ЭКСТЕР Александра Александровна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Экстер, Александра Александровна

(урожд. Григорович). Род. 1882, ум. 1949. Художница, одна из "амазонок русского авангарда" начала XX в. В работах использовала принципы кубизма, конструктивизма и модерна. Обучалась в Киевском художественном училище, парижской академии Гран-Шомьер (1907). Участница общества "Бубновый валет" (с 1911 г.), общества художников "Союз молодежи" (с 1913 г.), Профессионального союза художников-живописцев (1917). Работала как оформитель (Камерный театр — "Фамира Кифаред", "Саломея"; МХТ и др.). С 1924 г. в Париже (по приглашению Ф. Леже преподавала в Академии современного искусства, до 1930 г.).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЭКСТЕР Александра Александровна
6.1.1882, Белосток, Гродненской губ. - 17.3.1949, фонтене-о-Роз, Франция) - живописец, тетральный художник, педагог. Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве. Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6). В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н.Экстера. Приехав в 1907 впервые в Париж, несколько месяцев посещала Академию Гранд Шомьер; познакомилась с П.Пикассо, Ж.Браком, Г.Аполлинером, М.Жакобом, Ф.Леже. В 1908-14 жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, где имела мастерскую, путешествовала с мужем по Италии и Швейцарии. От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж.Сера и П.Синьяка, перешла к манере, близкой В.Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я.Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности. Наряду с новейшей французской живописью опиралась на традицию украинского народного искусства, прежде всего в фактурноцветовом содержании своих работ. Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В.Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), «№ 4» (1914), «Трамвай «В» (1915), «Магазин» (1916). Дружила с Д.Бурлюком, М.Ларионовым, Н.Гончаровой и др. левыми художниками, но, как вспоминал А.Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов». Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А.Архипенко, О.Розановой и др.), Познакомившись с А.Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса.
Исключительный успех выпал на долю оформленных Э. с «колоссальным творческим напором» (В.Мухина) спектаклей «Фамира Кифаред» И.Анненского (1916) и «Саломея» О.Уайльда (1917). По словам А.Эфроса, первый из них явился «торжественным парадом кубизма», второй, как писала А.Коонен, - одной из лучших работ Э. «по экспрессии, темпераменту, по чувству формы»; изломанные ритмы костюмов соответствовали музыкальному ритму действия, объемные декорации Э.
создавали живописную атмосферу, «которой дышало развитие пьесы» (Эфрос).
В декабре 1917 уехала в Киев, в годы гражданской войны жила в Киеве и Одессе. После смерти мужа (летом 1918) вышла замуж в 1920 за московского актера Г.Некрасова. В Москве примкнула к группе конструктивистов, участвовала вместе с А,Родченко, Л.Поповой, А.Весниным и В.Степановой в выставке «5х5=25» (1921), в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922), разрабатывала модели тканей и одежды, в частности, парадной формы Красной армии.
Отстаивала согласование формы одежды с требованиями современной жизни (простота, практичность), считала главным в одежде интенсивность цвета как элемент, характеризующий русский народный костюм, подчеркивая, что «ни в коем случае не следует руководствоваться образцами Западной Европы, основанными на идеологии другого порядка».
Сотрудничество Э. с Таировым прекратилось после постановки в Камерном театре «Ромео и Джульетты» (1921); как писал Эфрос, причиной «проигрыша» спектакля явилось то, что декорации Э. были «слишком хороши, вернее - роскошны», «ее исконное неистовство... здесь разгулялось». Не был осуществлен ни один из спектаклей Художественного театра, эскизы к которым выполнила в 1920-22 Э.
«Дама-невидимка» П.Кальдерона, «Интермедии» М.Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А.Сухово-Кобылина и др. В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д.Смолина, но А.Луначарский раскритиковал ее работу. Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я.Протазанова (1923). Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). Много времени уделяла все эти годы преподаванию - в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А.Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910), из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П.Челищев, Н.Шифрин, И.Рабинович, А.Тышлер. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин».
В 1924 Э. участвовала в организации советского павильона на 14-й Международной выставке искусств в Венеции, где экспонировались и ее работы. В декабре того же года поселилась с мужем в Париже, с 1930 жила в парижском пригороде фонтене-о-Роз, В 1925-30 преподавала в Академии современного искусства Ф.Леже и А.0занфана и в собственной студии: читала лекции по сценографии и конструированию театрального костюма, вела мастерскую композиции, теории цвета и художественной промышленности, требуя от учеников знания классической литературы - от античности до А.Рембо и посещения, наряду с Лувром, индустриальных выставок. Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б.Нижинской в Лондоне (1925) и Э.Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. В 1930 в Париже вышел альбом театральных декораций Э. с предисловием Таирова, отметившего ее возросшее мастерство и постоянно обновляющееся творческое воображение. В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой.
Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937). О парижской выставке режиссер Г.Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы»; оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей». Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938).
С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. В 1945 умер Г.Некрасов. До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В.Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма. В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех..., но в ...пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были...» Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С.Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться - в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971); мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974).

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции