существование, философия существования. Иррационалистическое направление в философии, возникшее в начале XX в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а затем в других странах. Идейные истоки: учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Центральной проблемой философии считает поиск смысла жизни, существования человека, который раскрывается через столкновение со смертью в пограничных ситуациях: борьба, страдание, угроза смерти. Постигая смысл экзистенции (центральное понятие, означает человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта), человек обретает свободу, которая накладывает на него ответственность за все происходящее в мире. Внутри Э. различают два течения: атеистическое (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю) и религиозное (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер). Характерные черты Э. – пессимизм, субъективистское истолкование свободы, порицание рационального познания и утверждение интуитивного, непосредственного постижения реальности. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада, настроения интеллигенции.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
философское направление, возникшее в начале XX в. в России, а затем распространившееся по всему миру. Бытие трактуется в Э. как непосредственно данное человеческое существование, а потому как бытие, направленное на «ничего», к смерти, и осознающее свою конечность. Время этого существования, в отличие от физического времени, выступает как судьба и неразрывно связано с тем, что составляет существование: рождение, смерть, любовь, отчаяние. Историчность существования выражается в том, что оно находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено»,-принадлежности к определенному историческому времени, народу и т.д. Само существование проявляется в «модусах»-решимости, страхе, совести, заботе, а познается человеком в «пограничных ситуациях»-борьбе, страдании, смерти. Постигая свое существование, человек обретает свободу, которая есть, в сущности, выбор самого себя. Различают религиозный Э. (БАРТ, БЕРДЯЕВ, ЯСПЕРС) и атеистический (КАМЮ, САРТР, ХАЙДЕГГЕР). Э. в наибольшей мере выразил присущие мироощущению человека XX в. пессимизм и потерю веры в разум-иррационализм. Оказал огромное влияние на литературу, искусство, религиозные искания.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
(лат. existentia — существование) — иррационалистическое направление современной западной философии, возникшее в начале XX в. Крупнейшими представителями экзистенциализма являются Л. Шестов, Н. Бердяев (Россия); М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер (Германия); Ж. П. Сартр, А. Камю (Франция). Своими предшественниками они считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. Де Унамуно, Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше. Большое влияние также оказали философия жизни и феноменология Э. Гуссерля. Экзистенциализм стремится постичь бытие как нерасчлененную целостность субъекта и объекта, как человеческое существование (экзистенция). Бытие направленно на ничто и сознает свою конечность. Структура экзистенции описывается через ряд чисто человеческих характеристик — страх, забота, решимость, совесть и др. Все они определяются через смерть (т.е. движение к ничто). По-нять зкзистенцию как основу своего существа, природы, человек может только в критических ситуациях, в момен-ты глубочайших потрясений.
Одной из важнейших проблем для экзистенциа-лизма является осознание свободы как экзистенции. Свобода для человека — это тяжелое бремя, которое он обречен нести, если он — личность. Отказаться от свободы можно, если перестать быть личностью, стать «как все». Общество, состоящее из людей, отказавшихся от свободы в пользу безлично-универсального, состоит из людей, которые абсолютно одиноки. В таком обществе невозможно общение, а человеческая жизнь становится абсурдной и бессмысленной. Показать эту бессмысленность традиционной любви, дружбы и др. и пытаются Ж. П. Сартр и А. Камю в своих книгах — художественных произведениях. Только бунт людей против этой абсурдности существования, экстаз разру-шения мира может объединить их друг с другом. Таково мнение А. Камю. Г. Марсель считает, что такой прорыв возможен через любовь. Прорывом к истинной экзистенции также является художественно-философское творчество. Но оно, как и истинное об-щение между людьми, неизбежно трагично, т.к. в лю-бой момент может рухнуть под воздействием неистинного, объективированного мира. Понимая это, человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит. Осознание этого причиняет боль. Но это же придает человеческим чувствам особую чистоту и одухотворенность. Эти идеи нашли свое выражение в творчестве крупнейших писателей и драматургов XX столетия — Ж. Ануя, Э. Хемингуэя, Дж. Болдуина, А. Мердок, У. Голдинга, Кобо Абэ и др.
