Экуменическое движение

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Экуменическое движение
движение ряда христианских (вначале протестантских) церквей за объединение всех христианских церквей в единую вселенскую церковь.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
вселенная, обитаемый мир – движение за объединение христианских конфессий, первоначально протестантских. Руководящий орган с 1948 г. – Всемирный совет церквей. В последние годы пользуется значительным влиянием в России, что вызывает беспокойство и протест Русской православной церкви.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
от греческого oikoumene - вселенная, обитаемый мир), движение за объединение всех христианских церквей. Руководящий орган -Всемирный совет церквей (ВСЦ) (с 1948). Поддерживается большинством протестантских и православных церквей, Армянской апостольской и др. церквами. Русская православная церковь влилась в Э.д. в 1961: поддерживает миротворческие акции ВСЦ, добивается отражения в экуменических решениях и документах не только протестантских, но и православных подходов к богословским проблемам.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
от греч. oikoymenn - обитаемый мир, вселенная) - движение за объединение христ. церквей, возникшее в протестантизме в 20 в. В Э. д. церк. деятели видят одно из гл. условий укрепления позиций религии, переживающей в совр. мире глубокий кризис. Начало Э. д. 20 в. положила Всемирная миссионерская конференция 1910 в Эдинбурге (созданный на ней Комитет в 1921 был преобразован в Междунар. миссионерский совет). Возникшие в 20-х гг. орг-ции "Вера и устройство" и "Жизнь и деятельность" поставили своей задачей: первая - преодоление догматич. и канонич. расхождений в христианстве (провела конференции в Лозанне в 1927 и Эдинбурге в 1937), вторая - увязывание христианства с современностью (конференции в Стокгольме в 1925 и Оксфорде в 1937). Совр. Э. д. организационно оформилось на Всемирной ассамблее церквей в Амстердаме (1948), где был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ) (резиденция - в Женеве), ставший органом, объединяющим и координирующим деятельность б. ч. протестантских (а позднее и православных) церквей. Официальный орган ВСЦ - "Ecumenical Review". Значит, часть бюджета ВСЦ покрывается поступлениями от церквей США. В ВСЦ входит (на 1974) 267 церквей более чем из 90 стран: большинство протестантских церквей мира и их объединений (лютеране, реформаты, англикане, пресвитериане, конгрегационалисты, баптисты, методисты, квакеры, а также "Армия спасения"), старокатолическая церковь; Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кипрская и Элладская православные церкви, с 1961 - также Рус., Болг., Рум., Польская православные церкви, с 1962 - Груз. православная церковь, Арм. апостольская церковь, Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, евангелическо-лютеранские церкви Эстонии и Латвии. В 1961 произошло слияние ВСЦ и Междунар. миссионерского совета. Рим. католич. церковь не является чл. ВСЦ, но посылает офиц. наблюдателей на его конференции и ассамблеи, католики участвуют в качестве полноправных членов во многих комиссиях ВСЦ. 2-й Ватиканский собор принял в 1964 спец. декрет "Об экуменизме" и учредил Секретариат по содействию христ. единству. Однако католиков и протестантов по-прежнему разделяют существенные расхождения. Расхождения (религ.-догматич., в понимании характера единства Э. д. и особенно в определении роли и места церкви в решении социально-политич. проблем) имеются и внутри Э. д. В целом совр. Э. д. стремится сформулировать новую социально-политич. доктрину, к-рая дала бы ответы на злободневные проблемы современности - при сохранении основ капиталистич. общества (выработка концепции "ответственного общества", "теологии революции" и др.). 1-я (Амстердам, 1948) и 2-я (Эванстон, США, 1954) ассамблеи ВСЦ проходили под знаком открытого антикоммунизма, вместе с тем критиковались и нек-рые стороны капитализма. 3-я (Нью-Дели, 1961) и 4-я (Упсала, Швеция, 1968) ассамблея отразили стремление Э. д. приспособиться к духу времени, о чем свидетельствует принятие решений, касающихся актуальных междунар. проблем, в частности в защиту всеобщего мира; в 1969 ЦК ВСЦ принял программу борьбы с расизмом. 5-я ассамблея ВСЦ состоялась в 1975 в Найроби (Кения).

Лит.: Гараджа В. И., Протестантизм, М., 1971; Крянев Ю. В., Практическая и теологическая подготовка христианского экуменизма, в сб.: Вопросы научного атеизма, в. 7, М., 1969; Гордиенко Н. С., Современный экуменизм, М., 1972; Visser´t Hooft W. A., The meaning of ecumenical, L., (1954); Duff E., The social thought of the World council of churches, L., 1956; Villain M., Introduction а l´oecum?nisme, 4 ?d., (Tournai), 1964;Goodall N., The ecumenical movement, 2 ed., L., 1964; A history of the ecumenical movement, 1517-1948, ed. by R. Rouse and S. С Neill, 2 ed., L., 1967.

A. H. Чанышев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
355.89 кб

Копты Египта в современном экуменическом движении

Кривец Елена Aлексеевна
Коптами именуют египтян первых веков нашей эры, до арабского завоевания, а после арабского завоевания египтян, сохранивших христианское вероисповедание. Отпадение коптов после Халкидонского собора в 451 г.
Читать PDF
414.31 кб

Становление экуменического движения в 1920-1930-е гг

Ливцов В. А.
Статья посвящена проблеме становления экуменического движения в начале XX века. В последние годы в публицистике многократно поднимался вопрос об экуменизме. Однако исторических исследований данной темы мало.
Читать PDF
410.49 кб

Экуменические движения Запада и процессы глобализации, секуляризации общества

Усачева Ольга Трофимовна
Современное положение дел в протестантском движении определяется в тесной связи с экуменическим движением, процессом глобализации, секуляризации общества.
Читать PDF
123.36 кб

Кризис идентичности европейского человека и его отражение в экуменическом движении

Палибрк Борис
Автор анализирует современное состояние европейской цивилизации с точки зрения ее самоидентичности.
Читать PDF
287.98 кб

Болгарская православная церковь и экуменическое движение после второй мировой войны

Калканджиева Даниела
В статье на основе архивных материалов рассматривается история неудачных попыток руководства Болгарской православной церкви в первые послевоенные годы восстановить и продолжить экуменические контакты, прерванные во время Второй ми
Читать PDF
101.08 кб

Русская церковная эмиграция и формирование экуменического движения в 20-30-е годы XX века

Ливцов B.
Читать PDF
351.42 кб

Участие РПЦ в экуменическом движении и его влияние на духовную жизнь СССР Д60-80-е гг. XX в.)

Ливцов Виктор Анатольевич
Как известно, Русская Православная Церковь (РПЦ) в 1961 г.