ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Экспрессионизм
лат. expressio – выражение) – одно из течений в искусстве Западной Европы и Америки, особенное развитие получил после первой мировой войны. Э. выражал тревожное, болезненное мироощущение, присущее периодам социальных кризисов. Всякого рода психологическая мистика, надрыв, дисгармония оказываются с точки зрения Э. наиболее значительным состоянием души.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ЭКСПРЕССИОНИЗМ
направление европейского искусства XX в., одно из проявлений АВАНГАРДИЗМА. Представители этого направления стремятся исказить или преувеличить естественную форму с целью более яркой выразительности. Особенно масштабно Э. проявился в Австрии и Германии (художники Э. Нольде, О. Кокошка, М. Бекман). В музыке Э. называли искажение мелодии и гармонии для достижения большей выразительности. Это характерно, в частности, для музыки А. Шенберга, который, поначалу отказавшись от тональности, создал затем свою двенадцатитоновую систему композиции (додекафонию).

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

ЭКСПРЕССИОНИЗМ
выражение - направление в литературе и искусстве первой четверти XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства. Выразил индивидуальный протест против уродств капитализма, чувства обреченности и ужаса перед унижением человека и войнами. Представители: писатели Г. Кайзер, В. Газен-клевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени. Многие представители Э. стали на путь создания крайне модернистских, в том числе абстрактных произведений, другие сближались с реализмом (немецкие художники Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дике).

