Елена

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Елена

сост. опис. юбилея Марии, игум. Серафимо-Дивеев. монаст., монахиня (1887).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Елена

Елена - дочь Ростислава Владимировича, князя Перемышльского. С 1160 г. - жена польского короля Болеслава IV Кудрявого.

Источник: Биографический словарь. 2008

ЕЛЕНА
царица Адиабены, сестра и жена царя Адиабены Монобаза I. Приблизительно в 30 году нашей эры вместе со своим сыном Изатом перешла в иудаизм. Трижды принимала обет назорейства. Вторую половину своей жизни провела в Иерусалиме.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

ЕЛЕНЬ
стар. дон.) - млекопитающееся, парнокопытное животное величиною с годовалого теленка; самцы обладают большими ветвистыми рогами. По русски - олень. В древности Е. часто встречался на берегах Дона и в Приазовье.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

ЕЛЕН
в греч. миф. сын Приама и Гекубы, обладающий пророч. даром. По одному из вариантов мифа, Е. и Кассанд-ра — близнецы, дар ясновидения они получают от свящ. змей в храме Аполлона (на Троянской равнине), где были забыты взрослыми во время празднества.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ЕЛЕНА
(ок. 224-327) – святая равноапостольная, Kонстантинопольская царица, мать святого императора Kонстантина. Много способствовала распространению христианства. В 325 г. предприняла путешествие в Палестину, где ею был найден гроб Иисуса Христа, над которым она построила церковь, и раскопан Крест, на котором был распят Христос, что положило начало празднику Воздвижения Kреста Господня. Память 6 (19) марта, 21 мая (3 июня).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Елена
в греческой мифологии дочь Зевса и Леды. Тесей и Пирифей похитили и увезли ее в Аттику. Она отвергла всех женихов и обручилась с Менелаем. В споре трех богинь за яблоко была обещана Парису и увезена им в Трою. Все греческие цари и герои участвовали в войне, чтобы вернуть Елену. После гибели Париса она вернулась в Спарту. Образ Елены вдохновлял художников (Тьеполо, Тинторетто и др.), поэтов (Гете, Уайльд), музыкантов (Глюк, Оффенбах, Штраус).  

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ЕЛЕНА
героиня многих мифов, дочь Зевса и Леды, жены Тиндарея, и сестра Кастора, Полидевка и Клитемнестры. Она отличалась чарующей красотой и вышла замуж за спартанского царя Менелая, от которого имела дочь Гермиону. В отсутствие Менелая она была увезена Парисом в Трою, что послужило поводом к Троянской войне. После смерти Париса она вышла замуж за брата его Дейфоба, а после падения Трои примирилась с Менелаем и вместе с ним возвратилась в Спарту, где жила мирно и счастливо.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Елен
в греческой мифологии сын Приама и Гекубы, обладавший пророческим даром. Елен и Кассандра близнецы. Дар ясновидения они получили от священных змей в храме Аполлона (на Троянской равнине), где были забыты взрослыми во время празднества. Елен пытался отговорить Париса от путешествия за Еленой, так как знал, какие бедствия принесет этот брак Трое. После смерти Париса между Еленом и его младшим братом Деифобом разгорелся спор за руку Елены. Победу одержал Деифоб, и Елен удалился на гору Ида, где попал в плен к Одиссею. Последний вынудил Елена открыть ахейцам условия покорения Трои. По завершении Троянской войны Елен получил в жены Андромаху и царствовал с ней в Эпире до конца своей жизни.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Елена
в мифах древних греков спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Елены называли Зевса, матерью - Леду или Немесиду. В юности Елена была похищена Тесеем. После освобождения возвратилась в Спарту. Слух о красоте Елены распространился по всей Греции, и сватать девушку собирались несколько десятков знатнейших героев Эллады (Менелай, Одиссей, оба Аякса, Патрокл и др.). Земной отец Елены Тиндарей связывает всех претендентов на руку Елены общей клятвой оберегать честь ее супруга, после чего мужем Елены выбирается Менелай. Когда Елена, увлекшись красавцем Парисом, бежит с ним в Трою, связанные общей клятвой ахейские вожди отправляются за ней. С этого началась Троянская война, во время которой Елена помогает ахейцам. Однако Менелай после взятия города с мечом разыскивает Елену, чтобы казнить, но при виде жены, сияющей прежней красотой, выпускает меч из рук и прощает ее.

