ЭЛЬ ГРЕКО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭЛЬ ГРЕКО
el greco) (Доменико Теотокопули) (1541, о. Крит – 1614, Толедо), испанский живописец, грек по происхождению. Учился на Крите, по-видимому, у иконописцев, что во многом определило своеобразие его творчества. После 1560 г. уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. В 1570–76 гг. жил и работал в Риме («Мальчик, раздувающий лучину», ок. 1570–75 гг.), с 1577 г. – в Испании.
В пронзительно одухотворенном искусстве Эль Греко сложно переплелись византийские традиции, достижения итальянского Ренессанса и мистическая экзальтация маньеризма. Расцвет его искусства наступил в Испании. Не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо – городе мистиков и книжников («Вид Толедо», 1610–14). В иллюзорно-беспредельном пространстве его работ исчезает грань между земным и небесным, реальным и воображаемым миром. Художник прибегает к резким ракурсам, вытягивает пропорции человеческих фигур. В «Мученичестве св. Маврикия» (1580–82) изображены в одной плоскости разновременные события, как это было в средневековой живописи. В прославленном «Погребении графа Оргаса» (1586–88), написанном для церкви Санто-Томе в Толедо, также сохраняется архаичная двухъярусная композиционная схема: действие происходит одновременно на небе и на земле. Изломанные линии, сложные ракурсы характерны для живописи маньеризма; вместе с тем, художник создает здесь необычайно выразительный групповой портрет своих современников. «Эмалевый», создающий эффект свечения колорит основан на множестве неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании. Острая эмоциональность образного строя характерна для портретов Эль Греко, порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью (портрет главного инквизитора Ниньо де Гевара, 1601).
В поздних произведениях художника нарастают черты ирреальности, мир предстает как единая одухотворенная стихия. Эль Греко привлекают темы мистического экстаза, ликующего полета в небеса в вихре света и цвета, апокалиптических видений («Вознесение Марии», 1613; «Снятие пятой печати», 1610–11). Подлинным трагизмом проникнуты «Моление о чаше» (1606–10) и «Лаокоон» (1610–14). В «Снятии пятой печати» тревожные всполохи света выхватывают из окружающей тьмы мечущиеся фигуры, напоминающие языки пламени.
Наследие Эль Греко занимает уникальное место в истории мирового искусства. У художника не было последователей и учеников, его искусство вскоре было предано забвению и заново открыто лишь в нач. 20 в.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ЭЛЬ ГРЕКО
Доменико (собст. Доменико Теотоко-пули, 1541–1614) — испанский живописец греческого происхождения. Искусство Эль Греко, уникальной фигуры в истории мировой живописи, впитавшее в себя некоторые византийские традиции, достижения возрож-денческой культуры Италии и спиритуалистическую эс-тетику маньеризма, было порождено кризисным состоя-нием его времени. Его работы стали выражением самой субъективно-эмоциональной линии в искусстве позднего Возрождения. Художник внес в искусство Испании огромную духовную наполненность, ощущение дисгар-моничности, пылкую фантазию, условность изобразительных приемов. Уже первые его картины преодолели нормы классической традиции и нарушили все каноны церковного искусства («Поклонение имени Христа», 1579; «Мученичество св. Маврикия», 1580 и др.). Одну из главных ролей в этих произведениях играет колорит, основанный на обилии холодных контрастных цветов. Эти картины с преобладающими тонами ультрамарина, призрачным светом, ирреальным пространством, мно-гофигурными композициями открыли собой зрелый период творчества художника. Рубеж XV–XVI вв. стал периодом высокой творческой активности Эль Греко, тогда раскрылись новые грани его композиционного и живо-писного дарования. Тогда он создал новый тип образов — философов, пророков, мыслителей, подвижников, которых объединяют поиски бескомпромиссной нравственной истины. Их облик не имеет резких отличий, вся духовная сила заключена в выражении высоколобых, узких лиц, озаренных пламенем страсти и погру-женных в скорбные думы («Св. Франциск и св. Андрей», 1590-95; «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1600).
В творчестве позднего Эль Греко изобразительные приемы становятся все более ирреальными. Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающим-ся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым тонам («Пир у Симона фарисея», 1609; «Вознесение Марии», 1613). В этот период художник создает самую необычную и смелую картину «Снятие пятой печати» (1610–11), посвященной теме Апокалипсиса, в которой он сумел ярко и убедительно передать чувство трагического восприятия мира и обреченности. На склоне лет Эль Греко создает пейзажную композицию «Вид Толе-до» (1610–14), в которой сумел выразить свое восприятие мира. Здесь у него все построено на контрастном сопоставлении движения и застылости, одухотворения и оцепенелости. Показывая нерасторжимое единство земли и неба, он представляет землю пассивной и скованной, лишь принимающей отсвет жизни неба. Эль Греко не имел последователей, его искусство на протя-жении трех столетий (XVII–XIX вв.) было забыто. Лишь в начале XX в. оно было заново открыто и стало своеобразной сенсацией в живописи.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ЭЛЬ ГРЕКО