Одной из важнейших проблем для экзистенциа-лизма является осознание свободы как экзистенции. Свобода для человека — это тяжелое бремя, которое он обречен нести, если он — личность. Отказаться от свободы можно, если перестать быть личностью, стать «как все». Общество, состоящее из людей, отказавшихся от свободы в пользу безлично-универсального, состоит из людей, которые абсолютно одиноки. В таком обществе невозможно общение, а человеческая жизнь становится абсурдной и бессмысленной. Показать эту бессмысленность традиционной любви, дружбы и др. и пытаются Ж. П. Сартр и А. Камю в своих книгах — художественных произведениях. Только бунт людей против этой абсурдности существования, экстаз разру-шения мира может объединить их друг с другом. Таково мнение А. Камю. Г. Марсель считает, что такой прорыв возможен через любовь. Прорывом к истинной экзистенции также является художественно-философское творчество. Но оно, как и истинное об-щение между людьми, неизбежно трагично, т.к. в лю-бой момент может рухнуть под воздействием неистинного, объективированного мира. Понимая это, человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит. Осознание этого причиняет боль. Но это же придает человеческим чувствам особую чистоту и одухотворенность. Эти идеи нашли свое выражение в творчестве крупнейших писателей и драматургов XX столетия — Ж. Ануя, Э. Хемингуэя, Дж. Болдуина, А. Мердок, У. Голдинга, Кобо Абэ и др.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
лат. exsistentia – существование), философское и литературное течение в Западной Европе в годы 2-й мировой войны и после нее. Философия экзистенциализма подразумевает понимание человека как экзистенции, самой определяющее свое существование: человек предоставлен самому себе, только он решает, что ему делать, и только он отвечает за свои действия. Философами-экзистенциалистами были Ж. П. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. де Унамуно и др. Экзистенциализм в литературе предполагает анализ поведения человека в кризисных ситуациях, когда ответственность за свои действия проявляется наиболее ярко. Например, герои А. Камю изображены в момент предельного напряжения: в повести «Посторонний» главный герой совершил беспричинное убийство, в романе «Чума» современный город вдруг оказывается охваченным эпидемией чумы, его закрывают и стараются бороться с заболеванием, и в этой ситуации становятся очевидны человеческие качества героев, их личностные особенности. Одна из главных тем экзистенциализма в литературе – утрата смысла жизни, изношенность духовных ценностей, которые уже ни для кого не ценны, кризис мировоззрения. Так, главный герой романа Ж. П. Сартра «Тошнота» Антуан Рокантен перестает воспринимать окружающий его мир как нормальный, все предметы кажутся ему липкой и вязкой массой, вызывающей отвращение. Всепоглощающее одиночество человека, его ничем не ограниченная свобода приводят к вседозволенности и, в конечном итоге, к смерти. Этой идее посвящена аллегорическая драма А. Камю «Калигула». Кризисная ситуация, часто вымышленная или надуманная, обнажает человеческую природу, и не всегда эта природа оказывается привлекательной. Так, в романе У. Голдинга «Повелитель мух» на необитаемом острове в результате авиакатастрофы оказывается множество подростков, без единого взрослого. Их радость от свободы, первоначально веселая жизнь скоро переходит во вражду, заканчивающуюся убийством. Иногда для изображения трагичной свободы, «заброшенности» человека в мире используются фантастические, гротескные образы: в «Пене дней» Б. Виана герой, чтобы вылечить свою жену (внутри нее растет лилия и душит ее), работает на оружейном заводе: согревает своим телом посаженное в землю оружие, чтобы оно выросло. Абсурдность действий и реплик героев еще больше подчеркивает одиночество и трагизм их положения.
Экзистенциализм не является литературной школой, свою принадлежность к нему признавали только Ж. П. Сартр и А. Камю. Настроения экзистенциализма можно найти в прозе С. де Бовуар, Н. Мейлера, А. Мердок, У. Голдинга, Х. Э. Носсака и др. Предшественниками экзистенциализма считаются писатели Ф. М. Достоевский и Ф. Кафка, философы Л. Шестов, Н. А. Бердяев, С. Кьеркегор. Во второй пол. 1950-х гг. экзистенциализм постепенно утрачивает свое влияние и популярность, но основные мотивы его унаследовали «новый роман», «театр абсурда» и др.
Экзистенциализм не является литературной школой, свою принадлежность к нему признавали только Ж. П. Сартр и А. Камю. Настроения экзистенциализма можно найти в прозе С. де Бовуар, Н. Мейлера, А. Мердок, У. Голдинга, Х. Э. Носсака и др. Предшественниками экзистенциализма считаются писатели Ф. М. Достоевский и Ф. Кафка, философы Л. Шестов, Н. А. Бердяев, С. Кьеркегор. Во второй пол. 1950-х гг. экзистенциализм постепенно утрачивает свое влияние и популярность, но основные мотивы его унаследовали «новый роман», «театр абсурда» и др.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
