться с экскурсионной практики. Первые Э. и. проводились в школах и музеях. Они стали проводиться для школьников в кон. XVIII - нач. XIX вв. Сторонниками введения экскурсий в систему школьного преподавания были Н. И. Новиков, академик В. Ф. Зуев. Устав народных училищ, а также школьный устав 1804 содержали рекомендации о проведении экскурсий со школьниками. Первые из них проводились на историко-естественные темы, позже в практику преподавания вошли также и Э. и. В 1883 открылся Исторический музей. Положением о музее массовые экскурсии не предусматривались. Первые экскурсии (три за год) в Историческом музее состоялись в 1889. Экскурсии по музею проводились редко и нерегулярно и впоследствии. В 1909 музей посетило всего 140 экскурсионных групп. В кон. 19 - нач. 20 вв. в ряде городов в целях организации экскурсий по памятникам истории и культуры возникают, главным образом при педагогич. обществах, экскурсионные учреждения (Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий, Историч. комиссия Общества по распространению технич. знаний и др.). Нек-рые из них начинают обслуживать туристов. В 1907 при Российском клубе туристов была основана орг-ция "Экскурсии по России". В 1910 в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, осуществлявшая Э. и. для школьников и педагогов. Одновременно с ростом числа экскурсий закладывались их научно-методич. основы. В 1910 под редакцией Б. Е. Райкова в Петербурге вышел сб. "Школьные экскурсии, их значение и организация" - первая рус. научно-методич. работа по экскурсионному делу. В 1914-16 в Москве издавался первый в России журнал, посвященный экскурсионному делу, - "Экскурсионный вестник". В нем сотрудничали историки Б. А. Тураев, В. И. Пичета, М. К. Любавский и др. Экскурсионная периодика выходила в те годы также в Ярославле ("Русский экскурсант") и в Одессе ("Школьные экскурсии и школьный музей"). Освещение историч. процесса в школьных экскурсиях находилось под воздействием офиц. дворянско-монархич. историографии, в частности реакционных идей Д. И. Иловайского - автора школьных учебников. Прогрессивные историки-экскурсоводы раскры- вали при проведении Э. и. роль народных масс, анализировали влияние социально- экономических причин на ход исторических событий. В дореволюционной России большевики использовали Э. и. как форму легальной работы с массами в целях политич. агитации. Объявления о проведении Э. и. давались в большевистской прессе. Полиция запрещала экскурсии для трудящихся (1 мая 1916 в Москве), закрывала прогрессивные экскурсионные учреждения (Общество содействия устройству общеобразовательных народных развлечений). После Великой Октябрьской социалистической революции Э. и. стали средством культурно-просветительной работы в процессе культурной революции в СССР. Государственное руководство экскурсионным делом в стране в 1918 стал осуществлять внешкольный отдел Наркомпроса, к-рый возглавляла Н. К. Крупская. Большое внимание развитию экскурсионного дела, в частности Э. и., уделяли М. И. Калинин, А. В. Луначарский. Количество Э. и. резко возросло. Были разработаны специальные экскурсии для неграмотных. Изменился социальный состав экскурсантов. Например, во 2-й пол. 1918 в Москве две трети экскурсантов составляли рабочие (в 1912-13 - менее 2%). Экскурсии приобрели подлинно народный характер. В экскурсионной тематике впервые получила отражение история революц. движения в стране. Первые гор. экскурсии на историко-революц. темы стали проводиться по инициативе Н. К. Крупской по Москве и Ленинграду. В 1923 в Москве был разработан первый экскурсионный цикл "Ленинизм". Расширению историко- революционной и историко-партийной тематики, усилению идейно-воспитательного значения экскурсий содействовало открытие Музеев революций в Ленинграде и Москве, а затем Музеев В. И. Ленина. Образование единой гос. сети музеев содействовало развитию их научно-просветительной деятельности, в к-рой основное место занимают экскурсии. В историч. музеях были организованы экскурсионные бюро и отделы. Экскурсии вошли в учебные программы советской школы. В 1918 было основано Центральное бюро школьных экскурсий (с 1921 - Опытно-показательная база НКПроса). В 1930-х гг. открыты детские экскурсионно-туристские станции (центральная - в 1932). Для разработки общих принципов экскурсионного дела и развития экскурсионной теории в 1921 были учреждены музейно-экскурсионные институты в Москве и Ленинграде, созывались всероссийские экскурсионные конференции (1921, 1923, 1926). Выходила литература, посвященная экскурсионной методике. В 1922 издавался журн. "Экскурсионное дело". Активное участие в этой работе принимали историки Н. А. Гревс, Н. А. Гейнике, H. M. Дружинин и др. В 1928 было создано акционерное общество "Советский турист", реорганизованное в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), первый съезд к-рого состоялся в 1932. ОПТЭ стало руководить развитием экскурсионного дела в стране. С целью подготовки квалифицир. кадров были открыты экскурсионные техникумы в Москве (1932), Ленинграде, в Крыму, на Сев. Кавказе, в ряде городов Украины. В 1936 по решению ЦИК СССР экскурсионная работа по городам и туристским маршрутам была передана ВЦСПС, при к-ром было органи- зовано Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ). Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О преподавании гражданской истории в школах СССР" (16 мая 1934), утвердив новые принципы преподавания истории и обучения, оказало большое влияние на содержание Э. и. и определило их место в системе школьного образования. Наряду со школой Э. и. использовались и при изучении истории в высших учебных заведениях (Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова, Университет народов Востока, исторический факультет МГУ и др.). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 экскурсионная работа резко сократилась. Многие памятники истории и культуры были уничтожены фашистами. В основном проводились военно-историч. экскурсии по музейным и выставочным экспозициям с целью военно-патриотич. воспитания. После окончания войны началось восстановление экскурсионных учреждений и перестройка их деятельности в соответствии с новыми условиями. В 1947 были восстановлены экскурсионные бюро Москвы и Ленинграда, затем Киева, Волгограда и др. городов. Послевоен. годы отмечены подъемом экскурсионной работы в связи с развитием массового туризма, повышением культурного уровня и благосостояния народа. Расширялись тематика и география экскурсий. Значительное место занимали военно-исторические, историко-революционные темы. В 1958 в Москве и Ленинграде проходили методич. конференции, обсуждавшие проблемы общей и частных экскурсионных методик, в том числе методику подготовки и проведения Э. и. В 60-70-х гг. на Э. и. широко показывались памятники истории и культуры, чему активно содействовали общества охраны памятников, созданные во всех областях, краях и республиках СССР. Углублению содержания Э. и. содействовала работа по составлению свода памятников истории и культуры. Разрабатывались новые экскурсионные темы, посвященные жизни и революционной деятельности В. И. Ленина и его соратников, истории КПСС, первой русской Революции 1905-1907, Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской и Великой Отечественной войнам. Э. и. действенно пропагандируют революционные, боевые и трудовые традиции советского народа, воспитывают социалистич. патриотизм. Важными этапами развития экскурсионной работы в СССР явились празднования 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 30-летия победы в Великой Отечественной войне. 30 мая 1969 ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление "О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране", предусматривающее массовое развитие туризма и экскурсий, расширение сети и улучшение деятельности туристско-экскурсионных учреж- дений, превращение туристско-экскурсионного дела в крупную отрасль обслуживания населения. Руководство туристско-экскурсионной работой, организация путешествий и экскурсий в стране осуществляются ВЦСПС через профсоюзные органы и систему советов по туризму и экскурсиям (1962). На 1 января 1975 насчитывалось 409 экскурсионных учреждений профсоюзов. В 1973 они провели 775 тыс. Э. и. на 2554 темы, в к-рых приняло участие свыше 23 млн. экскурсантов. Кроме того, Э. и. проводят музеи исторического, краеведческого и мемориального профилей, находящиеся в ведении союзного и республиканских министерств культуры (в 1974 Гос. Ист. музей с тремя филиалами провел 21,1 тыс. экскурсий), общества охраны памятников истории и культуры, детские экскурсионно- туристические станции, отделения бюро молодежного туризма "Спутник" ЦК ВЛКСМ. Опыт работы экскурсионных учреждений был обобщен на Всесоюзной методической конференции, созванной Центральным советом по туризму и экскурсиям (1970). Кадры экскурсоводов-историков подготавливаются на историч. факультетах ряда ун-тов и педагогич. ин-тов, на факультетах общественных профессий ин-тов, центральных и зональных курсах советов по туризму и экскурсиям, а также в музеях и экскурсионных учреждениях. Разработку научно-методич. основ экскурсионного дела ведут Н.-и. ин-т культуры (издает труды по экскурсионному делу), Н.-и. ин-т теории и истории педагогики, Н.-и. лаборатория Центрального совета по туризму и экскурсиям. Вопросы экскурсионной работы освещаются также журналом "Турист". Лит.: О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС, в кн.: Сб. постановлений ВЦСПС. Апрель-июнь 1969, (М.), 1969; Крупская Н. К., Задачи школы 1 ступени. Экскурсионный метод при изучении вопросов, намеченных в схемах программ, принятых съездом соцвосов, Педагогические сочинения, т. 3, М., 1959; Звягинцев E. A., Учебно-исторические экскурсии в Москве, М., 1918; Райков Б. Е., Методика и техника экскурсий, 4 изд., М.-Л., 1930; Александров Ю. Н., Экскурсионная работа в Москве. Исторический очерк, в сб.: Вопросы массовой научно-просветительной работы музеев, М., 1961; его же, Подготовка и проведение экскурсий (методические рекомендации), М., 1974; Александров Ю. Н., Пачулиа В. П., Основные этапы развития экскурсионного дела в СССР, в сб.: Актуальные проблемы экскурсионного дела. ЦНИ лаборатория туризма и экскурсий, Сухуми, 1972; (Депутатова В. Н.), Экскурсии на историко-революционные темы, М., 1973; (Минаев Д. A.), Подготовка и проведение экскурсий на военно-исторические темы, М., 1973; (Мишин П. И., Смирнов И. Г.), Методические рекомендации по подготовке и проведению экскурсий на исторические темы, М., 1974; Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е., Экскурсионная работа по истории, 2 изд., М., 1974. Ю. Н. Александров. Москва.