1541–1614) Творчество этого мастера было в забвении в течение трех столетий. Объясняется это тем, что слишком отличались его произведения от того магистрального направления, по которому начиная с XVI века развивалась западноевропейская живопись. Только в двадцатом столетии оно заняло подобающее место в истории искусства и художественной культуры прошлого. Доменико Теотокопули, прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился в 1541 году на острове Крит, находившимся тогда под властью Венецианской республики. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Это во многом предопределило особенности творчества художника, в частности, его технику письма. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Такая техника позволяла создавать картины, сохраняющие светоносную силу и интенсивность цвета в музейных залах с плохим освещением или в темное время дня. В 1566 году художник переезжает в Венецию, где учится у Тициана. Судя по его ранним работам, он испытывает большое влияние поздней манеры Тициана с ее свободным мазком и колоритом. А композиционные построения и особенно архитектурные перспективы позволяют предположить влияние Тинторетто. В Венеции Эль Греко создает известные картины – «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по?гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин», и «Исцеление слепого». Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Молодой художник публично заявил, что если сбить знаменитую фреску Микеланджело "Страшный суд" в Сикстинской капелле, то он напишет более целомудренную и подходящую, при этом не уступая в мастерстве. Здесь, кроме определенной самоуверенности художника, очевидно, проявились и его глубинные вкусовые пристрастия. Наследник традиций византийской школы, изначально ориентированный на особое внимание к цвету и свету, оказался потом под сильнейшим воздействием таких великих венецианских колористов, как Тициан, Веронезе, Тинторетто, Бассано. Он не воспринимал манеру римско?флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку. Известно, что Эль Греко считал их работы "раскрашенной скульптурой". Возможно, что описанный случай, сочтенный римскими художественными кругами оскорбительным, послужил одним из поводов к тому, чтобы в 1576 году Эль Греко уехал в Испанию» (Ф. Зеничев). А ведь все в Риме складывалась вполне благополучно. Он пользовался покровительством кардинала Алессандро Фарнезе, был хорошо известен как живописец и получал так много заказов, что должен был взять себе в помощники ученика. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Исследователи его творчества обычно исходят из того, что, прожив некоторое время в Мадриде и не получив признания при королевском дворе, он осенью 1577 года уже начал работать в Толедо. Первый крупный заказ в Испании Эль Греко получил в конце семидесятых годов, то был большой алтарь для церкви Сан?Доминго эль Антигуо в Толедо (1577). Художник написал в 1577–1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Эту работу Эль Греко высоко оценили и специалисты, и зрители, но она вызвала протест церковников Толедо, она им была непонятна. «За свою жизнь Эль Греко написал большое количество картин, среди них немало превосходных. Но в его творчестве существует пять?шесть полотен, которые можно назвать великими. К числу шедевров первым по времени принадлежит "Эсполио" (1577–1579)… Картина держит ось большого архитектурного пространства, господствует в нем и неудержимо влечет к себе. Сила воздействия достигается, прежде всего, необычайной интенсивностью и красотой колорита. Огромное пятно винно?красной одежды Христа, пламенеющей через весь зал сакристии, – это эмоциональный и образный ключ всей композиции. Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом, в этом убеждают висящие рядом на стенах его поздние изображения апостолов, где красные тона сменились холодными розово?фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. Но в "Эсполио" цвет хитона, густой, яркий и удивительно благородный, словно сохраняет в себе горячий ток крови. Возможно, он символизирует цвет самой жизни. Не случайно здесь запечатлен, согласно евангельской легенде, момент, когда перед казнью Христа солдаты срывают с него одежды. Название нельзя перевести точно, оно происходит от испанского слова "espoliar" – грабить». В 1578 году от возлюбленной – красавицы и аристократки Херонимы де Куэвас, у художника родился сын Хорхе Мануэль. Эль Греко страстно любил сына и писал его при всякой возможности. Он признал его своим ребенком с момента рождения, и Хорхе Мануэль носил его фамилию. В городе, где церковь была всесильна, художник осмелился иметь незаконную жену и ребенка, родившегося вне брака! В 1580 году Эль Греко завершил огромную картину «Мученичество св. Маврикия». Изобразительные приемы оказались столь смелыми и необычными, что это произведение вызвало резкое недовольство короля Филиппа II и его окружения. Фра Хосе де Сигуэнса писал: «Здесь находится картина, изображающая святого Маврикия и его воинов, написанная рукою Доменико Греко, который живет теперь в Толедо и создает превосходные произведения. Она была написана для алтаря этого святого, но картиной остался очень недоволен его величество, что, однако, неудивительно, потому что немного найдется таких людей, которым бы она нравилась, хотя и говорят, что написана она искусно и что автор ее много знает и показал себя в вещах, им созданных, прекрасным мастером». Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Не получив признания при дворе, художник навсегда поселился в Толедо. Слава Эль Греко достигла вершины с созданием им в 1586–1588 годах большой картины (4,8x3,6 метра) «Погребение графа Оргаса», заказанной приходской церковью Санто?Томе по инициативе друга Эль Греко священника Андреса Нуньеса. «На похоронах графа, пожертвовавшего церкви большие средства, в 1312 году, согласно легенде, чудесным образом присутствовали святые Августин и Стефан. Композиция резко делится на две части. В нижней на глазах у собрания толедской знати двое святых спокойно и без усилий несут тело графа в богато украшенных доспехах. