ЭЛЕГИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Элегия
греч. elegeia) – 1) жанр лирической поэзии, стихотворение грустного содержания; 2) вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ЭЛЕГИЯ
(лат. elegia — жалобный напев флейты) — 1) жанр лирической поэзии — стихотворение грустно-го содержания, написанное дистихом; 2) вокальная или инструментальная музыкальная пьеса, задумчивого, пе-чального характера.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ЭЛЕГИЯ
жанр лирической поэзии. В ранней античной поэзии – стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Коллимах, Овидий) – стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночестве, бренности земного бытия, определенную риторичность в изображении эмоций. Классический жанр сентиментализма и романтизма. Так же называется вокальная или инструментальная пьеса задумчивого, печального характера.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЭЛЕГИЯ
греч. elegeia, от elegos – жалобная песня), медитативный вид лирики, в котором описание идеального пейзажа или рассуждение лирического героя (в форме первого лица) выражает сентиментальный взгляд на сущность человеческих отношений или природу поэтического творчества, на судьбу человека вообще, мироустройство или устройство общества.
Элегия возникла в античной Греции и была жанром дидактической поэзии, посвященным общественным темам, политическим вопросам. В поэзии античного Рима она стала жанром преимущественно любовной лирики (отдельные стихотворения у Катулла, ранний цикл стихов у Овидия). Античную поэты при сочинении произведений элегий использовали форму элегического дистиха. В таком виде ее копировали латиноязычные поэты позднего Средневековья и эпохи Возрождения. Обращались к жанру и поэты-классицисты; в России 18 в. – В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, А. А. Ржевский, М. М. Херасков. Расцвет элегии приходится на эпоху романтизма: в Англии – Т. Грей, в Германии – И. В. Гете, во Франции – А. Шенье. В России родоначальником элегий был В. А. Жуковский, его элегии «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» состоят из двух частей: в первой описывается природа, а во второй – навеянное пейзажами рассуждение. Эту структуру поначалу воспроизводят элегии А. С. Пушкина («Деревня»), но он быстро преодолевает ее («Погасло дневное светило…», «Редеет облаков летучая гряда…», «К морю»). В элегиях середины 19 в. «природная» часть обычно редуцирована («Элегия» Н. А. Некрасова). С этого времени термин «элегия» теряет жанровую определенность.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Элегия
от греч. elegos - жалобный напев флейты)
   жанр стихотворного произведения, выражающего печальное, задумчивое или мечтательное настроение. Э. возникла у греков в VII в. до н.э. из оплакивания усопших; в этом жанре писали Тиртей, Солон, Мимнерм, Каллин, Феогнид, Фокилид, Симонид и др. поэты. Первоначально э. пели или декламировали под аккомпанемент флейты, затем - просто декламировали. Основоположником рим. э. был Галл Гай Корнелий (69 - 26 до н.э.). Темы его э. - любовь, счастье, муки любви. Мастерами рим. э. были Тибулл, Проперций и Овидий.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   в антич. поэзии понятие, в к-рое входили произв., написанные элегич. дистихом и первонач. исполнявшиеся в сопровождении флейты. Жанр Э. возник в Ионии, и само слово малоазийского происхождения восходит к обозначению либо погребальной заплачки, либо тростника, из к-рого изготовлялась флейта. В любом случае Э. рано освободилась от связи с культом и стала использоваться для самовыражения личности. В Э. проникли мотивы назидания и призывы к согражданам (Тиртей, Солон, Феогнид), оценка окружающей действительности (Архилох), любовное чувство (Мимнерм). В эпоху эллинизма любовная Э. насыщается мифолог, материалом (Филет, Гермесианакт) либо приобретает чисто мифолог.-повеств. характер (Каллимах). На рим. почве широкое распространение получила любовная Э. в соединении с мифолог, ученостью. В твор-ве Тибулла, Проперция, Овидия Э. стала средством для создания образа влюбленного поэта и излияния его чувств. Впрочем, в Э. Овидия периода его ссылки осн. место заняли реал, жизненные мотивы.
   В.Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ЭЛЕГИЯ
