ЭКСТЕР (ГРИГОРОВИЧ) Александра Александровна
ЭКСТЕР (ГРИГОРОВИЧ) Александра Александровна
18(6).01.1882 (Белосток Гродненской губ., ныне Польша) 17.03.1949 (Фонтене-о-Роз, близ Парижа). Живописец, сценограф, художник прикладного искусства и педагог. Дочь коллежского асессора Александра Авраамовича Григоровича. В 1886 переехала с семьей в Киев. В 1892-99 училась в женской гимназии св. Ольги, в 1901 поступила вольнослушательницей в Киевское художественное училище. В 1903 оставила занятия в училище и вышла замуж за своего кузена - адвоката Николая Евгеньевича Экстера. Их дом на Фундуклеевской улице стал местом встреч киевских литераторов и художников. В 1906 ненадолго возобновила занятия в училище. В 1907 впервые побывала в Париже, несколько месяцев посещала занятия в академии Г ранд Шомьер. В 1908-14 жила попеременно в Киеве, Москве и Петербурге. Часто посещала Париж, где снимала мастерскую. По рекомендации киевского знакомого С. Фера была принята в салоне баронессы Е. Эттинген, познакомилась с Г. Аполлинером, П. Пикассо, Ж. Браком, Ф. Леже. Путешествовала с мужем по Швейцарии и Италии. Последовательно испытала увлечение импрессионизмом, пуантилизмом, живописью Ван Гога, кубизмом. Писала натюрморты с цветами, панно с видами Швейцарии и Бретани, пейзажи Москвы, Парижа, юга Франции и Италии. Сблизилась с петербургскими и московскими художниками-новаторами: Д. Д. Бурлю ком, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, А. В. Лентуловым. В 1908 вместе с Бурлюком организовала в Киеве выставку «Звено»; в дальнейшем приняла участие в большинстве выставок русского авангарда: Современных течений в искусстве (в составе группы «Венок»; СПб., 1908), «Венок-Стефанос» (СПб., 1909), «Треугольник - Венок-Стефанос» (СПб., 1910), 1-м и 2-м «Салонах» В. А. Издебского (1909/10; 1910/11), «Союза молодежи» (СПб., 1910, 1913/14; Рига, 1910), «Московском салоне» (М., 1911), обществ «Бубновый валет» (1910-17; член общества), «№ 4. Футуристы. Лучисты. Примитив» (М., 1914), «Кольцо» (Киев, 1914), 1-й футуристической выставке картин «Трамвай В» (Пг., 1915), «Магазин» (М., 1916), Выставке современной русской живописи в Художественном бюро Н. Е. Добычиной (Пг., 1916/17) и др. Участвовала в салоне Независимых (1912, 1914) и выставках группы «Золотое сечение» в Париже (1912), Интернациональной свободной футуристической выставке картин и скульптуры в Риме (1914). Оформила футуристические сборники «Молоко кобылиц» и «Первый журнал русских футуристов» (М., 1914). В 1910-е увлеклась декоративно-прикладным искусством: исполняла рисунки платьев, платков, скатертей, подушек, декоративных ширм, абажуров. В 1915 в московской галерее Лемерсье по ее инициативе состоялись Выставка современного декоративного искусства Юга России и Выставка художественной индустрии. С 1916 создавала беспредметные картины. Готовила для издательства «Центрифуга» альбом гуашей «Разрыв. Движение. Вес» (1916; не издан). В 1916 начала сотрудничество с московским Камерным театром А. Я. Таирова. Исполнила эскиз занавеса, расписала лестницу, вестибюль и портал сцены. Оформила в кубистском духе постановки «Фамира-Кнфаред» И. Ф. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). Ее театральное творчество предвосхитило многие идеи конструктивистов. В 1918 вернулась в Киев. Стала членом Товарищества деятелей украинского пластического искусства, участвовала в подготовке Всеукраинского съезда деятелей искусств (май-июнь 1918). Некоторое время жила в Одессе, открыла мастерскую живописи. После смерти мужа от холеры вернулась в Киев. Вместе с И. М. Рабиновичем открыла мастерскую декоративного искусства, исполнявшую оформительские и театральные работы. Давала уроки живописи, рисунка и театрально-декорационного искусства. Ее учениками были Б. С. Аронсон, JI. М. Козинцева, Л. Ф. Манд ель, П. Ф. Челищев, И. И. Нивинский, Н. А. Шифрин, А. Г. Тыптлер. Вместе с учениками участвовала в праздничном оформлении улиц Киева и Одессы (1919). Оформила балет «Этюды» на музыку И. С. Баха, выполняла костюмы для концертных программ труппы М. М. Мордкнна. Сотрудничала с Б. Ф. Нижинской, которая организовала в Киеве танцевальную «Школу движений». В автусте 1920 переехала в Москву, вышла замуж за актера Георгия Георгиевича Некрасова. Оформляла спектакли для московских театров: «Смерть Тарелкнна» А. В. Сухово-Кобылина (студия МХТ, 1921; не осуществлено), «Ромео и Джульетта» Шекспира (Камерный театр, 1921), «Современный Хлестаков» Д. Смолина (Государственный