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. В нижнем ярусе господствуют черный и золотой цвета, в верхнем набор цветов гораздо многообразнее. Земное пространство представлено узкой зоной перед рядом фигур толедских грандов, небесное же раскрывается в неизмеримой глубине, населенной огромным количеством святых, праведников и ангелов. Фигуры земного мира статичны, их жесты при всей выразительности крайне скупы, персонажи наверху даны в более динамичных и разнообразных позах и разворотах. В земной зоне статична вся композиция, небесный ярус пронизан мощным спиралеобразным движением снизу вверх, подчеркнутым заметным перепадом масштаба. Особый интерес в "Погребении графа Оргаса" представляет изображение толедской знати. Умные, благородные лица с тонкими, нервными чертами сочетают спокойное достоинство аристократа с печатью интенсивной духовной жизни, мощного интеллекта. Лица почти всех изображенных являют скрытые портреты современников Эль Греко. Действительно, каждый человек индивидуален, но, пожалуй, еще важнее то, что их объединяет: вера, благородство, напряженные духовные поиски». В девяностые годы в творчестве Эль Греко центральной темой стали страдания Христа, и одновременно возросло влияние на художника испанской мистики. В это время художник живет во дворце маркиза де Вильена. У Эль Греко богатейшая библиотека, которую он собирал всю жизнь, он любит красоту и роскошь. По свидетельству современников, он был разносторонне образованным человеком, с острым язвительным умом. В его доме гостили ученые, поэты и философы. В 1596–1600 годах художник пишет большое полотно «Крещение Христа». «Картина "Крещение Христа"… создает у зрителя впечатление ослепительных, проникнутых настроением просветленной радости видений, – пишет Т.П. Каптерева. – Изображение развертывается ввысь, пропорции фигур удлинены, все охвачено сильным движением, событие происходит в фантастической потусторонней среде, где стерты грани между земным и небесным… Художник стремится повысить силу общего впечатления светозарностью цвета, перегруженностью фигурами и той живописной напряженностью, которая, по словам Х. Камона Аснара, не оставляет "паузы для отдыха". Красочная поверхность холста, пронизанная вспышками света и словно охваченная внутренним трепетом, становится своего рода самостоятельной одухотворенной материей». В конце девяностых – начале шестнадцатого века художник создал огромные алтарные ансамбли для капеллы Сан?Хосе в Толедо (1597–1599), для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1600–1603), для Коллегии августинцев в Мадриде (1596–1605), а также композиции «Святое семейство» (1590–1595). Эль Греко, несомненно, принадлежит к выдающимся портретистам мировой живописи. Мастер обладал исключительной зоркостью в изображении человека. Художник развивал новую тенденцию в портретной живописи – обращение к интимным переживаниям человека, к его внутреннему миру. Созданные художником портреты аристократов, писателей, врачей, ученых, составили галерею выдающихся современников художника. Одно из ранних произведений такого рода – «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577–1579). «В портретах Эль Греко следовал испанской традиции – строгие, сдержанные лица остро индивидуальны и вместе с тем подчинены общей идее – выражению благородства и возвышенности, – отмечает Л.Л. Каганэ. – Но если в придворном портрете художники руководствовались принципом воплощения величия социального, то здесь, наоборот, превозносятся душевные качества людей… Близкий художнику идеал человека выразился в портретах гуманиста дона Антонио де Коваррубиас (около 1594–1604), поэта фра Ортенсио Феликса Парависино (около 1610), в портрете Неизвестного (около 1600). Все это образы необыкновенной духовной красоты и благородства. Повышенная эмоциональность отличает также изображения официальных лиц, которые приходилось писать художнику. Она особенно ощутима в портрете великого инквизитора Ниньо де Гевара (около 1600 года). Быстрый, проницательный, тяжелый взгляд из?под очков, рука, сжавшая кресло, выдают нервное напряжение кардинала. Разлетающаяся одежда, силуэт которой рисуется отдельными острыми углами, стремительность живописного мазка, контрасты холодного красного и белого цвета вносят в картину ощущение тревоги». Как пишет Т.П. Каптерева: «В творчестве позднего Эль Греко, в котором мир предстает как единая одухотворенная стихия, изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. Одна из линий связана с темой мистического экстаза ("Пир у Симона Фарисея"), ликующего небесного полета в вихре света и цвета ("Вознесение Марии", 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур ("Встреча Марии с Елизаветой", 1610–1614). Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в "Молении о чаше" (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в "Лаокооне" – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Теме "апокалипсиса" посвящена самая необычная и смелая картина "Снятие пятой печати" (1610–1611) с ее резким искажением фигур, тревожным движением света, редкой красотой и звучностью красок, как будто превосходящих возможности масляной живописи». Толедо стал для художника второй родиной. Этот город служил фоном для многих картин Эль Греко, а в 1610–1614 годах он пишет его панорамное изображение – «Вид и план Толедо», или «Толедо в грозу». Художник изображает не просто фантастический город, не символ языческого Вавилона, а конкретный образ Толедо, особенности облика которого запечатлены им с удивительной точностью. Картина выполнена виртуозно: мазки положены так легко, что просвечивают нити холста. Трагичен облик застывшего, омываемого рекой Тахо, раскинувшегося на скалистом холме, города. Это город – видение, рожденное кистью и экспрессией художника. Таинственная, красивая картина. В последние годы у Эль Греко не было отбоя от заказчиков. При этом художник отличался расточительностью и промотал все заработанное… Как своего рода завещание, подведение творческих итогов всей жизни, может рассматриваться последнее произведение мастера – «Вознесение Марии» (1613). Эль Греко держал кисть в руках до последнего вздоха. Смерть наступила 7 апреля 1614 года. Смерть художника произвела глубокое впечатление на его современников. Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать».