от позднелат. ex(s)istentia - существование), философия существования, - идеалистическое направление совр. бурж. философии. Возник в России накануне 1-й мировой войны и Окт. революции (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), в Германии - после 1-й мировой войны (М. Хайдеггер, К. Ясперс), во Франции - в период 2-й мировой войны (Ж. П. Сартр, А. Камю и др., до них - Г. О. Марсель), в 40-50-е гг. распространился и в др. европ. странах, а затем и в США. Проблемы, стоящие в центре экзистенциалистской философии - человеческое существование, судьба личности в совр. мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни и др. Политич. позиции приверженцев Э. различны. Проблемы философии истории занимают в Э. большое место, поскольку в истории, как полагают экзистенциалисты, раскрывается сущность человека и постигается смысл бытия. Хайдеггер и X. Ортега-и-Гасет, Ясперс, Бердяев и Марсель, при всем существенном различии их концепций, признают конечность человека, его смертность важнейшей характеристикой его экзистенции (существования). С конечностью человека связана временность, историчность его. В отличие от обычного (физического) времени, в к-ром разъединены прошлое, настоящее и будущее, экзистенциальная временность характеризуется, по Хайдеггеру, целостным единством этих трех "экстазов" времени: настоящее, прошедшее и будущее проникают друг в друга и тем самым образуют как бы исходную клеточку "историчности". Хотя человек конечен, как и остальные живые существа, но в отличие от них, подчеркивают экзистенциалисты, человек сознает свою конечность и благодаря этому она становится фактором, определяющим его духовную жизнь. Философия истории Э. направлена, во-первых, против натуралистич. понимания человека как существа природного - ни биологич., ни психологич. определения человека не могут, утверждают экзистенциалисты, раскрыть специфику человека как существа конечного. Э. здесь полемичен как по отношению к позитивизму, так и по отношению к натуралистически окрашенной "философии жизни". Во-вторых, понимание истории Э., подчеркивающим значение ист. традиции, направлено против философии Просвещения, согласно к-рому индивид может встать над историей и судить ее с позиций вневременного разума. Связь ист. событий, согласно Э., носит не причинно-следственный, а смысловой характер: это не связь необходимости, а связь судьбы. Поэтому экзистенциалисты говорят о драме истории. Содержание ее раскрывается разными представителями Э. по-разному, гл. обр. в зависимости от того, в какой мере они допускают определение ист. судеб трансцендентным началом. Так, Бердяев видит в истории осуществление христ. мистерии - у истоков истории стоит вневременной акт отпадения человека от бога в силу изначально присущей ему иррациональной свободы - свободы зла. Ист. процесс представляет собой любовь-борьбу человеческого и божеств. начал, развертывание тайны человеческой свободы. Этот процесс должен завершиться, история не может бесконечно продолжаться (отсюда у Бердяева эсхатология, переживание истории, характерное в целом для христианства). Ясперс тоже убежден, что история уходит корнями в трансцендентное, но он не склонен интерпретировать трансценденцию в символах христианской религии. Смыслообразующим моментом мировой истории, положившим начало тому типу человеческой личности, к-рый существует и поныне, Ясперс считает т. н. осевую эпоху - период примерно между 800 и 200 до н. э. В этот промежуток времени параллельно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции возникли конфуцианство и даосизм, джайнизм и буддизм, зороастризм, религия евр. пророков и др.-греч. философия, эпос Гомера, творения великих др.-греч. трагиков. "Осевая эпоха" положила начало мировым религиям и философии, она создала новый тип личности и культуры, просветленный мыслью и остро ставящий вопрос о последнем смысле человеческого бытия, - тип, к-рого не знала "доосевая эпоха". События, происшедшие в "осевую эпоху", служат залогом возможности взаимопонимания между Востоком и Западом, т. е. залогом общечеловеческой коммуникации. По Ясперсу, совр. индустр. цивилизация Запада и создающийся на ее базе новый, неведомый прежним эпохам тип "массового общества" несет угрозу человеку того склада, к-рый возник в "осевое время"; эта новая цивилизация хочет поставить на место прежней внутренней и смысловой связи между различными культурами связь механич. и внешнюю, осуществляемую с помощью средств массовой информации. Но это, по Ясперсу, приводит только к разрыву подлинной коммуникации между людьми и культурами. Чтобы спасти человеческую сущность, к-рой угрожает совр. бездуховная цивилизация, необходимо, утверждает Ясперс, постоянно обращаться к великим духовным движениям "осевой эпохи". Философия истории Э. глубоко пессимистична, поскольку ее представители смотрят в будущее не с надеждой, а с тревогой и страхом. Все они согласны между собой в том, что совр. период истории - это конец большой эпохи в развитии человечества, и то новое, что назревает в совр. индустриализирующемся об-ве, представляется им гибельным для гуманистич. ценностей. Э. противостоит марксистско- ленинской философии и есть выражение кризиса совр. бурж. об-ва. Соч.: Бердяев Н. A., Смысл истории, Берлин, 1923; его же, Судьба человека в совр. мире, Париж, 1934; Heidegger M., Sein und Zeit, T?bingen, 1960; Jaspers K., Die geistige Situation der Zeit, 3 Aufl., B.-Lpz., 1932; его же, Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, Z., 1949; Sartre J. P., Critique de la raison dialectique, P., 1960; Ortegay Gasset, La rebeli?n de las masas, Madrid, 1930; его же, Toward a philosophy of history, N. Y., 1941. Лит.: Совр. экзистенциализм, M., 1966; Соловьев Э. Ю., Экзистенциализм, "ВФ", 1966, No 12, 1967, No 1; Гайденко П., Философия культуры К. Ясперса, "Вопр. лит-ры", 1972, No 9; Wahl J., Les philosophies de l´existence, P., 1954; Bollnow O. F., Existenzphilosophie, 5 Aufl., Stuttg., 1960. П. П. Гайденко. Москва.