Источник: Исторический словарь

ЕЛЕНА
Русско-турецкая война, 1877—1878). Город в Болгарии, в районе которого 22 ноября 1877 г. произошло сражение между частями XI русского корпуса под командованием генерала Деллинсгаузена (22 тыс. чел.) и турецкими войсками под командованием Сулейман-паши (35 тыс. чел.). Воспользовавшись растянутостью линии фронта XI корпуса, Сулейман-паша создал в районе Елены ударную группировку, которая численно в несколько раз превосходила находившиеся здесь русские части. 22 ноября 1877 г. турки перешли в наступление и нанесли поражение Еленинскому отряду (5 тыс. чел.), который потерял более трети своего состава и был вынужден отступить. Захватив Елену, Сулейман-паша прорвал фронт XI корпуса и создал угрозу захвата Тырново — базы материального обеспечения российских войск. Взятие Елены нарушало связь между восточным (цесаревич Александр Александрович) и южным (генерал Ф.Ф. Радецкий) отрядами русских. Однако Сулейман-паша 23 ноября не продолжил наступление, что позволило цесаревичу Александру Александровичу (будущий император Александр III) перебросить сюда подкрепления. Они атаковали турецкие части и закрыли образовавшуюся брешь. Взятие Елены стало последним успехом турок в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. (см. Мечка).

Источник: Самые знаменитые войны и битвы России. 2002

Елена
(греч. Helene, лат. Helena), в греч. сказаниях прекраснейшая из женщин, дочь Зевса и Леды, сестра Диоскуров и Клитемнестры. Тесей и Пирифой похитили Е. и увезли в Аттику, но Диоскуры освободили ее. По совету Одиссея, который тоже сватался к Елене, многочисл. женихи поклялись признать ее выбор и всегда защищать ее. Е. обручилась с Менелаем и родила Гермиону. В споре трех богинь за яблоко Эриды Е. была обещана Афродитой Парису и увезена им в Трою. Верные своей клятве, все греч. цари и герои участвовали в Троянской войне, чтобы вернуть Е. После гибели Париса Е. стала супругой Деифоба. После падения Трои она возвратилась домой в Спарту. Е. воздавались божественные почести, по некоторым предположениям она считалась минойской богиней произрастания. Другая версия сказания о Е. изложена Стесихором (ее позднее придерживался Еврипид). По этой версии Парис увез с собой в Трою лишь тень Е., в то время как настоящая Е. после падения Трои была привезена Менелаем домой из Египта. Похвальное слово Горгия и Исократа Е. свидетельствует о притягательной силе этого образа, во все времена вдохновлявшего живописцев (Д. Тьеполо, Я. Тинторетто, И. Г. Тишбейн Старший, X. фон Маре), поэтов (К. Виланд, И. В. Гете, О. Уайльд) и музыкантов (К. Глюк, Ж. Оффенбах, Р. Штраус).

