Элагабал

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Элагабал (Гелиогабал)
бог у западных семитов. Его культ, сложившийся, видимо, во 2-м тыс. до н.э.- 1 в. н.э., получил наибольшее значение в римское время. Как бог солнца и плодоносящих сил природы, Элагабал отождествлялся с Гелиосом - богом солнца (отсюда - Гелиогабал) и Юпитером. В культовом центре - сирийском городе Эмеса ему был воздвигнут огромный храм. Почитался в облике большого черного камня, острого сверху и закругленного снизу. Считалось, что он упал с неба. Римский император (в 218- 222 гг.) Элагабал (императорское имя - Цезарь Марк Аврелий Антонин Август; до провозглашения - Варий Авит) пытался ввести этого бога в римский пантеон и провозгласить высшим божеством римского государства. На Палатине был воздвигнут храм Элагабала. Император объявил женой бога Элагабала Афину Палладу.

Источник: Исторический словарь

Элагабал
или Гелиогабал (лат. Elagabalus), прозвище М. Аврелия Антонина (204–11. 03. 222), рим. императора с 8. 06. 218. Происходил из сирийской крупнопоместной аристократии, рода жрецов г. Эмес (Хомс). С 217 Э. был верховным жрецом бога солнца Элагабала, от него и получил свое имя. Благодаря влиянию своей бабки Юлии Мезы, сестра которой Юлия Домна была супругой Септимия Севера, Э. стал императором. Он пытался сделать сирийского бога солнца универсальным государств, богом и его культ превратить в общеримский. Священный метеорит из Эмесы был установлен в специально построенном для этого храме на Палатине в Риме. Опрометчивая ориентализация, расточительный образ жизни и хозяйничанье фаворитов быстро породили всеобщую оппозицию. Чтобы спасти династию, Юлия Меза добилась провозглашения цезарем двоюродного брата Александра Севера в 221 и сделала его наследником бездетного императора. Э. вместе с матерью Юлией Соэмиадой убили преторианцы. Биография — в «Истории Августов».

Источник: Словарь античности. 1989

ЭЛАГАБАЛ
Гелиогабал — в зап.-семит. миф. бог. Культ Э. сложился по-видимому, в арамейский период (1-е тыс. до н.э. — 1-й в. н.э.) и получил наибольшее значение в рим. время. Очевидно, бог солнца и плодоносящих сил природы. Отожд. с Гелиосом (отсюда «гелиогабал») и Юпитером. Культовый центр Э. находился в г. Эмоса, где ему был воздвигнут огромный, богато украш. храм. Э. почитался в облике большого черного камня конич. формы, закругл. снизу и острого вверху (аэролит); считалось, что он упал с неба и был нерукотворным изображ. солнца. Для культа Э. были хар-рны пышные оргиастич. обряды. Элагабал, рим. император в 218 — 222, явл. жрецом Э. (отсюда его имя в историографии, первонач. — Варий Авит), пытался возвести Э. в «ранг» верхов. божества рим. офиц. пантеона. На Палатине был построен храм Э., куда Элагабал, стремясь к тому, чтобы жречество Э. держало в своих руках тайны всех местных культов, пытался перенести изображ. и др. богов. Он объявил женой Э. Афину Палладу, а затем, поскольку Э. «отверг» ее, Уранию (Тиннит) как лунное божество.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ЭЛАГАБАЛ
Гелиогабал (Heliogabalus) (императорское имя - Цезарь Марк Аврелий Антонин Август; до провозглашения императором - Варий Авит) (204-222), - рим. император в 218-222. По матери родственник императоров Септимия Севера и Каракаллы. Воспитывался в Риме у бабушки Юлии Месы - сестры жены Септимия Севера. В 217 стал жрецом сирийского бога солнца Элагабала в г. Эмесе, где Э. родился (отсюда его имя в историографии). Стараниями честолюбивой Юлии Месы легионы, находившиеся в Сирии, провозгласили Э. императором. В Рим Э. прибыл со священным черным камнем (аэролит), олицетворявшим бога Элагабала, к-рому он воздвиг храм на Палатине, намереваясь провозгласить его высшим божеством рим. гос-ва. Гос. дела при Э. решались Юлией Месой и префектом претория. Расточительность и распутство Э. вызвали мощный протест со стороны военных и др. слоев населения. Э. был убит преторианцами.