Источник: 100 великих художников. 2004

Эль Греко
, Доменико (El Greco, Domenico), наст. имя Доменикос Теотокопулос 1544, Кандия, о-в Крит — 1614, Толедо. Испанский живописец. Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в Кандии в поздневизантийской иконописной манере, в 1567—1570 жил в Венеции, овладел приемами масляной живописи, передачей перспективы и пространства, обобщенным широким мазком, особенностями венецианского колорита. Возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской художественной среде, с 1572 член римской Академии Св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистическим кружком кардинала А. Фарнезе и пережившего сильное влияние искусства Микеланджело и поздних маньеристов. Произведения итальянского периода, среди которых лишь немногие признаны достоверными, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, до 1570, Вашингтон, Нац. галерея искусства; ок. 1570—1575, Миннеаполис, Институт искусств; ок. 1577, Нью-Йорк, музей Метрополитен; Исцеление слепого, ок. 1567—1570, Дрезден, Картинная галерея; ок. 1570, Парма, Пинакотека; Портрет миниатюриста Джулио Кловио, ок. 1570, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; Портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, ок. 1576, Нью-Йорк, собрание Фрик; Мальчик, раздувающий лучину, ок. 1570—1575, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте). В 1577 переехал в Испанию, где нашел почву, наиболее благоприятную для расцвета своего искусства. Не получив признания при королевском дворе, жил и работал в древнем Толедо, городе старой испанской аристократии и интеллектуальной элиты. Писал картины в основном на религиозные сюжеты, портреты, обращался к пейзажу. Искусство Эль Греко, уникальной фигуры в истории мировой живописи, впитавшее в себя некоторые византийские традиции, достижения возрожденческой культуры Италии и спиритуалистическую эстетику маньеризма, как бы порождено велением кризисного времени. Философичность мышления, ренессансный гуманизм переплетены в его творчестве с экспрессивной духовностью. Его работы стали выражением самой отвлеченно-возвышенной и субъективно-эмоциональной линии в искусстве позднего Возрождения, которую мастер заостряет и исчерпывает до конца, находя при этом возможности для выражения истинной художественной красоты. Он вносит в искусство Испании огромную духовную наполненность, ощущение дисгармоничности, пылкую фантазию, этическую содержательность, условность изобразительных приемов. Жизнь Эль Греко в Испании, гордого и независимого человека, всегда подписывавшего свои произведения данным ему от рождения греческим именем, потребовала от него непрестанного самоутверждения. Он арендовал дворец маркиза де Вильены (современный Дом-музей Эль Греко в Толедо — поздняя реконструкция типичного для XVI в. толедского богатого дома), обзавелся ценнейшей библиотекой, окружил себя широким кругом заказчиков, успешно отстаивал свои материальные права в многочисленных судебных процессах с церковниками. Большой смелостью в католической Испании стал его союз с молодой аристократкой Херонимой де Куэвас, матерью внебрачного сына Хорхе Мануэля, в будущем испанского архитектора. Внутренним устремлениям художника импонировала склонность просвещенного толедского общества к духовному самоуглублению. Немалую роль в его религиозно-философских воззрениях играла философия неоплатонизма, распространенная и в той интеллектуальной среде, с которой он был тесно связан. Живописец входил в одну из академий наподобие итальянских, где группировались лучшие умы Толедо; его теоретические трактаты, посвященные живописи и архитектуре, не сохранились. Первые полученные в Толедо заказы — картины для алтарного образа церкви Санто Доминго Эль Антигуо (1577, центральная композиция, Чикаго, Институт искусств), Эсполио для сакристии толедского собора (1578, находится на месте), еще хранящие отзвуки итальянской живописи, вместе с тем преодолевают нормы классической традиции. Если небольшая картина эсхатологического характера Поклонение имени Христа (1579—1580, Эскориал, Музей) была благосклонно принята Филиппом II, то огромный алтарный образ Мученичество св. Маврикия (1580, Эскориал, Музей), где Эль Греко смело нарушил все каноны церковного искусства, вызвал недовольство короля и его окружения, поклонников академического эклектизма. Эта картина с преобладающими словно звенящими тонами ультрамарина, призрачным светом, ирреальным пространством, напряженной по ритму многофигурной композицией, запечатлевшей, как