ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Экспрессионизм
лат. expressio – выражение) – одно из течений в искусстве Западной Европы и Америки, особенное развитие получил после первой мировой войны. Э. выражал тревожное, болезненное мироощущение, присущее периодам социальных кризисов. Всякого рода психологическая мистика, надрыв, дисгармония оказываются с точки зрения Э. наиболее значительным состоянием души.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ЭКСПРЕССИОНИЗМ
направление европейского искусства XX в., одно из проявлений АВАНГАРДИЗМА. Представители этого направления стремятся исказить или преувеличить естественную форму с целью более яркой выразительности. Особенно масштабно Э. проявился в Австрии и Германии (художники Э. Нольде, О. Кокошка, М. Бекман). В музыке Э. называли искажение мелодии и гармонии для достижения большей выразительности. Это характерно, в частности, для музыки А. Шенберга, который, поначалу отказавшись от тональности, создал затем свою двенадцатитоновую систему композиции (додекафонию).

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

ЭКСПРЕССИОНИЗМ
выражение - направление в литературе и искусстве первой четверти XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства. Выразил индивидуальный протест против уродств капитализма, чувства обреченности и ужаса перед унижением человека и войнами. Представители: писатели Г. Кайзер, В. Газен-клевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени. Многие представители Э. стали на путь создания крайне модернистских, в том числе абстрактных произведений, другие сближались с реализмом (немецкие художники Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дике).

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЭКСПРЕССИОНИЗМ
лат. expressio – выражение), художественный стиль в искусстве модернизма, пришедший в 1910-х гг. на смену импрессионизму и получивший распространение в литературе авангардизма. Возникновение стиля связано с появлением в немецкоязычной культуре одноименного литературного течения. Оно существовало в 1911–21 гг. и объединяло поэтов Германии (Г. Гейм, Г. Бенн, Б. Брехт) и Австрии (Г. Тракль, Ф. Верфель). Экспрессионисты, будучи современниками 1-й мировой войны, рисовали апокалиптический мир. Многие из них исповедовали «эстетику безобразного» (особенно Г. Бенн). Основные мотивы и образы их лирики – смерть, болезнь, разрушение на фоне мрачного городского пейзажа. Эмоциональная атмосфера – ужас, глубокая печаль. Экспрессионизм породил принцип «дробного» изображения мира. Стиль поэтов-экспрессионистов имел и оригинальные черты; при изображении мира они нередко применяли прием совмещения пространственных точек зрения: одновременно показывали и вещь (крупным планом), и достаточно огромное окружающее пространство (общим планом). Но главное отличие экспрессионизма от исторически предшествующих стилей заключалось не в выражении поэтами новых чувств, а в реализации нового подхода к изображению вещного мира. Если реализм стремился к созданию образов, точно воспроизводящих явления действительности, а импрессионизм создавал образы субъективных ощущений, возникающих при восприятии данных явлений, то целью экспрессионизма было отражение внутренней сущности этих явлений. Такая творческая установка неминуемо влекла за собой деформацию образов. Поэтому в мире, изображаемом экспрессионистами, все зримо, выпукло, гиперболизировано. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы, оказав влияние на драматургию Б. Брехта и С. Беккета, на прозу Ф. Кафки и Г. Майринка. К этому стилю близки индивидуальные манеры разных русских писателей начала 20 в.: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Н. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ЭКСПРЕССИОНИЗМ
фр. еxpressionismе, от лат. expressio – выражение, выразительность), художественное направление в искусстве первой четверти 20 в., проявившееся особенно ярко в Германии и Австрии накануне Первой мировой войны. Экспрессионисты создавали свои картины, руководствуясь прежде всего эмоциями. Стремясь найти предельно выразительную (экспрессивную) форму, они словно «выплескивали» свои чувства и переживания на холст, изображая мир в беспокойном движении, непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных человеку. Для живописи экспрессионистов характерна изломанность линий, деформированность пространства, резкость цветовых сочетаний.
В 1905 г. в Дрездене возникла группа «Мост» (Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф, Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Мюллер). Члены группы стремились создать своими произведениями «мост» между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. Источниками их творчества стали готическое, примитивное и народное искусство, африканская скульптура. Некоторые приемы живописи этих художников заимствованы из ксилографии (гравюры на дереве), технику которой они пытались возродить (угловатые, словно рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты). В целях достижения большей выразительности формы фигур и предметов в их произведениях искажены, заострены и преувеличены, цвета «кричат», краски положены тяжелыми массами.
В 1911 г. в Мюнхене была создана группа «Синий всадник» (В. В. Кандинский, Ф. Марк, П. Клее, А. Явленский и др.). Живопись участников группы оказала значительное влияние на развитие абстрактного экспрессионизма.
Тенденции к экспрессионизму проявились также в сер. и второй пол. 20 в. в творчестве многих европейских художников (М. Бекманн, Ж. Руо, Х. Сутин, Э. Мунк, К. Пермеке, О. Кокошка). В Америке к экспрессионистам причисляют таких представителей абстрактного искусства, как К. Стилл, Д. Поллок, Х. Хофманн.
В скульптуре экспрессионизм проявился в творчестве В. Лембрука, Э. Барлаха, А. Джакометти и др. мастеров.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ЭКСПРЕССИОНИЗМ
(от лат. expressio — выра-жение) — направление в европейской литературе и искусстве начала XX в., ставящее своей целью выражение внутренних переживаний человека. Особенно широко было распространено в Австрии и Германии, Это самое сложное направление в европейском модернизме. Его характерной чертой является социальная направленность и социально-критический пафос. Произведения экспрессионистов — это протест против засилья вещей и подавленности личности, отражение кризиса буржуазной цивилизации. Свой ужас перед действительностью и будущим, ощущение неполноценности, безнадежности и беззащитности в мире экспрессионисты-живописцы отражали через геометрически-уплощенные формы, через полный отказ от передачи пространства в живописи, которую строили на цельных несгармонированных тонах. В этих произведениях узнавались черты африканской пластики, немецкой готики и народного искусства. Предшественниками экспрессионизма считаются бельгийский художник Д. Энсор, голландец В. Ван Гог, француз П. Гоген, а также художники - символисты. Начало экспрессионизму как художественному направлению было положено в 1905 г. организацией в Дрездене объединения «Мост» студентами архитектурного факультета Высшего тех-нического училища Э. Л. Кирхнером, Э. Хеккелем и К. Шмидт-Ротфом. К ним примкнули Э. Нольде, М. Пехштейн, Ван Донген и др. Другое объединение, относящееся к экспрессионизму, возникло в 1911 г. в Мюнхене по инициативе В. Кандинского и Ф. Марка — «Синий всадник». К нему примкнули А. Макке, П. Клее, А. Явленский, Г. Кампендонк, А. Кубин. Их произведения были близки к мистическим идеалам немецких романтиков. Здесь возникли одни из первых образцов абстракционизма. К началу первой мировой войны оба объединения распались. После войны мно-гие художники ушли в абстракционизм. Наиболее вер-ными последователями экспрессионизма остались А. Кубин (иллюстратор Достоевского, Гофмана, Э. По), по духу близкий к Ф. Кафке, и О. Кокошка с его работами, навеянными идеями З. Фрейда.
Экспрессионизм имел своих выразителей в скульп-туре (Э. Барлах), в архитектуре (Р. Штейнер, Э. Мен-дельзон и др. стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм), в станковой и книжной графике. Литература экспрессионизма призывала к исправлению действительности, которое должно было начаться с преображения человека. Писатели-экспрессионисты объединялись вокруг журналов «Штурм» (1910–1932), «Акцион» (1911–1933), «Вайсен блеттер» (1913–1921). Среди экспрессионистов были поэты Г. Бенн, И. Бехер, прозаики Г. Мейринк, Л. Франк. Близки к экспрессионизму были Ф. Кафка и Л. Андреев. В театре шли пьесы И. Бехера, Ф. Верфеля, В. Газенклевера, Г. Кафзера и др. Действие в них развивалось не постепенно, а толчками, от одной сцены к другой. Коллизия развертывалась обычно в условной исторической или фантастической обстановке. Персо-нажи были лишены индивидуальности и служили ру-порами каких-либо идей. Театр экспрессионизма оказал влияние на молодого Б. Брехта. Экспрессионизм был распространен в кино 1915–1925 гг. Для фильмов этого направления характерны мрачные мистические мотивы обреченности человека, мира. Часто использовались галлюцинации, сны, видения безумцев и т.п. В музыке идеи экспрессионизма проявились в поздних произведениях Г. Малера, операх Р. Штрауса, а также в творчестве композиторов новой венской школы — А. Шенберга, А. Берга и А. Веберна. Их музыка была лишена равновесия, обращалась к сфере подсознательного. Эти композиторы оказались от напевной ме-лодики и ясных тональных устоев, введя в свою музыку принцип атональности. Это помогало выразить зыбкие душевные состояния. Итогом экспрессионизма в музыке стало создание этими композиторами додекафонии.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
394.77 кб