Источн. в рус. пер.: Геродиан, История императорской власти после Марка, кн. IV, "ВДИ", 1972, No 3, с. 254-61; Авторы жизнеописаний августов. XVII. "ВДИ", 1958, No 2.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Элагабал
Гелиогабал (Marcus Aurelius Antoninus Heliogabalus)
(римский император, 218-222)
   Имя его (иногда в форме - Гелиогабал) происходит от имени сирийского бога Солнца, жрецом которого он состоял в Эмесе. Бабка Элагабала Юлия Меза, сестра которой Юлия Домна была женой императора Септимия Севера, используя влияние при дворе, смогла убедить всех, что Элагабал - сын императора Каракаллы; пятнадцатилетний мальчик был провозглашен императором. Он пытался сделать сирийского бога Солнца общеримским богом, поэтому священный метеорит из Эмесы был установлен в специально выстроенном храме на Палатинском холме. Кроме того, Элагабал ввел ритуалы неслыханной порочности, превзошедшие все известные ранее в столице. Оставив государственные дела бабке и матери, он посвятил остаток своей короткой жизни сумасбродствам и разврату и стал жертвой запутанных интриг.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   римский император с июня 218 г. по март 222 г., сын Юлии Соемии (Soaemias), внук Юлии Мезы (Moesa), родной сестры Юлии Домны, жены императора Септимия Севера. Соемия была замужем за сирийцем Секстом Варием Марцеллом, и ее сын носил сперва имя Авита Вария Бассиана, а затем уже принял имя Марка Аврелия Антонина, выдаваемый матерью и бабкой за незаконного сына императора Антонина Каракаллы. После гибели этого последнего, когда на престол вступил Макрин, Соемия с матерью и сестрой Юлией Мамеей поселились в Эмезе. Здесь сын Соемии был посвящен в главные жрецы бога солнца, Эл(а)-Габала. Красивый мальчик в пышном жреческом одеянии нравился сирийским легионам, и благодаря золоту и интригам бабки он был ими провозглашен императором, едва достигнув 14 лет от роду. После победы над полководцем Макрина, Юлианом, а затем и над самим Макрином Г. направился в Рим. По дороге к столице он уже проявил свое самовластие - результат воспитания в духе восточного деспотизма: не ожидая сенатского решения, он принял титулы Pius Felix Proconsul tribunicia potestate. Сенат при нем был совершенно унижен включением в его состав массы азиатов; магистратура сделалась достоянием вольноотпущенников и слуг. Официальной римской религии был нанесен сильный удар введением культа сирийского солнечного бога, в честь которого был выстроен храм на Палатине. Здесь были собраны самые священные для римлян предметы, как то: палладиум, анцилии (щиты Салиев), огонь Весты и др., которым теперь пришлось отступить на второй план перед изображением черного камня, обозначавшего солнечного бога. Здесь император, называвший себя sacerdos amplissimus dei invicti Solis Elagabali, каждый день совершал богослужение, в сирийском костюме, с подведенными глазами и бровями, с набеленными и нарумяненными щеками, в присутствии всех должностных лиц Рима. В заключение император исполнял священный танец под аккомпанемент инструментов и пение хоров девушек, сопровождавших гимны оргиастическими телодвижениями и верчением вокруг алтарей. Не довольствуясь обыкновенными религиозными церемониями, Г. устроил торжественное венчание своего бога с привезенной из Карфагена богиней Танитой (Астартой). Личная жизнь императора была сплошным развратом: он хвалился, что ни одна продажная женщина не имела столько любовников, сколько он; угрожаемый гибелью, он ни о чем другом не просил, как о сохранении жизни себе и своему Гиероклу. Безумства мальчика-императора заставили его бабку позаботиться о доставлении престола второму внуку, Алексиану, сыну Мамеи, являвшемуся полной противоположностью Г. Юлия Меза добилась того, что Алексиан был сделан цезарем и соправителем, а когда обнаружилось, что Г. замышляет на его жизнь, солдаты подняли мятеж против императора и убили его вместе с матерью.
   С. Степанов.
   (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ЭЛАГАБАЛ