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЭКСПРЕССИОНИЗМ
лат. expressio – выражение), художественный стиль в искусстве модернизма, пришедший в 1910-х гг. на смену импрессионизму и получивший распространение в литературе авангардизма. Возникновение стиля связано с появлением в немецкоязычной культуре одноименного литературного течения. Оно существовало в 1911–21 гг. и объединяло поэтов Германии (Г. Гейм, Г. Бенн, Б. Брехт) и Австрии (Г. Тракль, Ф. Верфель). Экспрессионисты, будучи современниками 1-й мировой войны, рисовали апокалиптический мир. Многие из них исповедовали «эстетику безобразного» (особенно Г. Бенн). Основные мотивы и образы их лирики – смерть, болезнь, разрушение на фоне мрачного городского пейзажа. Эмоциональная атмосфера – ужас, глубокая печаль. Экспрессионизм породил принцип «дробного» изображения мира. Стиль поэтов-экспрессионистов имел и оригинальные черты; при изображении мира они нередко применяли прием совмещения пространственных точек зрения: одновременно показывали и вещь (крупным планом), и достаточно огромное окружающее пространство (общим планом). Но главное отличие экспрессионизма от исторически предшествующих стилей заключалось не в выражении поэтами новых чувств, а в реализации нового подхода к изображению вещного мира. Если реализм стремился к созданию образов, точно воспроизводящих явления действительности, а импрессионизм создавал образы субъективных ощущений, возникающих при восприятии данных явлений, то целью экспрессионизма было отражение внутренней сущности этих явлений. Такая творческая установка неминуемо влекла за собой деформацию образов. Поэтому в мире, изображаемом экспрессионистами, все зримо, выпукло, гиперболизировано. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы, оказав влияние на драматургию Б. Брехта и С. Беккета, на прозу Ф. Кафки и Г. Майринка. К этому стилю близки индивидуальные манеры разных русских писателей начала 20 в.: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Н. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ЭКСПРЕССИОНИЗМ
фр. еxpressionismе, от лат. expressio – выражение, выразительность), художественное направление в искусстве первой четверти 20 в., проявившееся особенно ярко в Германии и Австрии накануне Первой мировой войны. Экспрессионисты создавали свои картины, руководствуясь прежде всего эмоциями. Стремясь найти предельно выразительную (экспрессивную) форму, они словно «выплескивали» свои чувства и переживания на холст, изображая мир в беспокойном движении, непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных человеку. Для живописи экспрессионистов характерна изломанность линий, деформированность пространства, резкость цветовых сочетаний.
В 1905 г. в Дрездене возникла группа «Мост» (Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф, Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Мюллер). Члены группы стремились создать своими произведениями «мост» между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. Источниками их творчества стали готическое, примитивное и народное искусство, африканская скульптура. Некоторые приемы живописи этих художников заимствованы из ксилографии (гравюры на дереве), технику которой они пытались возродить (угловатые, словно рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты). В целях достижения большей выразительности формы фигур и предметов в их произведениях искажены, заострены и преувеличены, цвета «кричат», краски положены тяжелыми массами.
В 1911 г. в Мюнхене была создана группа «Синий всадник» (В. В. Кандинский, Ф. Марк, П. Клее, А. Явленский и др.). Живопись участников группы оказала значительное влияние на развитие абстрактного экспрессионизма.
Тенденции к экспрессионизму проявились также в сер. и второй пол. 20 в. в творчестве многих европейских художников (М. Бекманн, Ж. Руо, Х. Сутин, Э. Мунк, К. Пермеке, О. Кокошка). В Америке к экспрессионистам причисляют таких представителей абстрактного искусства, как К. Стилл, Д. Поллок, Х. Хофманн.
В скульптуре экспрессионизм проявился в творчестве В. Лембрука, Э. Барлаха, А. Джакометти и др. мастеров.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ЭКСПРЕССИОНИЗМ
(от лат. expressio — выра-жение) — направление в европейской литературе и искусстве начала XX в., ставящее своей целью выражение внутренних переживаний человека. Особенно широко было распространено в Австрии и Германии, Это самое сложное направление в европейском модернизме. Его характерной чертой является социальная направленность и социально-критический пафос. Произведения экспрессионистов — это протест против засилья вещей и подавленности личности, отражение кризиса буржуазной цивилизации. Свой ужас перед действительностью и будущим, ощущение неполноценности, безнадежности и беззащитности в мире экспрессионисты-живописцы отражали через геометрически-уплощенные формы, через полный отказ от передачи пространства в живописи, которую строили на цельных несгармонированных тонах. В этих произведениях узнавались черты африканской пластики, немецкой готики и народного искусства. Предшественниками экспрессионизма считаются бельгийский художник Д. Энсор, голландец В. Ван Гог, француз П. Гоген, а также художники - символисты. Начало экспрессионизму как художественному направлению было положено в 1905 г. организацией в Дрездене объединения «Мост» студентами архитектурного факультета Высшего тех-нического училища Э. Л. Кирхнером, Э. Хеккелем и К. Шмидт-Ротфом. К ним примкнули Э. Нольде, М. Пехштейн, Ван Донген и др. Другое объединение, относящееся к экспрессионизму, возникло в 1911 г. в Мюнхене по инициативе В. Кандинского и Ф. Марка — «Синий всадник». К нему примкнули А. Макке, П. Клее, А. Явленский, Г. Кампендонк, А. Кубин. Их произведения были близки к мистическим идеалам немецких романтиков. Здесь возникли одни из первых образцов абстракционизма. К началу первой мировой войны оба объединения распались. После войны мно-гие художники ушли в абстракционизм. Наиболее вер-ными последователями экспрессионизма остались А. Кубин (иллюстратор Достоевского, Гофмана, Э. По), по духу близкий к Ф. Кафке, и О. Кокошка с его работами, навеянными идеями З. Фрейда.
Экспрессионизм имел своих выразителей в скульп-туре (Э. Барлах), в архитектуре (Р. Штейнер, Э. Мен-дельзон и др. стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм), в станковой и книжной графике. Литература экспрессионизма призывала к исправлению действительности, которое должно было начаться с преображения человека. Писатели-экспрессионисты объединялись вокруг журналов «Штурм» (1910–1932), «Акцион» (1911–1933), «Вайсен блеттер» (1913–1921). Среди экспрессионистов были поэты Г. Бенн, И. Бехер, прозаики Г. Мейринк, Л. Франк. Близки к экспрессионизму были Ф. Кафка и Л. Андреев. В театре шли пьесы И. Бехера, Ф. Верфеля, В. Газенклевера, Г. Кафзера и др. Действие в них развивалось не постепенно, а толчками, от одной сцены к другой. Коллизия развертывалась обычно в условной исторической или фантастической обстановке. Персо-нажи были лишены индивидуальности и служили ру-порами каких-либо идей. Театр экспрессионизма оказал влияние на молодого Б. Брехта. Экспрессионизм был распространен в кино 1915–1925 гг. Для фильмов этого направления характерны мрачные мистические мотивы обреченности человека, мира. Часто использовались галлюцинации, сны, видения безумцев и т.п. В музыке идеи экспрессионизма проявились в поздних произведениях Г. Малера, операх Р. Штрауса, а также в творчестве композиторов новой венской школы — А. Шенберга, А. Берга и А. Веберна. Их музыка была лишена равновесия, обращалась к сфере подсознательного. Эти композиторы оказались от напевной ме-лодики и ясных тональных устоев, введя в свою музыку принцип атональности. Это помогало выразить зыбкие душевные состояния. Итогом экспрессионизма в музыке стало создание этими композиторами додекафонии.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
394.77 кб