в средневековом искусстве, разновременные эпизоды из жизни святого, открыла собой зрелый период его творчества, отличающийся поразительной светозарностью красок. Рядом с его картинами другие кажутся словно потускневшими. Слава художника в Толедо и за его пределами достигла вершины после создания в 1586—1588 для скромной приходской церкви Сан Томе картины Погребение графа Оргаса. Средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес святыми Августином и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни, где особая роль принадлежала портретам толедских дворян и духовенства. Чуду, происходящему во время траурной церемонии на земле, сопутствует чудо на небе, которое разверзается над головами присутствующих, и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Написанная в торжественной траурной гамме серо-серебристых и золотисто-желтых тонов с акцентами черного, синего, желтого, красного, оранжевого, зеленого, картина напоминает гигантский драгоценный узор, все элементы которого взаимосвязаны, каждый мотив находит созвучие, темы варьируются, сливаются, расходятся в пределах гармонически замкнутого целого. В эволюции колорита Эль Греко краски теряют материальность, становятся легкими и прозрачными, а их цветовое звучание все более холодным; густой синий тон превращается в голубовато-стальной, красный — в розово-фиолетовый, теплый желтый — в холодный лимонно-желтый. Нарастает беспокоящее обилие рефлексов; желтых по красному и по зеленому, пронзительно розовых по красному, зеленых по красному, оранжевых по зеленому. Контрастность усиливается применением черных и белых красок, которые вносят в картину ощущение благородной и элегантной строгости. Некоторые произведения Эль Греко создают впечатление свободной художественной импровизации, но даже самые сложные из них не выходят за рамки четко продуманной системы, подчинены внутренней структуре художественного образа, созвучию красочных пятен, линий, геометрических фигур. Одна из особенностей художественных приемов мастера — своеобразная метафоричность, уподобление одних явлений и предметов другим. Однако в основе его образов всегда лежит человеческое чувство. Кон. 1500 — нач. 1600-х — период высокой творческой активности Эль Греко, раскрывающего новые грани своего композиционно-ритмического и живописно-пластического дарования в монументальных алтарных ансамблях, в создании более камерных, проникнутых тонкой лирической одухотворенностью композиций Святого Семейства, существующих в нескольких вариантах (1590—1595, Толедо, госпиталь Сан Хуан де Афуэра; Мадрид, Прадо; Кливленд, Музей искусств), в изображении святых и в портретном искусстве. Его изображения апостолов (серии т. н. апостоладос, самые значительные и поздние 1605—1610, в сакристии собора в Толедо, 1610—1614, в Доме-музее Эль Греко в Толедо), мучеников, аскетов отвечали неустанному вниманию художника к внутренней жизни личности. Он создал новый тип образов — философов, пророков, мыслителей, подвижников, ясновидцев, божьих избранников, которых объединяют поиски бескомпромиссной нравственной истины. Их облик не обладает резкими отличиями, вся духовная сила заключена в выражении высоколобых, узких лиц, то погруженных в скорбные думы, то отрешенно взволнованных, то озаренных пламенем внутренней страсти. В изображении святых представлены различные проявления характера, углубленно-созерцательного или неистово-порывистого, их сопоставление порождает напряженные внутренние диалоги, где сильно вытянутые фигуры кажутся бесплотными на фоне призрачного сумрачного Толедо (Св. Франциск и св. Андрей, 1590—1595, Мадрид, Прадо; Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист, ок. 1600, Толедо, музей Санта Крус). Это сопоставление получает глубокое психологическое преломление в полуфигурах кроткого апостола Петра и убежденного проповедника апостола Павла с огненным взором (между 1587—1593, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж, единственно достоверное произведение мастера в наших собраниях; вариант, ок. 1605—1608, Стокгольм, Нац. музей). Созданные Эль Греко портреты толедских современников — аристократов, духовенства, писателей, ученых, представленных поколенно или погрудно на нейтральном фоне, насытили живопись Испании психологическим богатством. Будучи чужестранцем, художник остро почувствовал и сам тип этих людей, и их манеру держаться. Один из ранних, написанный в темной живописной манере, плотным, гладким мазком Портрет кавалера с рукой на груди (1577—1579, Мадрид, Прадо) — словно возведенный в рамки канона образ испанского дворянина своего времени. Олицетворение мыслящей Испании — пронизанный золотисто-серыми тонами, безупречный по чувству живописной формы Портрет неизвестного (1600, Мадрид, Прадо), взгляд прекрасных скорбных глаз которого отражает сложное душевное движение. В репрезентативной традиции, в парадном сочетании алого, белого и золотистого создан Портрет главного инквизитора Ниньо де Гевары (по версии некоторых современных исследователей, кардинала Сандоваля и Рохаса, 1600—1601, Нью-Йорк, музей Метрополитен), редкий в истории живописи портрет, обладающий столь захватывающей напряженностью. Ему противоположен чистый и светлый образ поэта фра Ортенсио Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств), изображенного как бы в момент внутреннего диалога с невидимым собеседником. Эль Греко, по-видимому, не писал автопортретов, хотя его собственные изображения нередко присутствуют в сюжетных композициях. Предполагаемые автопортреты спорны, довольно непохожи друг на друга и вызывают разногласия среди ученых; подвергается сомнению и тот автопортрет, который принято считать одним из наиболее достоверных (1600, Нью-Йорк, музей Метрополитен). В творчестве позднего Эль Греко изобразительные приемы становятся все более ирреальными. Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым теням. Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя, создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Одна из линий связана с темой религиозного экстаза, как, например, картина Пир у Симона-фарисея (Чикаго, Институт искусств) с ее фантастическим архитектурным фоном и вспышками света, подобно электрическим зарядам пробегающим по искаженным фигурам; со стихией небесного полета, растворенного в вихре цвета и света (Вознесение Девы Марии, 1613, Толедо, музей Санта Крус); с предельной спиритуализацией бестелесных, безликих фигур (Встреча Девы Марии и Елизаветы, 1610—1614, Думбартон-окс). Трагическое восприятие мира, чувство обреченности звучит то более сдержанно и затаенно в прекрасном, наделенном эмоциональной многозвучностью полотне вертикального формата Моление о чаше (1605—1610, Будапешт, Музей изобразительных искусств; картина того же названия горизонтального формата в Лондонской Нац. галерее, вероятно, написана при участии учеников); то создает зыбкий, словно возникающий в тяжелом сновидении образ в единственной картине, написанной мастером на мифологический сюжет Лаокоон (1610—1614, Вашингтон, Нац. галерея искусства), где античные герои-атлеты превращены в христианских мучеников, с покорным смирением принимающих божественную кару, а гибнущая Троя — в изображение раскинувшегося на холме Толедо. Тема Апокалипсиса звучит в самой необычной и смелой картине мастера Снятие пятой печати (1610—1611, Нью-Йорк, музей Метрополитен), в огромном, бездонном пространстве которой среди мятущихся теней мучеников, встающих, согласно Апокалипсису, в день Страшного Суда из разверзшихся могил, на переднем плане вырастает до грандиозных размеров вдохновенная фигура Иоанна Евангелиста в страстном пророческом экстазе. На склоне лет Эль Греко как бы подводит итог творческим исканиям, своему восприятию мира. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж Вид Толедо (1610—1614, Нью-Йорк, музей Метрополитен), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости, одухотворения и оцепенелости. В нерасторжимом единстве, как всегда у мастера, звучит тема земли и тема неба, где земля, более пассивная и скованная, ловит отсвет жизни неба, горящего серебристо-белыми вспышками зарниц. Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического города-мира с его призрачной жизнью. Эль Греко не имел последователей, его искусство в течение трех столетий было предано забвению. Открытие художника, означавшее широкое знакомство с его искусством в нач. XX в., превратилось в своеобразную сенсацию. Эль Греко стал одним из самых известных мастеров прошлого, объектом жадного интереса художников, коллекционеров, любителей искусства, его творчество породило обширнейшую научную литературу.
Лит.: Валлантен А. Эль Греко (Доменико Теотокопули). М., 1962; Каптерева Т. Эль Греко. Монографический очерк. М., 1965; Wethey Harold E. El Greco and his School. Princeton, 1962. 2 vol; Marias F., Bustamanre Garcia A. Las ideas artisticas de El Greco. Madrid, 1981; El Greco de Toledo. Exposition / Textos Brown J., Jordan W. B., Kagan R. L., Perez Sanchez A. E. Berlin, 1982.
Т. Каптерева