скорбная песнь. Э., видимо возникла в ионийской М. Азии из оплакивания усопших; первонач.7 Э. пели в сопровождении игры на флейте или декламировали, позднее — произносили. Их метрич. форма — дистих (гекзаметр с последующим пентаметром). Наиболее древ. греч. Э.(7 — 6/5 вв. до н.э.) исполнялись на пирах, им присуще тематич. разнообразие: призывы к борьбе и напоминание об аристократич. сословном сознании (Каллин, Феогнид), размышления о мировом и гос. порядке (Солон), а также о человеч. жизни, мифы, любовь (Мимнерм), житейская мудрость (Фокилид), философское учение (Ксенофан). В 5 в. до н.э. Э. использовались реже (Симонид, Э.-посвящения, Ион из Хиоса, поэзия пиршеств), но в эллинизме вновь достигли большого значения среди малых лит. форм. Худож. образцом считалась «Лида» Антимаха (объед. различ. мифов о несчастной любви). Эллинистич. Э. создавались для избранных кругов лит. знатоков; для них хар-рны поиски нового в языке и содержании; темой явл. легенды, сказки, любовь; ссылки на политику и обществ. жизнь отсутствуют; в форме заметно стремление к худож. совершенству (Каллимах, Филет, Гермесианакт). Хар-рной особенностью рим. Э. явл. субъективные любовные переживания как цент. мотив; нередки сентиментал. изображ. печалей и радостей любви, возлюбл. часто даются псевдонимы. Э. собирались в сборниках. После первых опытов при неотериках (Катулл) творцом рим. Э. считался К. Галл. Темами его Э. были счастье, мучения и всесилие любви. После него Тибулл воспевал нравств. ценность идеальной любви и независимую, только любви посвящ. жизнь. У Проперция наряду с любовной темой появл. также нац. материал, легенды об основании Рима (4 книги), его разработкой Проперций продолжает эллинистич. традиции. Этот вид элегич. поэзии развивается в «Фастах» Овидия. Любовную тему он освещает в «Песнях любви», язык и форма делают их шедевром мировой лит-ры. Последними произв. античности в этом жанре стали Э. Максимиана (ок. 550); в средневековье они были популярным школьным чтением. Позже под Э. стали понимать грустные стихи. От короткой Э. часто трудно отличить эпиграмму.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Элегия
(греч. elegos — скорбная песнь; elegeion, elegeia — стихотворение в дистихах). Э., видимо, возникла в ионийской М. Азии из оплакивания усопших; первоначально Э. пели в сопровождении игры на флейте или декламировали, позднее — произносили. Их метрич. форма — дистих (гекзаметр с последующим пентаметром). Наиболее др. греч. Э. (7–6/5 вв. до н. э.) исполнялись на пирах, им присуще тематич. разнообразие: призывы к борьбе и напоминание об аристократич. сословном сознании (Каллин, Феогнид), размышления о мировом и государств, порядке (Солон), а также о человеч. жизни, мифы, любовь (Мимнерм), житейская мудрость (Фокилид), философское учение (Ксенофан). В 5 в. до н. э. Э. использовались реже (Симонид, Э. — посвящения, Ион из Хиоса, поэзия пиршеств), но в эллинизме вновь достигли большого значения среди малых лит. форм. Художеств, образцом считалась «Лида» Антимаха (объединение различных мифов о несчастной любви). Эллинистич. Э. создавались для избранных кругов лит. знатоков; для них характерны поиски нового в языке и содержании; темой являются легенды, сказки, любовь; ссылки на политику и обществ, жизнь отсутствуют; в форме заметно стремление к художеств, совершенству (Каллимах, Филет, Гермесианакт). Характерной особенностью рим. Э. являются субъективные любовные переживания как центральный мотив; нередки сентиментальные изображения печалей и радостей любви, возлюбленным часто даются псевдонимы. Э. собирались в сборниках. После первых опытов при неотериках (Катулл) творцом рим. Э. считался К. Галл. Темами его Э. были счастье, мучения и всесилие любви. После него Тибулл воспевал нравств. ценность идеальной любви и независимую, только любви посвящ. жизнь. У Проперция наряду с любовной темой появляется также нац. материал, легенды об основании Рима (4 книги), его разработкой Проперций продолжает эллинистич. традиции. Этот вид элегич. поэзии развивается в «Фастах» Овидия. Любовную тему он освещает в «Песнях любви», язык и форма делают их шедевром мировой литературы. Последними произведениями античности в этом жанре стали Э. Максимиана (ок. 550); в средневековье они были популярным школьным чтением. Позже под Э. стали понимать грустные стихи. Из Э. нового времени следует упомянуть «Римские элегии» Гете. От короткой Э. часто трудно отличить эпиграмму.