Источник: Словарь античности. 1989

ЕЛЕНА
в греч. миф. спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Е. антич. традиция назыв. Зевса, матерью — Леду или Немесиду. В юности Е. была похищена Тесеем и Пирифоем; она досталась по жребию Тесею, к-рый поселяет ее у своей матери Эфры в Афидне (по др. версии, в Трезене). В то время как Тесей и Пирифой отправл. в преисподнюю, чтобы добыть Персефону, Е. освобождают Диоскуры и возвращают в Спарту к своему земн. отцу и супругу Леды Тиндарею. Слух о красоте Е. распростр. настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собирается неск. десятков знатнейших героев всей Эллады (Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет, Патрокл, Протесилай и др.). Так как Тиндарей боится своим выбором обидеть остальных претендентов и вызвать их вражду к себе и будущему зятю, он по совету Одиссея связывает всех претендентов на руку Е. совмест. клятвой в дальнейшем оберегать честь ее супруга. После этого мужем Е. выбирается Менелай, вероятно, не без влияния его старш. брата Агамемнона, уже женат. на дочери Тиндарея Клитемнестре. От брака с Менелаем у Е. рожд. Гермиона. Когда спустя нек-рое время богиня Афродита, выполняя обещание, данное Парису — сыну троянск. царя Приама, приводит его в дом Менелая, Е., по наиболее распростр. версии, увлекается юным красавцем и, воспользовавш. отъездом супруга, бежит с Парисом в Трою, захватив с собой большие сокровища и мн. рабов. Менелай после взятия города разыскивает Е. с мечом в руках, чтобы казнить ее за измену ему как мужу. Но при виде жены, сияющей прежней красотой, он опускает меч из рук и прощает ее. Недалеко от Спарты было святилище Е., в самой Спарте находился свящ. платан Е. Под прозвищем Дендритис («древесная») Е. почиталась в Кафиях и на Родосе.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ЕЛЕНА
   • Hel?na,
         ?????,
       1. дочь Зевса (Ноm. Il. 3, 426) и Леды, жены лакедомонского царя Тиндарея или же дочь Леды и Тиндарея (Hdt. 2, 112), сестра Кастора и Полидевка, Клитемнестры, Тимандры и Филонои, прелестнейшая женщина своего времени. Девицею она была похищена Тесеем и увезена в Афидну, но освобождена своими братьями. Тиндарей (см. Tyndareus, Тиндарей) выдал ее за Менелая, царя спартанского. В отсутствие этого она похищается Парисом (см. Paris, Парис), сыном Приама, со многими сокровищами и увозится в Трою. Это делается поводом к Троянской войне. Ноm. Il. 3, 40 слл. 156 слл. В продолжение войны она находится в Трое, в качестве супруги Париса, и пользуется по причине своей красоты уважением и любовью Приама и троянцев (Ноm. Il. 3, 161 слл.), хотя она причиняет им ужасные бедствия; сама же она раскаивается в легкомыслии своей молодости и открыто сознается в своей вине. Il. 3, 139. 171 слл. Сердце ее склоняется на сторону ахейцев и тоскует о родине, о прежнем муже, о родителях и оставленной ею дочери Гермионе. Ноm. Od. 4, 260 слл. После смерти Париса она выходит за Деифоба, сына Приамова, что, кажется, предполагает и Гомер. Ноm. Od. 4, 276. 8, 517. При взятии Трои она помогает грекам и предает Деифоба в руки Менелая (Verg. Aen. 6, 517 слл.); затем, после восьмилетнего странствования, с Менелаем возвращается на родину, где еще несколько времени живет с ним в согласии и мире. Ноm. Od. 4. Здесь, в Ферапне, она имела могилу, общую с Менелаем (Paus. 3, 19, 9). По другому преданию, после смерти Менелая она была изгнана его сыновьями, бежала на остров Родос, где была повешена на дереве, почему родосцы воздвигли храм в честь Елены Дендритиды (?????????). После смети она, по преданию, продолжает жить на острове Левке, в супружестве с Ахиллеем. Елена представлена Гомером слабою, но не низкою женщиною; в молодости она поддалась прельщением сладострастия, но природное благородство ее души привело ее к раскаянию и разуму. см. также Proteus, Протей. О изображениях Елены в сказаниях и сочинениях греков ср. Lehrs. Popul. Aufs, aus dem Alterthum. ст. 1 слл.;