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
157.65 кб

Поэтика сборника рассказов С. Стратиева «Лицо с картин Эль Греко»

Лунькова Наталья Александровна
Читать PDF
7.74 мб

Метафизический смысл искусства Эль Греко

Бычков Виктор Васильевич
Многие работы позднего Эль Греко отличаются сложной художественной организацией пространственно-временного континуума, что вызывает неоднозначное эстетическое восприятие и последующее понимание этих работ.
Читать PDF
2.28 мб

Пространство в картинах Эль Греко

Райгородский Леонид Дмитриевич
Статья посвящена анализу художественных приемов великого художника Испании Эль Греко (1541-1614). Грек по происхождению, он родился на острове Крит и начинал свой творческий путь как иконописец.
Читать PDF
359.74 кб

Эль Греко в Риме летом 1572 г. Между двух кардиналов

Петров Максим Анатольевич
В статье дается обзор одного из наименее изученных периодов жизни великого художника эпохи Ренессанса Доменикоса Теотокопулоса по прозвищу Эль Греко, а также приводится анализ событий 1572 г.
Читать PDF
143.72 кб

ВИРТУОЗНЫМ ПЕРОМ О ЛЕГЧАЙШЕЙ КИСТИ: ОБ ЭПИТАФИИ ЭЛЬ ГРЕКО, СОЧИНЕННОЙ ГОНГОРОЙ

Шалудько Инна Александровна
Статья посвящена проблемам интерпретации поэтического текста. В качестве материала используется один из самых известных и часто рассматриваемых в специальной литературе погребальных сонетов Гонгоры — эпитафия Эль Греко.
Читать PDF
204.20 кб

Основні джерела та історіографія соціально-економічної історії греко-католицьких монастирів на Закар

Кичера Виктор Васильевич
Читать PDF
244.29 кб

Отечественная историография Брестской греко-католической унии в 1880-1890-е гг. : расцвет официально

Вивчар Василий Михайлович
Проанализированы особенности важного этапа изучения истории Брестской унии православной историографией в дореволюционное время. Уточнены причины, обусловившие в 1880-1890-х гг.
Читать PDF
92.40 кб

К вопросу о времени установления подлинной независимости Греко-Бактрии

Попов Артем Анатольевич
В ходе Второй Сирийской войны (середина III в. до н. э.) между Селевкидами и Лагидами Бактрия становится независимым государством во главе с селевкидским сатрапом Диодотом.
Читать PDF
69.46 кб

«Университетская автономия» в Московской Славяно-греко-латинской Академии (XVIII - начало XIX В. )

Ларионов Алексей Александрович
В статье проводится анализ статуса Славяно-греко-латинской академии в свете представлений о «доклассическом» университете. Автором выявлен определенный набор «академических свобод», характеризующих «университетскую автономию».
Читать PDF
78.58 кб

99. 04. 027. Грин П. Греко-персидские войны. Green Р. The greco-рersian wars. - Berkeley etc. : Univ

Медовичев А. Е.
Читать PDF
641.92 кб

Об одной литургической рукописи — греко-грузинском палимпсесте Императорской публичной библиотеки (Р

Владимир Василии
Читать PDF
2.01 мб

Политическая цивилизация греко-римской античности

А. Винтерлинг
Читать PDF
123.27 кб

К вопросу об интерпретации греко-арабского противостояния и влияния России в Антиохийском Патриархат

Копоть Евгений Михайлович
Статья посвящена проблеме греко-арабского противостояния в Антиохийском Патриархате во второй половине XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Верность и предательство в греко-македонских отношениях на рубеже III–II вв. До Н. Э

Сивкина Наталья Юрьевна
В 224 г. до н.э. была основана Эллинская лига, которая включала Македонию, Ахейскую федерацию и ряд других греческих государств. В статье автор анализирует греко-македонские отношения в III–II вв. до н.э.
Читать PDF
0.00 байт

Древнегреческая героическая традиция к началу Греко-персидских войн: социальный и политический аспек

Змитрякова Ю. О.
Рассмотрение героической традиции 1 Древней Греции классического периода в связи с социальными и политическими явлениями накануне и в самом начале Греко-персидских войн не предпринималось исследователями напрямую.

