ЕКТЕНИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ектения
греч. - "прошение") - ряд призывов к молитве, произносимые диаконом или священником.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

    ЕКТЕНИЯ
греч. — распространение) — ряд молитвенных прошений, входящий в православное богослужение и обнимающий все существенные нужды и потребности христианской церкви. Главные виды ектений: великая, малая, сугубая и просительная. Первые две (соответственно — 11 прошений и 2 прошения) называются также мирными, поскольку провозглашаются диаконом (или священиком) после возгласа «Миром Господу помолимся» на литургии и вседневной вечере. Изложения текста ектений встречаются в сочинениях церковных писателей, начиная с IV века.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Ектения
особое молитвословие, состоящее из многочисленных прошений и заключительного возгласа.
В больших храмах ектению обычно читает дьякон, а в малых – священник. В обоих случаях заключительный возглас по ектении произносит священник. На каждое прошение хор отвечает «Господи помилуй», «Тебе, Господи» или «Подай Господи». На сугубой ектении хор отвечает дьякону тройным «Господи, помилуй». Ектении отличаются друг от друга как по содержанию, так и по количеству прошений. Самой полной и объемной считается Великая ектения, которая содержит примерно десять прошений. На разных службах в ектению добавляют прошения, соответствующие смыслу данного богослужения.

Источник: Православная энциклопедия.

ЕKТЕНИЯ
(греч. «распространение») – напряженное, прилежное моление всех присутствующих на богослужении в храме; встречается в богослужебных текстах, начиная со II в. Различают четыре вида ектений: великая, малая, сугубая и просительная. Ектения делится на ряд кратких прошений, прерываемых пением молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Эти прошения по древней традиции возглашаются диаконом, почему ектении в древних памятниках назывались «диаконства». Ввиду того что диакон не является священнодействующим лицом в собственном смысле, ектения составляется в основном в выражениях, приглашающих к молитве и указывающих на предметы ее. Но по временам (на великой ектении – в конце, в последнем прошении, а на сугубой и просительной – в начале) это приглашение возвышается до настоящей молитвы («Заступи, спаси...», «Помилуй нас, Боже...»).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Ектения
(от греч. напряжение сил, усердие) – богослужебное молитвословие. Начинается с призыва к молитве, состоит из прошений и заключается возгласом, прославляющим Бога. Е. произносит диакон или священник, заключительный возглас – священник. После каждого прошения хор поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». По числу прошений различаются малая Е. и великая Е. Великая Е. начинается торжественными словами «миром Господу помолимся» и объемлет все, о чем должны просить христиане у Бога для своей жизни: спасение души, совершенную преданность членов Церкви друг другу и Христу Богу, заступничество Богородицы и святых, всевышнее покровительство для плавающих, путешествующих, болеющих и плененных, для всех прежде почивших отцов и братьев и вообще всех православных. Различаются также Е. сугубая (усиленная), просительная, оглашенных и умерших. Все они, как и великая, возглашаются на литургии. При совершении таинств произносятся особые Е. На различных богослужениях в Е. вставляются прошения, относящиеся к данному богослужению.

Источник: Краткий православный словарь.

ЕКТЕНИЯ
греч.: "прилежное моление"), молитвенные прошения, произносимые протяжно, медленно, возглашаемые диаконом или священником от лица всех молящихся. Наиболее употребительных ектений пять:
1. Великая, или мирная, ектения, которая начинается словами: "Миром Господу помолимся". Она имеет много молений и прошений, и после каждого из них поется: "Господи, помилуй!"
2. Малая ектения есть сокращение великой. Она начинается словами: "Паки и паки (т.е. еще и еще) миром Господу помолимся!" - и имеет всего два прошения.
3. Сугубая ектения начинается словами: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй". На каждое прошение сугубой ектений хор отвечает троекратным "Господи, помилуй!". Потому и сама ектения называется сугубой, что значит усиленной.
4. Просительная ектения начинается словами: "Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) утреннюю (или вечернюю) молитву нашу Господеви". После каждого прошения просительной ектений, кроме первых двух, хор поет: "Подай, Господи!"
5. Заупокойная ектения состоит из прошений к Господу о том, чтобы Он упокоил в Царстве Небесном души умерших, простив им все согрешения.
Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

О МЕТОДАХ ВАРЬИРОВАНИЯ В ГАРМОНИЗАЦИЯХ АРХИМАНДРИТА МАТФЕЯ (МОРМЫЛЯ) (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА ЕКТЕНИИ)

Старостина Татьяна Алексеевна
Статья посвящена методам варьирования в хоровом творчестве архимандрита Матфея (Мормыля). Материалом для анализа служат песнопения жанра ектении, исполняемые во время литургии.