       2. дочь Париса и Елены;
       3. дочь Эгиста и Клитемнестры;
       4. мать императора Константина Великого, принявшая христианство;
       5. дочь Константина Великого и Фавсты, супруга Юлиана Апостата, 355 г. от Р. X., умерла в 360 г.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Елен (Гелен, Элен)
В греческой мифологии Елен - сын троянского царя Приама и Гекубы, брат-близнец Кассандры. Однажды во время праздника по случаю их дня рождения, который был устроен в храме Аполлона, Елен и Кассандра устали от игр и уснули в уголке, а их выпившие слишком много вина родители забыли про них и, пошатываясь, пошли домой. Когда Гекуба вернулась в храм, то увидела, что священные змеи лижут уши ее детей, и закричала от ужаса. Змеи тут же скрылись в куче лавровых ветвей, но с этого мгновения Елен и Кассандра стали обладать даром пророчества. Елен (как и Кассандра) пытался отговорить Париса от путешествия за Еленой, поскольку знал, какие бедствия этот брак принесет Трое. Он не раз давал своему старшему брату Гектору советы, которым тот охотно следовал. Елен был не только пророком, но и хорошим воином и мужественно сражался за родной город. Однако после смерти Париса между Еленом и его младшим братом Деифобом разгорелся спор за руку Елены; победу одержал Деифоб, поддержанный Приамом, и разгневанный Елен удалился на гору Ида, где попал в плен к Одиссею. Пообещав Елену сохранить его жизнь и не чинить ему вреда, Одиссей убедил троянского царевича открыть ахейцам условия, при которых они смогут завоевать Трою. По другой версии мифа, Елен сам перешел в греческий лагерь, желая отомстить Деифобу и отцу. Елен сообщил Одиссею, что Троя падет летом, если в лагерь ахейцев будет доставлена любая кость Пелопа, если в войну вступит Неоптолем, если в ней примет участие Филоктет с луком, подаренным его отцу Гераклом, а главное - если из цитадели будет похищена деревянная статуя Афины (палладий), поскольку, пока она в городе, стены цитадели разрушить невозможно. Некоторые утверждают, что именно Елен предложил ахейцам построить деревянного коня. Пророчества Елена полностью исполнились, и Троя пала. После взятия Трои Елен посоветовал Неоптолему не плыть морем, чтобы избежать гнева Афины и Посейдона, и они вместе направились во Фтию по суше, благодаря чему не погибли во время сильнейшей бури, обрушившейся у острова Эвбея на корабли ахейцев. По завещанию Неоптолема Елен получил в жены Андромаху и до конца своей жизни царствовал с ней в Эпире.
   (Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь)
   * * *
   В греческой мифологии - троянский царевич, сын Приама и Гекубы. По одному из вариантов мифа, Елен и Кассандра - близнецы, наделенные пророческим даром от священных змей в храме Аполлона, где они были забыты во время праздника. Елен безуспешно пытался отговорить Париса от похищения Елены. После смерти Париса между Еленом и Деифобом разгорелся спор за руку Елены. Победу одержал Деифоб. Раздосадованный Елен перешел в лагерь ахейцев. После взятия Трои Елен вместе с Неоптолемом по суше направляются во Фтию и благодаря этому избегают гибели во время морской бури. По завещанию Неоптолема Елен получает в жены Андромаху и царствует с ней до конца жизни в Эпире.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Елена
греч. Helene)