Источник: Словарь античности. 1989

ЭЛЕГИЯ
   • Eleg?a,

         ??? ?????????, позже ? ????????, род лирической поэзии. ????????? означает двустишие, соединение гекзаметра и пентаметра, и под ??? ????????? или ? ???????? греки понимали всякое написанное двустишиями стихотворение, без всякого отношения к содержанию. Поэтому в греческой Э. не следует искать нынешнего значения печальной песни, хотя слово ???????? (неизвестной этимологии), которое положено в основу слова ????????, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Но т. к. Э. сначала не пелась, но читалась нараспев, то является вопрос, каким образом Э., не имевшая первоначально ничего общего с ????????, получила от него свое имя. Э. образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос; она была первым робким шагом от эпоса к лирике; в ней поэт, скрывающийся в эпической поэзии за самым сюжетом, взятым из прошлого, выступает сам со своими желаниями и чувствами и затрагивает настоящее. Но до свободного, высокого полета мыслей, который царил в развившейся лирике, элегики не поднимались; сюжеты, в которых они вращались, не охватывающие, как у эпиков, величественной картины жизни народов и великих катастроф целых племен, но избранные из ближайшей окружности, из отечества во более узком смысле, все еще настолько пленяли душу поэта, что его индивидуальность могла играть только второстепенную роль. Этому соответствует и близкое родство элегического двустишия с эпическим метром. Также и по языку и диалекту Э. примыкает к эпосу; в ней господствует, с небольшими отступлениями, эпически-ионический диалект. Можно различить три периода в элегической поэзии по племенам, которые ею занимались. Первое начало принадлежит ионийцам, за ними последовали аттики и в заключение явились александрийцы. Основателем Э. у греков считался обыкновенно Каллин Эфесский ок. ол. 1 (776 до Р. X.) или, по мнению других, несколько позже. О жизни его нам не известно ничего; до нас дошла еще от него одна Э. воинственного характера, в которой он пробуждает своих вялых соотечественников к мужественной борьбе против врагов. Вероятно, и его остальные Э. имели воинственный или политический характер, как Э. его ближайших последователей, Тиртея, Солона, Феогниса и отчасти Архилоха (см. Iambographi, Ямбографы), Мимнерма, Ксенофана. К древнейшим элегическим поэтам принадлежит также Асий Самосский, бывший вместе с тем и эпиком (см. Parodia, Пародия). Политическая Э. любила вставлять краткие изречения (гномы, сентенции) политического и мифического характера, как добытые результаты житейской мудрости; поэтому вышеназванные поэты, как Солон, Феогнис и Ксенофан, называются также гномическими поэтами. Со временем Э. удалилась от политической жизни в более скромный круг частной жизни, вследствие чего потом возникла симпотическая (застольная), эротическая (любовная) и френетическая (печальная) Э. Начатки симпотической Э. видны уже у Архилоха, френетическую особенно развил Симонид Кеосский, эротическую Мимнерм. Предшественником александрийского искусства был Антимах; особенно выдавались Александр Этолийский, Гермесинакт, Фанокл, Эратофен, Филета и Каллимах. Э. сделалась более ученым родом поэзии и имела большое влияние на римскую Э., особенно на Проперция. Э., особенно политические, читались отчасти в больших публичных собраниях, но большинство — на праздничных пирушках (симпосиях). На последних громкому, живому чтению предшествовала игра на флейте, и тою же игрою оно прерывалось время от времени. В позднейшие времена, вероятно, френетические Э. сочинялись для пения с аккомпанементом флейт. Лучшее собрание фрагментов греческих элегиков: Bergk, poet. lyr. Graeci, p. II (4-e изд., 1882); Хрестоматия; Schneidewin (1838) и в Антологиях Stoll´я и Buchholz´a. В Риме Э. особенно процветала во времена после Республики. Катулл первый между элегиками, за ним следует Корнелий Галл; особенно выдаются Тибулл, Проперций и Овидий, и еще в 1 в. от Р. X. Э. была модным родом поэзии. Особенно процветала эротическая Э.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Мотивы и образы в метафизических элегиях О. Седаковой («Элегия липе», «Элегия осенней воды») и С. Ке

Тальских Т.С.
Статья посвящена рассмотрению метафизических мотивов и образов в элегиях О.А. Cедаковой («Элегия осенней воды», «Элегия липе») и С. Кековой («Январская элегия»).
Читать PDF
0.00 байт