Похожие термины:

  • ГРЕКО-ТУРЕЦКИЕ ДОГОВОРЫ 1897, 1913, 1930,1933, 1938

    географическая карта земного шара, материка или крупного региона, на которой отражено территориально-политическое деление. Основные элементы содержания: границы государств и зависимых территор
  • Велестинос Греко-турецкая война 1897

    Место сражения 5 мая 1897 между тур. дивизией Хаки-паши и девятитысячным греч. отрядом полковника Смоленица. Греки заняли сильную позицию у Велестиноса и в течение дня сдерживали атаки турок. Однако
  • ГРЕКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1897

    война из-за о. Крит. После освобождения Греции в 1828-29 население о. Крит, оставшееся под властью Османской империи, неоднократно выступало против тур. господства. В мае 1896 на о. Крит вспыхнуло восстан
  • ГРЕКО-СЕРБСКИЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР 1913

    высший законосовещательный орган Российской империи (1802-1906), куда входили наиболее доверенные лица; совещание царя с министрами и др. высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы разли
  • ГРЕКО-ИТАЛЬЯНСКИЙ ДОГОВОР 1928

    от имени Карла Великого) глава монархического государства, королевства. Монархическое государство, во главе которого стоит король, называется королевством. Королевствами являются Великобритани
  • ГРЕКО-ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ

    см. Православная церковь.
  • ГРЕКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1919-22

    систематизированное изучение государственного управления и политики. Политология - наука о закономерностях развития политических систем и политического управления обществом. В широком смысле (
  • Славяно-греко-латинская академия

    первое высшее учебное заведение в России, основанное в 1687 г. В 1814 г. была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиев монастырь. В академии в разные годы учились М.В. Л
  • Греко-бактрийское царство

    назв. в ист. лит-ре гос. образования на терр. Ср. Азии (Таджикистана, Узбеки-стана и частично Туркменистана), а также Афганистана и Сев.-Зап. Индии в 250 — 130 до н.э. В древности терр., доходившая на С. до Ги
  • Парфия и греко-бактрийское царство

    Селевкидское царство, оказавшееся наследником восточных владений Александра, стало уменьшаться в размерах уже через несколько десятилетий после своего возникновения. Особенно ощутимой для Селе
  • Образование Греко-Бактрийского и Парфянского царств

    Около 250 г. до н. э. от Селевкидов отложился бактрийский наместник Диодот. Правда, он не сразу порвал с госу Дарством Селевкидов и некоторое время признавал себя формально от него зависимым. Однако,
  • БЕЛОРУССКАЯ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    церковь, сохранившая православные обряды, но признавшая главенство папы римского. Утвердилась на территории Белоруссии в результате заключения Брестской yнuu 1596. Занимала доминирующее положение
  • Хорватская греко-католическая церковь

    Хорватская греко-католическая церковь (Хорватская византийская католическая церковь, Епархия Крижевцы) — одна из Восточно-католических церквей, придерживающихся византийского обряда, то есть п
  • ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    униатская церковь, возникла и результате объединения православной церкви с католической после заключения Брестской yнuu 1596. Признавала своим главой римского папу, но сохраняла православные обряд
  • Российская греко-католическая церковь

    Российская греко-католическая церковь (иначе Российская византийская католическая церковь) — восточно-католическая церковь sui juris («своего права»), созданная для католиков, исповедующих византий
  • Словацкая греко-католическая церковь

    слов. Slovensk? gr?ckokatol?cka cirkev) — одна из Восточно-католических церквей, придерживающихся византийского обряда, то есть принадлежащая к числу греко-католических церквей. Действует в Словакии и в североа
  • УКРАИНСКАЯ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    возникла в результате заключения Брестской унии 1596. Окончательно оформилась в 1700. В 1839 по повелению императора Николая I Полоцкий синод упразднил греко-католическую церковь в России. Часть ее прив
  • ДАРАНАЙРА И САЛЬО ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГРЕКО-РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ

    Dictionnaire des antiquit?s grecques et romaines d´apr?s les textes et les monuments. Ouvrage r?dig? par une soci?t? d´?crivains sp?ciaux, d´arch?ologues et de professeurs sous la direction de mm. Ch. Daremberg et E. Saglio, t.
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГРЕКО-РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ ДАРАНБЕРА И САЛЬО

    см. Даранбера и Сальо энциклопедия греко-римских древностей.
  • Домокос Греко-турецкая война

    Место сражения 17 мая 1897 между пятью дивизиями армии Эдем-паши и примерно 40 000 греков под командованием наследного принца Греции. Греки удерживали позиции до позднего вечера, когда турки обошли их с