   в греческой мифологии дочь Зевса и Леды, известная своей красотой; избрала в мужья спартанского царя Менелая. Похищение Е. Парисом послужило, согласно мифу, причиной Троянской войны.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   дочь Зевса и Леды, супруги Тиндарея, сестра Диоскуров и Клитемнестры, считавшаяся прекраснейшей из женщин. В юности Е. была похищена Тесеем и Перифоем и досталась по жребию Тесею. Пока Тесей спускался в Аид за Персефоной, братья освободили Е. и вернули в Спарту. Руки Е. добивались несколько десятков героев (Менелай, Диомед, Аяксы, Патрокл, Протесилай, Сфенел и др.). Тиндарей по совету Одиссея предоставил выбор мужа самой Е. и взял у ее женихов клятву, что они признают избранного ею супруга и будут защищать его честь. Е. вышла замуж за спартанского царя Менелая и родила ему дочь Гермиону. Когда Парис с помощью Афродиты похитил Е. и увез ее в Трою, Менелай позвал на помощь всех связанных клятвой героев, и они начали Троянскую воину. (По другой версии мифа, Парис увез в Трою призрак Е., созданный Герой (или Зевсом), а сама Е. была перенесена Гермесом в Египет и во время войны скрывалась у Протея. На обратном пути из Трои Менелай нашел Е. и увез ее в Спарту.) После взятия Трои Менелай с мечом разыскивал Е., чтобы казнить за измену, но увидев ее, простил и увез домой. После смерти Менелая Е. была изгнана его сыновьями из Спарты и бежала на о-в Родос (вариант: в Тавриду). (По одному из преданий, после смерти Е. боги воскресили ее, и она стала женой Ахилла на о-ве Левка.)
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   Почти во всех источниках, в которых упоминается Елена, подчеркивается ее удивительная красота, в остальном же сведения о ней весьма противоречивы. Говорят, что Елена была дочерью Зевса и Леды, сестрой близнецов Кастора и Полидевка и сводной сестрой Клитемнестры; безусловно, она "вылупилась из золотого яичка", впрочем, по другой версии, земным отцом Елены был царь Тиндарей из Этолии. По словам Павсания, Елена вместе со своими братьями долгое время провела в Спарте. Представляется вероятным, что в Лаконии Елена была богиней еще в догреческий период, причем ее имя связывалось с птицами и деревьями; и Павсаний, в свою очередь, указывает на связь Елены с деревьями, а на острове Родос существовал культ Дерева-Елены. Та же самая ассоциация появляется в свадебном гимне Менелаю и Елене в "Идиллии" (XVIII) Феокрита. Ничего подобного нет в литературной традиции, начатой Гомером. Там Елена совершенно очеловечена. Она - жена Менелая из Спарты, похищенная Парисом (см. Суд Париса) и увезенная им в Трою, что послужило причиной продолжительной и кровавой Троянской войны. В "Илиаде" отсутствуют описания красоты Елены, но в книге (3) есть удивительно трогательный эпизод, когда старые троянцы соглашаются даже с войной, если в результате удастся сохранить Елену в Трое. В "Одиссее" она мирится с Менелаем и становится гостеприимной, погруженной в домашние заботы хозяйкой. В более поздних легендах рассказывается, что еще до замужества Елену похитил Тесей, но братья освободили ее, что со смертного ложа Елена была унесена, чтобы жить вечно с Ахиллом на "белом острове" в Черном море; и морализаторская нота превозносит предположение, что она - дочь не Леды, а Немезиды.
   Большинство не гомеровских деталей - это местные легенды и фольклор, но существует примечательный вариант поэта Стесихора, писавшего, что в Трою отправился только призрак, а настоящая Елена оставалась в Египте. К этому обращались Геродот и Платон (в "Федре"), этому следовал Еврипид в своей "Елене". Подобный мотив снова возникает в опере Гофмансталя - Р. Штрауса "Елена Египетская" и в поэме Сефериса "Елена":
...так много страданий, так много жизни,
присоединившейся к хаосу,
все из-за пустой туники, все из-за Елены.