К истории происхождения термина «Экспрессионизм»

Швец Татьяна Петровна
Статья посвящена истории происхождения термина «экспрессионизм» на примерах толкования понятия с учетом различных национальных особенностей и в разные периоды.
Читать PDF
99.08 кб

Экспрессионизм Хаима Сутина

Грингольц Ольга Александровна
Статья посвящена творчеству Хаима Сутина, одного из наиболее ярких представителей Парижской школы. В начале XX в.
Читать PDF
255.48 кб

Виктор Бычков. Конкретное искусство. Абстрактный экспрессионизм

С.Г
Читать PDF
823.66 кб

Основные черты стиля «Метаисторический экспрессионизм» и его проявление в искусстве современных худо

Шишин Михаил Юрьевич
В статье предлагается авторский подход к выделению нового стиля в изобразительном искусстве метаисторического экспрессионизма. Рассматриваются его основные черты и проявления в творчестве художников Л. Н. Пастушковой, Н. И.
Читать PDF
269.98 кб

Экспрессионизм как феномен Новейшего времени

Фетисова Т. А.
Читать PDF
323.03 кб

Русский экспрессионизм - фантом или реальность?

Асоян Арам
Читать PDF
451.90 кб

Эстетика авангарда: футуризм, экспрессионизм, дадаизм

Сироткин Н.С.
Читать PDF
190.90 кб

Экспрессионизм, экспрессия, субъективность: о границах экспрессионизма

Толмачёв Василий Михайлович
В статье ставится вопрос о том, как немецкий экспрессионизм может быть вписан в культуру XIX-XX вв., которая суммарно интерпретируется как культура «субъективности».
Читать PDF
51.75 кб

Русский экспрессионизм в эпоху исторических катаклизмов (анпилова Л. Н. Проза Бориса Пильняка 1920-х

Загидуллина Мария Викторовна
Автор рецензирует книгу Л. Анпиловой о прозе Б. Пильняка, рассматривается структура книги, исследовательская концепция анализа творчества Пильняка в русле экспрессионизма.
Читать PDF
515.37 кб

Русский литературный экспрессионизм: к вопросу о генезисе, границах и сущности явления

Шестакова М.А.
В статье исследуются некоторые краеугольные вопросы истории и теории русского литературного экспрессионизма. Отмечается взаимодействие западного и русского экспрессионизма в литературе и культуре первых десятилетий ХХ века.
Читать PDF
2.28 мб

Австрийский экспрессионизм в общеевропейском экспрессионистском контексте

Пестова Наталья Васильевна
В статье обсуждаются произведения раннего австрийского экспрессионизма А. Кубина, Г. Тракля, А. Эренштейна, которые свидетельствуют о его особом профиле в общеевро-пейском экспрессионистском контексте.
Читать PDF
85.44 кб

Экспрессионизм прозы Л. Андреева в киноотражениях

Высочанская А.М., Леденев А.В.
В статье рассматривается проблема кинематографического потенциала ряда произведений Л. Андреева, написанных в экспрессионистской стилистике.
Читать PDF
0.00 байт

Пражские памятники Ф. Кафке: экспрессионизм против туристической коммеморации

Болдырева Юлия Георгиевна
В статье рассматриваются пражские памятники Ф. Кафке, выполненные Я. Роной, К. Гладиком и Д. Черным, с точки зрения создаваемой ими риторики деформированного тела.
Читать PDF
146.10 кб

Русский экспрессионизм в системе авангардных явлений

Шестакова Маргарита Александровна
Искусство авангарда говорит об исчерпанности эстетических возможностей классической традиции.
Читать PDF
0.00 байт

Поэтика Т. Линдеманна: готицизм, тёмный романтизм, экспрессионизм

Крашенинников Андрей Евгеньевич
В статье рассматриваются некоторые черты лирики современного немецкого поэта Т. Линдеманна, которые представляются важными для определения доминанты в его поэтике.