218 - 222 гг. Элагабал (218—22 гг.) родился в 204 г. Вскоре после убийства Каракаллы в 217 г. мать императора, Юлия Домна, покончила с собой, но ее сестра Юлия Мэса, вдова консула Юлия Авита, решила свергнуть Макрина. Он приказал ей удалиться в сирийский город Эмесу и тем самым создал превосходные предпосылки для восстания. Ее дочь Юлия Соэмиада вышла замуж за Вария Марцелла, который после успешной карьеры всадника был удостоен сенаторского ранга. Их четырнадцатилетний сын Варий Авит Бассиан (последнее имя принадлежало семье, из которой происходил и Каракалла) по семейной традиции был жрецом культа бога солнца Эл-Габала (проявление главного семитского божества Эла) в Эмесе и отличался привлекательной внешностью, что помогала ему исполнять культовые церемонии с театральным блеском. Римские легионеры гарнизона Рафней были покорены щедростью Юлии Мэсы. Командир легиона Публий Валерий Комазон ночью привез мальчика в лагерь, а на рассвете (благоприятный момент для жреца бога Солнца) 16 мая 218 г. его провозгласили императором как Марка Аврелия Антонина —мальчику дали имена Каракаллы и объявили его сыном. За этим последовал переход войск от непопулярного Макрина на сторону нового императора. Его армия под командованием евнуха Ганниса 8 июня одержала решающую победу в сражении при Антиохии. Вскоре Макрин был убит, а Элагабал стал отсчитывать свое правление от даты сражения, принесшего ему победу. В письмах из Антиохии в Рим своим советникам и советникам своего предшественника он сообщил о принятии императорских титулов и позаботился о том, чтобы сделать примирительные жесты. Сенат должным образом утвердил его восшествие на престол, признал его сыном Каракаллы и обожествил последнего (хотя на самом деле сенаторы ненавидели Каракаллу). Были выпущены монеты в честь нового бога (DIVO ANTONINO MAGNO) и обожествленной Юлии Домны (DIVA IVLIA AVGVSTA), а также в честь нового императора, Юлии Мэсы и Юлии Соэмиады. В августе последние трое отплыли в Вифинию и провели зиму в Никомедии. Там причудливые восточные религиозные обряды Элагабала посеяли страх, и во время бурных волнений евнух Ганнис был убит. Медленно продвигаясь на запад, императорская семья достигла Рима в начале осени 219 г. Воцарившись в столице, они принялись раздавать важнейшие должности своим сирийским сторонникам (многие из них не принадлежали к сенаторскому сословию). Один из сирийцев, Комазон, стал сопрефектом претория (а впоследствии —префектом города) и правил страной вместе с Юлией Мэсой, которая стала самой влиятельной женщиной в истории Империи. Перед ними стояла трудная и деликатная задача, поскольку юный император проявлял рискованную независимость в личных и религиозных пристрастиях. Его сексуальные наклонности создали ему дурную славу, поскольку он, очевидно, был пассивным гомосексуалистом. Римская общественность привыкла к императорам, которые увлекались молоденькими мальчиками —обычно это пристрастие дополняло их гетеросексуальную жизнь. Хорошо известно, что Нерон предпочитал мужчин старше себя, хотя любил и женщин. Но Элагабал являл собой полную противоположность и был единственным, кто открыто позволял себе крайности. Если многочисленные подробности из Historia Augusta можно счесть сомнительными, то Диону Кассию, сенатору той эпохи, вполне можно доверять, когда он сообщает, что любимым «мужем» императора был Гиерокл, белокурый раб из Карии. Согласно Диону Кассию, Элагабал также имел обыкновение «становиться нагишом в дверях своих дворцовых покоев и, подражая шлюхам, трясти занавесом, сплетенным из золотых колец, и петь для проходивших нежным чувственным голосом». Геродиан отмечал, что император появлялся в общественных местах с накрашенными глазами и нарумяненными щеками, чем только портил свою естественную красоту. Столь эксцентричное поведение побудило Юлию Мэсу по указке советников —чтобы опровергнуть дурные слухи — устроить просмотр невест из числа непорочных римских красавиц аристократического происхождения. Один из источников тех времен сообщает, что за короткое царствование Элагабал сменил не менее пяти жен. Монеты позволяют уверенно говорить лишь о трех женах —все они удостоились титула Августы и изображались непременно в образе «Гармонии» (CONCORDIA). Первой женой (в 219—20 гг.) была Юлия Корнелия Паула. Второй женой стала Аквилия Севера, со скандалом освобожденная от обета весталки. Очень скоро, однако, Элагабал отрекся от нее и женился на Аннии Фаустине из дома Марка Аврелия. Но этот союз тоже длился недолго (220—21 гг.), после чего он вернулся к Севере. Однако быстрая смена императриц не могла скрыть тот факт, что сексуальные интересы юноши были полностью ориентированы на мужчин. Еще большее беспокойство вызывал религиозный фанатизм Элагабала. Во времена царствования Септимия Севера культ Солнца постепенно вытеснил пантеон римских богов. Но Элагабал пошел дальше. Он отмел все традиции в стремлении установить в римской имперской теологии собственную, эксцентричную версию культа солнца. Этот необычный КорольСолнце принес свой восточный культ солнца в столицу и возвел его на вершину римской религии, потеснив даже Юпитера. Он женился на весталке Севере, чтобы заключить союз двух культов (по его представлениям, от этого брака должны были родиться «солнцеподобные дети»), и с той же целью провозгласил богиню Минерву женой бога Эл-Габала. Солнечному божеству из Эмесы, идолом которого был фаллической формы метеорит, построили грандиозный храм на восточном склоне Палатинского холма. Его основание сохранилось по сию пору; а на медальонах более поздних времен изображены его огромные ворота и ступени монументальной лестницы (впрочем, впоследствии это святилище использовалось для иных целей). От названия культа происходит и имя самого императора, так как по восточному обычаю верховного жреца отождествляли с богом, которому он служил. В качестве обряда посвящения Элагабал произвел обрезание себе и своим приближенным. Сохранилось свидетельство Геродиана о плясках императора вокруг алтаря Эл-Габала под звуки цимбал и барабанов, на которых играли сирийские женщины. Сенаторам и всадникам надлежало присутствовать на этой церемонии. Бог Солнца занимал отныне центральное место в самом пышном ежегодном римском празднестве, приуроченном ко дню летнего солнцестояния. Далее Геродиан сообщает: «Он установил солнечного идола на колесницу, сплошь отделанную золотом и драгоценными каменьями, и вывез его за пределы столицы, проехав по предместьям города. Колесницу тянули шесть огромных белых, без единого пятнышка, коней в дорогой золотой сбруе с богатой отделкой. Никто не правил упряжкой, никого не было в самой колеснице; получалось, будто бог сам правит колесницей. Элагабал бежал перед колесницей спиной вперед, непрерывно глядя в лицо богу и придерживая поводья. Так он и проделал весь путь, заглядывая в лицо своему богу». Этот сюжет нашел отражение в чеканке монет, на которых юный правитель назван «Непобедимым» и «Верховным Жрецом «, «Жрецом Бога-Солнца Эл-Габала» (SACERDas DEI SOLIS ELAGABe//); на другой монете, выпущенной в Антиохии, изображена триумфальная колесница, запряженная четверкой лошадей под четырьмя балдахинами, везущая священный конический камень, увенчанный римским орлом. Сексуальные отклонения и религиозные пристрастия юного императора настолько встревожили Юлию Мэсу, что она сочла его плохим союзником, от которого лучше избавиться. Его мать, Соэмиада, была столь же безнадежно увлечена солнцепоклонничеством, и потому Мэса обратила взор к своей второй дочери, Юлии Авите Мамее, и ее тринадцатилетнему сыну Алексиану. Этим двум женщинам удалось убедить Элагабала объявить Алексиана цезарем под тем предлогом, что теперь он сможет больше времени уделять своим религиозным обязанностям. Так Алексиан был возведен в ранг Цезаря под именем Александра. Когда вскоре Элагабал изменил свою точку зрения и попытался устранить Алексиана, Мэса и Мамея расстроили планы императора и, в свою очередь, привлекли на свою сторону преторианскую стражу. 11 марта 222 г. Элагабал и его мать Соэмиада были убиты, их тела проволокли по улицам Рима и сбросили в Тибр; большую часть их приближенных также ожидала смерть. Эмесский бог, этот черный каменный идол, был отправлен обратно в родной город, где поклонение ему ничуть не уменьшилось за четыре года его пребывания в Риме.

Источник: Римские императоры. Биографический справочник правителей Римской империи 31 г. до н. э.— 476 г. н. э.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Проблемы изучения личности императора Элагабала и кризиса системы принципата

Гусев К.Д.
В статье рассматривается время правления римского императора Антонина Элагабала (218-222 гг.), предпринимается попытка рассмотрения личных качеств принцепса с точки зрения норм соответствующей исторической эпохи.