   Еврипид в "Оресте" и "Троянках" придерживается традиционного взгляда и так же враждебен к Елене, как Эсхил в "Агамемноне". Это общее для греков отношение к Елене из-за несчастий, причиной которых она послужила. Риторики, как Горгий и Исократ, могли пространно высказываться в ее пользу, но это на самом деле только примеры упражнений в панегириках. Римляне: Вергилий, Овидий, Сенека - при упоминании Елены осуждали ее слабость. И, как можно было ожидать, она оказывается среди похотливых в смерче Дантова второго круга:
А там Елена, тягостных времен
Виновница...

   Елена приходит в легенду о Фаусте через гностическую мистику поздней античности, которая связывает ее с волшебником Симоном Магом. Для Гете она была символом всего идеализированного в эллинизме. В "Фаусте" (часть 2) она - Красота греческого идеала, который Гете надеялся соединить с немецким средневековым романтизмом.
   Шекспиров Троил, естественно, выдвигает романтическую защиту
   Греческой королевы, чья молодость и свежесть
   Посрамляют Аполлоновы и заставляют утро выглядеть несвежим.
   Но к концу этой жестокой пьесы скорее согласишься с Гектором, что "она не стоит того, во что обошлась".
   Елена - один из самых соблазнительных образов в изобразительном искусстве, особенно во времена эпохи Возрождения. Тинторетто, Рени, Тишбейн, Давид - в живописи, Росси, Пюже, Канова - в пластике оставили нам свое видение прекраснейшей из смертных.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   В греческой мифологии Елена - прекраснейшая из женщин, дочь Зевса и Леды (по другой версии - Немесиды), сестра Диоскуров и Клитеместры. Когда Елена была двенадцатилетней девочкой (а некоторые говорят, даже еще моложе), афинский царь Тесей и его друг царь лапифов Пирифой похитили ее, после чего по жребию она досталась в невесты Тесею. Предвидя, что афиняне не одобрят возникающей ссоры с грозными Диоскурами, Тесей отправил Елену в деревню Афидны к своему другу Афидну, наказав денно и нощно сторожить девочку и держать в тайне место ее пребывания. Через несколько лет, воспользовавшись отсутствием Тесея, который с Пирифоем отправился в царство мертвых (чтобы добыть Пирифою в невесты другую дочь Зевса - Персефону, жену Аида), Диоскуры разыскали сестру и вернули ее в Спарту к царю Тиндарею, своему земному отцу и супругу Леды.
   Когда Елена достигла брачного возраста, слух о ее красоте распространился настолько широко, что сватать девушку собрались несколько десятков царей и знатнейших героев всей Эллады (Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет, Патрокл, Протесилай и другие). Опасаясь своим выбором обидеть остальных претендентов и вызвать их вражду к себе и к будущему зятю, Тиндарей, по совету Одиссея, потребовал, чтобы они дали клятву оберегать в дальнейшем честь ее супруга. После этого мужем Елены стал самый богатый из ахейцев Менелай, сватом которого был его старший брат микенский царь Агамемнон, уже женатый на другой дочери Тиндарея - Клитеместре. От брака с Менелаем у Елены родилась Гермиона. Однако этот брак был обречен: задолго до замужества Елены, принося жертвы богам, Тиндарей случайно забыл об Афродите, которая поклялась в отместку сделать так, что три его дочери - Клитеместра, Тимандра и Елена - печально прославятся своими любовными изменами. Когда Афродита, выполняя данное троянскому царевичу Парису обещание, привела его в дом Менелая, Елена сразу увлеклась юным красавцем и, воспользовавшись отсутствием не отличавшегося большой наблюдательностью супруга, бежала с Парисом в Трою, оставив на попечение кормилицы свою девятилетнюю дочь Гермиону, но не забыв прихватить большую часть дворцовых сокровищ и много рабов. По другой версии мифа, Гермес по велению Зевса похитил Елену и перенес в Египет, где она жила под защитой мудрого старца Протея; а тем временем призрак Елены, созданный Герой (или, как говорят некоторые, Протеем) из облаков, был с Парисом послан в Трою с единственной целью - вызвать войну. Путешествие Елены с Парисом в Трою, по одной версии мифа, проходило без особых осложнений и заняло всего три дня, по другой - Гера наслала бурю, которая занесла корабль беглецов к берегам Финикии, по третьей - Парис, чтобы избежать погони, сознательно уплыл в противоположную от Трои сторону и долго находился с Еленой в Финикии и на Кипре. Прибыв, наконец, в Трою, Елена снискала симпатии пораженных ее божественной красотой троянцев, несмотря на бедствия, которые она навлекла на их город.
   Девятнадцать лет спустя, после гибели Париса на десятом году разгоревшейся из-за Елены Троянской войны, на ее руку стали претендовать братья Париса Елен и Деифоб. Несмотря на то что богам было угодно устроить брак между Парисом и Еленой, она порой вспоминала, что все еще является спартанской царицей и женой Менелая. Однажды ночью дозорный поймал Елену в тот момент, когда она привязывала веревку к зубцу стены, чтобы сбежать. Ее поймали и привели к Деифобу, который насильно женился на ней, вызвав тем самым большое неудовольствие троянцев. Когда Одиссей под видом беглого раба проник в осажденный город, Елена не только не выдала его, но и пригласила в свой дом, где объяснила ему, что чувствует себя в Трое пленницей и мечтает вновь оказаться дома. По некоторым версиям мифа, она помогла Одиссею и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую Афины (палладий). Однако вечером накануне падения города Елена преднамеренно пыталась спровоцировать засевших внутри деревянного коня греков выдать себя: она трижды обошла вокруг коня, поглаживая его бока, и, словно желая позабавить гулявшего с ней Деифоба, стала дразнить спрятавшихся греков, подражая голосам каждой из их жен по очереди; один из ахейцев уже собирался ответить ей, но Одиссей зажал ему рот ладонью. В ту же ночь Елена вынесла из дома Деифоба все оружие, лишив его возможности оказать сопротивление Менелаю, а некоторые даже говорят, что она сама вонзила кинжал в спину нежеланному супругу. Ворвавшись в Трою, Менелай устремился на поиски Елены, чтобы казнить ее за измену ему как мужу, однако при виде сияющей прежней красотой жены он выпустил меч из рук; и простил ее. Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, также отказалось от этой мысли.
   После долгих скитаний Елена возвратилась с Менелаем в Грецию в тот самый день, когда в Микенах судили Ореста за убийство Эгисфа и Клитеместры. Возмущенный тем, что Менелай не заступился за него, Орест попытался убить Елену, но Аполлон по воле Зевса спрятал ее в облако и отнес на Олимп, где она стала бессмертной и вместе со своими братьями Диоскурами покровительствовала попавшим в беду морякам. По другой версии, Елена и Менелай благополучно вернулись в Спарту и жили там долго и счастливо. После смерти Менелая Елена была изгнана его сыновьями из Спарты и бежала то ли на остров Родос, то ли в Тавриду. По одной из версий данного мифа, на острове Родос царица Поликсо вначале радушно приняла Елену, однако затем приказала своим женщинам, нарядившимся эриниями, повесить ее на дереве в отместку за гибель на Троянской войне своего мужа Тлеполема. Хотя есть и такая версия, что Елена повесилась сама от тоски по Менелаю. После своей смерти Елена, как говорят некоторые, была перенесена на остров Левка в устье Дуная, где ее тень соединилась вечным союзом с тенью погибшего в Троянской войне величайшего греческого героя Ахилла.
   (Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
268.95 кб

