стихия, первоначальное вещество – составная часть сложного целого. В античной философии – одна из основных частей природы: вода, земля, огонь, воздух. Человек, личность как члене какой-нибудь социальной группы, например чуждый Э., посторонний Э.
ЭЛЕМЕНТ
ЭЛЕМЕНТ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЭЛЕМЕНТ
первонач. вещество, составная часть. 1) В философском смысле понятие «Э.» стало употребляться уже досократиками, хотя они называли его иначе. Под ним понималась простейшая, неразложимая дальше составная часть всех тел. Фалес видел Э. в воде, Анаксимен — в воздухе, Гераклит принимал за Э. огонь, воду и землю. Основателем учения об Э. считается Эмпедокл, сам он называл их корнями или основными Э., за к-рые принимал огонь, воду, воздух и землю. У Анаксагора Э. назыв. гомео-мериями, у атомистов (представитель к-рых Лукреций впервые употребил слово «Э.») ими явл. атомы. Платон рассматривал 4 Э., различавш. по геометрич. форме; аналогич. взгляды развивали пифагорейцы. Учение об Э. Аристотеля, предусматр. не имеющую кач-ва праматерию, из к-рой создаются составные части, сохранило свое значение в алхимии. Четырех Э. придерживались также стоики. Во мн. отношениях учение об Э. оказало положит. влияние на развитие химич. науки. 2) Назв. мн. трудов, в к-рых математики обобщали знания своей науки, наиболее значит. из них были «Элементы» Евклида, оттеснившие более ранние произв. подобного рода и оставш. эталоном для после-дующих работ.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Элемент
(лат. elementum — первоначальное вещество, составная часть).
1. В философском смысле понятие «Э». стало употребляться уже досократиками, хотя они называли его иначе. Под ним понималась простейшая, неразложимая дальше составная часть всех тел. Фалес видел Э. в воде, Анаксимен — в воздухе, Гераклит принимал за Э. огонь, воду и землю. Основателем учения об Э. считается Эмпедокл, сам он называл их корнями (rhizai) или основными Э. (stoicheia), за которые принимал огонь, воду, воздух и землю. У Анаксагора Э. называются гомеомериями, у атомистов (представитель которых Лукреций впервые употребил слово «Э.») ими являются атомы. Платон рассматривал 4 Э., различавшиеся по геометрич. форме; аналогичные взгляды развивали пифагорейцы. Учение об Э. Аристотеля, предусматривавшее не имеющую качества праматерию, из которой создаются составные части, сохранило свое значение в алхимии. Четырех Э. придерживались также стоики. Во многих отношениях учение об Э. оказало положительное влияние на развитие химич. науки.
2. Назв. мн. трудов, в которых математики обобщали знания своей науки, наиболее значительными из них были «Элементы» Евклида, оттеснившие более ранние произведения подобного рода и оставшиеся эталоном для последующих работ.
1. В философском смысле понятие «Э». стало употребляться уже досократиками, хотя они называли его иначе. Под ним понималась простейшая, неразложимая дальше составная часть всех тел. Фалес видел Э. в воде, Анаксимен — в воздухе, Гераклит принимал за Э. огонь, воду и землю. Основателем учения об Э. считается Эмпедокл, сам он называл их корнями (rhizai) или основными Э. (stoicheia), за которые принимал огонь, воду, воздух и землю. У Анаксагора Э. называются гомеомериями, у атомистов (представитель которых Лукреций впервые употребил слово «Э.») ими являются атомы. Платон рассматривал 4 Э., различавшиеся по геометрич. форме; аналогичные взгляды развивали пифагорейцы. Учение об Э. Аристотеля, предусматривавшее не имеющую качества праматерию, из которой создаются составные части, сохранило свое значение в алхимии. Четырех Э. придерживались также стоики. Во многих отношениях учение об Э. оказало положительное влияние на развитие химич. науки.
2. Назв. мн. трудов, в которых математики обобщали знания своей науки, наиболее значительными из них были «Элементы» Евклида, оттеснившие более ранние произведения подобного рода и оставшиеся эталоном для последующих работ.
Источник: Словарь античности. 1989