К истории происхождения термина «Экспрессионизм»

Швец Татьяна Петровна
Статья посвящена истории происхождения термина «экспрессионизм» на примерах толкования понятия с учетом различных национальных особенностей и в разные периоды.
Читать PDF
99.08 кб

Экспрессионизм Хаима Сутина

Грингольц Ольга Александровна
Статья посвящена творчеству Хаима Сутина, одного из наиболее ярких представителей Парижской школы. В начале XX в.
Читать PDF
255.48 кб

Виктор Бычков. Конкретное искусство. Абстрактный экспрессионизм

С.Г
Читать PDF
269.98 кб

Экспрессионизм как феномен Новейшего времени

Фетисова Т. А.
Читать PDF
323.03 кб

Русский экспрессионизм - фантом или реальность?

Асоян Арам
Читать PDF
451.90 кб

Эстетика авангарда: футуризм, экспрессионизм, дадаизм

Сироткин Н.С.
Читать PDF
190.90 кб

Экспрессионизм, экспрессия, субъективность: о границах экспрессионизма

Толмачёв Василий Михайлович
В статье ставится вопрос о том, как немецкий экспрессионизм может быть вписан в культуру XIX-XX вв., которая суммарно интерпретируется как культура «субъективности».
Читать PDF
515.37 кб

Русский литературный экспрессионизм: к вопросу о генезисе, границах и сущности явления

Шестакова М.А.
В статье исследуются некоторые краеугольные вопросы истории и теории русского литературного экспрессионизма. Отмечается взаимодействие западного и русского экспрессионизма в литературе и культуре первых десятилетий ХХ века.
Читать PDF
2.28 мб

Австрийский экспрессионизм в общеевропейском экспрессионистском контексте

Пестова Наталья Васильевна
В статье обсуждаются произведения раннего австрийского экспрессионизма А. Кубина, Г. Тракля, А. Эренштейна, которые свидетельствуют о его особом профиле в общеевро-пейском экспрессионистском контексте.