Иноземцева Елена Ивановна: слово о коллеге-юбиляре (к 65-летию со дня рождения)

Османов А. И., Шихсаидов А. Р., Магомедов Н. А.
Читать PDF
265.64 кб

Елена Князева. Руны. Шепот тайны

С.Г
Читать PDF
121.83 кб

Елена Ефимовна Кузьмина

Окороков Александр Васильевич
Материал посвящен памяти Елены Ефимовны Кузьминой.
Читать PDF
129.21 кб

Этель (Елена) Борко: жизнь и смерть революционерки

Борко Юрий Антонович
Этель (Елена) Борко (15.11.1897-19.08.1919) представляет собой яркий пример образа местного героя революционного движения. С момента переезда семьи Борко в Ростов-на-Дону (конец 1915 г.
Читать PDF
286.75 кб

Правительница Елена Глинская и Московская элита

Шапошник Вячеслав Валентинович
В статье рассматривается вопрос о том, какие представители московской элиты поддерживали власть вдовой великой княгини Елены Васильевны Глинской.
Читать PDF
188.39 кб

Елена Ивановна иноземцева. Научный поиск и кропотливый труд (к 70-летию со дня рождения)

Лысенко Ю.М.
Читать PDF
492.95 кб

Елена Глинская: у кормила власти

Плотникова Ольга Анатольевна
Биографический очерк о великой княгине Елене Глинской.
Читать PDF
245.25 кб

Елена Косолобова. Дом божественной драмы

С.Г.
Читать PDF
345.65 кб

Сербская царица Елена и Карейская келья св. Саввы: к интерпретации источников

Белякова Таисия Алексеевна
В статье рассматривается проблема отражения в источниках взаимоотношений царицы Елены и Карейской кельи, ее роли как ктитора и покровителя кельи св. Саввы Освященного на горе Афон.