Театр комедии и драмы, 1922) и др. Создала эскизы костюмов к фильму «Аэлита» Я. А. Протазанова по повести А. Н. Толстого (1923). Разрабатывала модели для промышленного производства тканей и одежды; сотрудничала с мастерской современного костюма, затем - с ателье мод «Москвошвея». Участвовала в создании парадной формы Красной Армии. Выступала с публикациями по современному стилю одежды. Вместе с В. И. Мухиной оформила павильоны «Известий ЦИК и ВЦИК СССР» и «Красной нивы» для 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1923). Создала цикл беспредметных «цветовых конструкций». Участвовала в выставках: «5*5=25» (с А. А. Весниным, Л. С. Поповой, В. Ф. Степановой и А. М. Родченко; 1921), «Театрально-декорационное искусство Москвы. 1918-1923» (М., 1923), 1-й Русской художественной выставке (Берлин, 1922) и «Художники Камерного театра Москвы» (Москва-Парнж-Берлнн, 1923). В 1921-22 преподавала во ВХУТЕМАСе. В 1924 выехала в Италию для организации Советского павильона на XIV Международном биеннале в Венеции и осталась за границей. Устроилась в Париже. В 1925 помогала в оформлении Советского павильона на Международной выставке декоративных искусств в Париже; получила золотую медаль за театральные эскизы. В том же году участвовала в Международной выставке новой театральной техники в Вене. В 1924-25 сотрудничала с балетной труппой «Русский романтический театр» Б. Г. Романова и исполняла костюмы для одноактных балетов Б. Ф. Нижинской в Лондоне. В 1925-30 по приглашению Ф. Леже и А. Озанфана вела курс сценографии в Академии современного искусства. Позже преподавала в Ателье М. Франкетти (курс композиции в живописи, театральное искусство). Оформляла балетные спектакли русской танцовщицы Э. Э. Крюгер, создавала «светящиеся скульптуры» для ее берлинской квартиры. Исполнила проекты декораций ко многим неосуществленным постановкам и фильмам, вместе с Н. Шмушкевич разрабатывала серию марионеток для театра и кинематографа. В 1930-40-е исполняла декоративные ширмы, расписывала керамическую посуду. Сконструировала и оформила раскладные детские книжки-панорамы: «Мой сад» (1936), «Река», «Гора», «Море» (издательство «Flammarion»; 1938). Создала несколько библиофильских рукописных изданий. Участвовала в Международных театральных выставках в Нью-Йорке (1926, 1934), выставках: «Круг и квадрат» (Париж, 1930), «Кубизм и абстрактное искусство » (Нью-Йорк, Музей современного искусства, 1936), «Искусство театра» (Оттава, 1938), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), выставке русских художников, организованной журналом «Наш Союз» (Париж, галерея Zak, 1936), и др. Провела персональные выставки в Берлине (Der Sturm, 1927), Магдебурге (1927), Лондоне (Claridge, 1928), Париже (Quatre Chemins, 1929; театральные работы) и Праге (Художественно-промышленный музей, 1938; театральные работы). С 1930 жила в пригороде Парижа Фонтене-о-Роз. В годы П мировой войны нуждалась, но благодаря помощи друзей сохраняла за собой студию и продолжала работать; изредка получала заказы. Похоронена в Фонтене-о-Роз под каменным надгробным памятником, спроектированным ею для могилы мужа. По завещанию большинство рисунков и личный архив были переданы ее другу С. М. Лиссиму. Часть работ он распределил по музеям США, остальное было продано. Мемориальные выставки состоялись в Париже (галерея J. Chauvelin, 1972), НьюЙорке (галерея Vincent Astor и Публичная библиотека Линкольновского центра, 1974), Западном Берлине (совм. с М. Ф. Андреенко; галерея Werner Kunze, 1974), Вашингтоне (Hirschhom Museum, 1980) и Москве (ГЦТМ, 1986, и П Т , 1988). Работы экспонировались на многих ретроспективных выставках, посвященных русскому и мировому авангарду, конструктивизму, искусству первых советских лет: «Вклад русских в искусство авангарда» (Милан, 1964), «Авангард 1910-1930» (Берлин, 1967), «Русский авангард 1905-1925» (Париж, 1969), «Искусство в революции» (Лондон, 1971), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях » (Париж, Осенний салон, 1972), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974), «Революция: русский авангард 1912-1930» (Нью-Йорк, 1978), «Советская сценография. 1917-1982» (Эдинбург, 1983), «Русская и советская живопись. 1900-1930» (Вашингтон, 1985), «Искусство и революция» (Вена, 1988) и др. Представлена в музее Ashmolean в Оксфорде, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Центре современного искусства Ж. Помпиду в Париже.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999