Элегия жизни Варвары Гайгеровой

Лушникова Елена Николаевна
Статья посвящена жизненному пути и творчеству московского композитора В. Гайгеровой (1903-1944).
Читать PDF
0.00 байт

«я вас любил. . . » и русская элегия ХVIII века: реконструкция лирического сюжета в аспекте жанровой

Калашников Сергей Борисович
Читать PDF
0.00 байт

Элегия Альфреда Теннисона «Умирающая лебедь» в русских переводах XIX В. : опыт сопоставительного ана

Чернин Владимир Константинович, Жаткин Дмитрий Николаевич
Впервые осуществлен сопоставительный анализ переводов элегии А. Теннисона «Умирающая лебедь» на русский язык, выполненных в 1870-1890-х гг. Е. Е., П. Васильевым, И. Погорелиным и О. Н.
Читать PDF
0.00 байт

«V-я римская элегия Гете» в переводе А. Н. Яхонтова

Константинова Светлана Леонидовна
В статье проводится сопоставительный анализ трех переводов V «римской» элегии Гете, выполненных в 1839 г. А.Н. Струговщиковым, в 1842 и 1860 гг. псковским литератором А.Н. Яхонтовым.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование метафизического стиля в поэзии И. Бродского: «Большая элегия Джону Донну»

Снегирев Илья Александрович
В статье анализируется «Большая элегия Джону Донну» И. Бродского и связанный с ней вопрос о влиянии Донна на творчество Бродского до 1964-го года.
Читать PDF
0.00 байт

Элегия: затянувшееся послесловие к истории жанра

Толстогузова Елена Вадимовна
Рассматривается проблема элегического сценария, который в XIX веке переживает несколько ключевых реализаций.
Читать PDF
0.00 байт

Дружеское послание и элегия в 1810-1820-х годах: к вопросу о взаимовлиянии жанров

Богданович Елена Владимировна
Статья посвящена актуальному для поэтики русской лирики начала XIX века вопросу о взаимодействии двух ведущих жанров эпохи: элегии и послания.
Читать PDF
0.00 байт

Элегия и стихотворный фельетон в русской поэзии середины XIX века

Румянцева Виктория Николаевна
В статье рассматривается проблема взаимосвязи двух стилистически полярных жанров стихотворного фельетона и элегии; выявляются два аспекта проблемы: 1) пародийное исполь9 зование (перепев) элегии для усиления комического эффекта фе
Читать PDF
0.00 байт

Элегия в ранней лирике Я. П. Полонского и А. А. Блока

Назарова И. С.
Исследуются особенности элегии в творчестве Я.П. Полонского и А.А. Блока. Жанр рассматривается с учетом творческой эволюции поэтов и в контексте литературного процесса.
Читать PDF
0.00 байт

Любовная элегия А. Де Бертена

Пинковский Виталий Иванович
На примере творчества А. де Бертена в статье рассматриваются основные черты французской любовной элегии XVIII века.
Читать PDF
0.00 байт

Элегия К. Н. Батюшкова «Дружество» и ее контекст

Колесова С. Н.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу исследования жанровой системы лезгинской поэзии второй половины XX века. Элегия

Темирханова Гюльнара Бейбалаевна
В статье прослеживается путь развития элегии лезгинской поэзии второй половины XX века, рассматриваются ее истоки и возникновение, спад и возрождение жанра в связи с историческими и общественными условиями.
Читать PDF
0.00 байт

Аллюзия и реминисценция в рукописях романа Ф. М. Достоевского «Подросток» (элегия В. А. Жуковского «

Тарасова Наталья Александровна
В статье исследуются интертекстуальные связи в рукописном и печатном тексте романа Ф. М. Достоевского «Подросток» — на примере анализа аллюзии на элегию В. А.
Читать PDF
0.00 байт

Фольклор и современная мордовская элегия

Налдеева Ольга Ивановна, Девяткина Татьяна Петровна
В статье проанализирована проблема взаимоотношений устного творчества мордовского народа и современной элегии.

Похожие термины:

  • ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ДИСТИХ

    двустишие из гекзаметра и пентаметра («пятимерника», т. е. гекзаметра с усечениями а середине и в конце стиха) – размер античных элегий, эпиграмм, некоторых видов эпоса.
  • КИНОТ (траурные элегии)

    Печальные песни, траурные элегии или оплакивание в стихотворной форме. В Библии приводится К. Давида на смерть Шаула и Ионатана. Особые К., произносимые в Девятый день месяца Ав*, оплакивают разруше