Похожие термины:

  • Телешева 1-я, Елена Ал

    любимая балетная танцовщица при Александ. I, 1825 г. {Половцов}
  • Елена, 1677 г

    игуменья Каргопольск. Успенского мон. {Половцов}
  • Елена, 1699—1704 г

    игуменья Котельническ. Введенск. мон. {Половцов}
  • Елена, 1772—1775 г

    игуменья Спасского мон. в Симбирске. {Половцов}
  • Елена, 1627—36 г

    игуменья Покровского мон. в Суздали (? едва ли не одно лицо с Еленой, иг. Ризположенск. м-ря в Суздали, см.). {Половцов}
  • Елена, 1647—55 г

    игуменья Костромского Анастасьина мон. {Половцов}
  • Елена, 1664—67 г

    игуменья Свияжск. мон. Иоанна Предтечи. {Половцов}
  • Елена, 1737—741 г

    игуменья Александровского монаст. в Суздали. {Половцов}
  • Елена, 1671—76 г

    игуменья Солигалицк. Рождествен. мон. {Половцов}
  • Елена, 1672—76 г

    игуменья Холмогор. Успенского мон. {Половцов}
  • Лохвицкая, Елена Ал-др

    член Союза драмат. писателей 1913 г. {Венгеров}
  • Золотухина-Аболина, Елена Всеволодовна

    (р. 23.01.1953) — спец. по общим проблемам филос., д-р филос. наук, проф. Род. в Ростове-на-Дону. Окончила филос. ф-т Рост. гос. ун-та (1975). Канд. дисс. — "Философия как теоретическое самосознание". Докт. дис
  • Абрамович, Елена Александровна

    род. 4 июня 1933 в Одессе. Музыковед. Дочь А. В. Абрамовича. В 1956 окончила историко-теоретич. ф-т Кишиневской конс. по кл. Л. С. Гурова, в 1957 по кл. игры на арфе К. К. Баклановой. С 1954 преподает в Кишиневском м
  • Адлерберг, Доротея Елена Юлиана

    — см. Баранова, Юлия Феодоровна. Источники (общие для всех Адлербергов, о коих см. в соотв. статьях): Svenska adelns ättar-taflor utgifna af Gabriel Anrep, I. s, 12.
  • Зингер, Елена Адольфовна

    (урожденная Фельдман; р. 5. 11. 1922) Род. в Москве в семье врача и преподавательницы. Училась в МИФЛИ (1940—41), окончила филол. ф-т МГУ (1949). Участница Великой Отеч. войны. Работала редактором, затем ответств.
  • ПОЛУБОЯРИНОВА Елена Адриановна

    1864-1918), русский общественный деятель, вдова подполковника, имела свидетельство купца 1-й гильдии. Член Русского Собрания с момента его основания. В к. 1907 вступила в Союз Русского народа (СНР), была из
  • Елена Алишовская

    1775—80 г. игуменья Ладинского Покропского мон. в Прилукск. у. {Половцов}
  • Андерс, Елена

    актриса немецк. театра в СПб.; р. 1740, † 1-го окт. 1770 г. {Половцов}
  • Елена Баскакова

    1674—79 г. игуменья Федоровского мон. под г. Переяславлем Залесским. {Половцов}
  • Дертьева, Елена Афанасьевна

    подвижница, юродствовавшая в Арзамасск. Алексеев. общине; р. 20 мая 1770, † 1820 г. 28 марта. {Половцов}