«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ» (или «НАУЧНЫЙ») РОМАН
«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ» (или «НАУЧНЫЙ») РОМАН
Теория «экспериментального» («научного») романа разрабатывалась Э. Золя с конца 60-х годов, начиная с работы над первым для самого автора натуралистическим романом «Тереза Ракен» (1867), проверялась, расширялась и уточнялась в процессе создания цикла романов «Ругон-Маккары», в окончательном варианте изложена Э. Золя в его сборнике критических работ «Экспериментальный роман» (1880). «Теория эксперимента, — считает Б. Г. Реизов, — существовала у Золя еще за 12 лет до появления статьи «Экспериментальный роман» [54, 272]. Исходным пунктом в рассуждениях Э. Золя является принцип детерминизма, т.е. обусловленность человека «природой» («биологией», «кровью», «натурой») и социальной средой. Личность есть «продукт» взаимодействия «природы» и «среды». Соотношение двух этих начал бытия и обусловливает темперамент человека, его психологию, социокультурные модели его поведения. Наследственная «программа», являясь своего рода биологическим, природным «содержанием», реализуется по-разному в различных социальных «формах», предложенных «средой». Взаимодействие одного и того же биологического, природного комплекса наследственных черт с различными социальными «формами» имеет различный результат: в одних случаях «форма» социальной среды более или менее адекватна наследственной «программе», в других, напротив, является неудобной для нее или вовсе не соответствующей ей, вследствие чего возникают различные типы противоречий между «природой» и социально-материальной средой, определяющие поведение героев. Перемещение героя из сферы одной социальной среды в другую неизбежно должно сказаться на его психологии, манере поведения, ценностной ориентации в миропорядке, что позволяет определить своего рода «диапазон» темперамента героя. Писатель-натуралист, по мнению Э. Золя, должен проводить эксперимент со своими персонажами, перемещая их в различные социальные среды и тем самым как бы давая возможность вступить комбинации наследственных черт во взаимодействие с различными социально-бытовыми «формами», что в результате приводит к более полному постижению, пониманию автором своих персонажей. Эксперимент с героем позволяет автору выяснить механизм поведения этого героя. Первым образцом экспериментального романа в творчестве Э.Золя был роман «Тереза Ракен». Сам Э. Золя сформулировал смысл эксперимента в этом произведении следующим образом: «Взять сильного мужчину и неудовлетворенную женщину, отыскать в них животное начало, вызвать жестокую драму и тщательно отмечать переживания и поступки людей» [ 30, 275]. Лит-ра: Б. Г. Реизов. Французский роман XIX века. – М., 1977; И. Анисимов. Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана. – М., 1977.
Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.