Елеонская гора
Елеонская гора
одна из гор, лежащая к востоку от Иерусалима и отделяемая от него Кедронской долиной. Получила свое название от растущих на ней оливковых деревьев. На западном склоне горы расположен Гефсиманский сад. Впервые Елеонская гора упоминается в Ветхом Завете, когда описываются события, связанные с бегством царя Давида от восставшего на него сына Авессалома. Особенно часто упоминания о ней встречаются в Новом Завете: «…и пришли в Виффагию к горе Елеонской…» (Евангелие от Матфея, 21, 1), «.и, воспев, пошли на гору.» [Иисус и апостолы] (Евангелие от Матфея, 26, 30) и т. д.
Источник: Православная энциклопедия.
Елеонская гора
2Ц 15.30; Зах 14.4; Мф 21.1; 24.3; 26.30; Мк 13.3; Лк 19.29,37; 21.37; Ин 8.1)-гора на восток от Иерусалима (Иез 11.23), отделенная от него Кедронской долиной. Гора эта имеет протяженную форму и тянется с севера на юг. Имеет три не резко обозначенные вершины. Две северные и есть собственно Елеонская гора, на западном склоне которой находилась Гефсимания, а на восточном-Виффагия и Вифания. На южной вершине, несколько отстоящей от двух первых и называемой в 4Ц 23.13 Масличной горой (а теперь называемой горой Соблазна), Соломон устраивал свои капища (3Ц 11.7). Елеонская гора поднимается выше Иерусалима примерно на 60м и с нее открывается изумительный вид на город и на лежащие вдали горы, на Иордан и Мертвое море. С этой горы, на которой Давид поклонялся Богу (2Ц 15.32), Господь вознесся на небо и Он таким же образом придет опять (Деян 1.11) (в Деян 1.12 названа Елеон). (См. землетрясение)
Елеонская гора
к востоку от Иерусалима (Иез. 11:23), расположена параллельно горе храма, немного выше ее и отделена от нее Кедронской долиной. Туда бежал Давид от Авессалома (2 Цар. 15:30) и туда же часто удалялся Иисус (Иоан. 8:1; Лук. 21: 37). Здесь Он сидел с учениками и, на их замечание о красоте храма, говорил им о событиях последних времен (Мат. 24:3; Map. 13:3). Елеонская гора, получившая, вероятно, свое название от масличных садов, остатки которых сохранились до сего времени, имеет протяжение с севера на юг, длиной не более часа ходьбы и состоит из трех возвышенностей. Южная называется «горой соблазна», потому что здесь, по предположению, Соломон построил жертвенники Хамосу и Молоху (3Цар. 11:7), отчего и в 4 Цар. 23:13 (евр. текст) она названа «Машхит», т.е. погибель, в русском переводе «Масличная гора». Северная возвышенность называется «Вири-Галилей», т. е. мужи Галилейские, ибо здесь, по преданию, ученикам Господа, по Его вознесении, явились 2 мужа в белых одеждах (Деян. 1:10 и дал.). На средней возвышенности, собственно горе Елешской», по-арабски Джебел-ель-Тур, предание отводит место вознесению Господа, что однако противоречит Лук. 24: 50, где сказано, что Христос вознесся на небо в Вифании. На вершине этой горы, кроме турецкой мечети, стоит также церковь Вознесения, паломникам показывают якобы след правой ноги Вознесшегося. С минарета (башенки у мечети), находящегося рядом, открывается один из самых красивых видов во всем мире. На востоке местность постепенно спускается до самой Иорданской долины и далее к югу до Мертвого моря, которое лежит приблизительно на 392 м ниже уровня моря, и до Моавитских гор на другой стороне моря, по направлению к пустыне. На севере открывается вид на обширные равнины до самых Самаринских гор, близ Вефиля. На северо-западном горизонте виден контур «Неби-Самуила», древней Мицпы. По направлению к югу виден греческий монастырь св. Илии, Вифлеемское плоскогорье и высоты Хеврона. На западе взору открывается роскошная панорама Иерусалима с храмами, минаретами, стенами и куполами. Такая картина никогда не забывается. Не удивительно, что уже давно это место было избрано для поклонения Богу (2 Цар. 15:32). Поблизости показывают место, где, по преданию, Иисус научил учеников молитве «Отче наш». Одна французская верующая построила здесь часовню так наз. капеллу «Патерностер», на стенах которой можно прочесть на больших досках эту молитву более, чем на 30 языках. В ста шагах от вершины на восточной стороне показывают место, где, по предположению, некогда была расположена Виффагия; спускаясь ниже, приходим в Вифанию, где жили Марфа и Мария. Здесь же, по Писанию, находится место, где Иисус вознесся на небо (Лук. 24:50; Деян. 1:9,12). У подножия западного склона расположена Гефсимания. Вдоль средней возвышенности пролегает большая дорога из Иерусалима мимо Вифании в Иерихон. См. вид Елеонской горы и Гефсимании в «Гефсимания». По дивному пророчеству Зах. 14:1, некогда Господь ополчится против врагов Иерусалима «и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, и раздвоится гора от востока к западу весьма большою долиною... для спасения народа, ибо они побегут по этой долине от врагов своих; и потекут живые воды из святого города по этой долине к Средиземному морю на западе и к Соленому морю на востоке... и Господь будет Царем над всею землею (Зах. 14:9)... и все будет святынею Господа и... даже на конских уборах будет начертано: «святыня Господу... и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа» (ст. 20,21).
ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА
гора маслин, масличная; Зах 14:4, Лк 19:37) — одна из Иудейских гор, лежащих к в. от Иерусалима, от которого отделяется долиною Кедронскою (Ин 18:1). Несомненно, что она получила свое название от оливковых или масличных деревьев, в обилии росших около нее еще с глубокой древности и вековые экземпляры которыхдоселе еще можно видеть на западном склоне горы в саду Гефсиманском. см Гефсимания. Об Елеон-ской горе в первый раз упоминается в трогательном Библейском повествовании о бегстве Давида из Иерусалима, по случаю возмущения сына его Авессалома: Давид пошел на гору Елеонскую, говорит свящ. писатель, шел и плакал, голова у него была покрыта, от шел босой... (2Цар 15:30 и след.) Кроме сего, она прямо называется горою Елеонскою еще один раз в В.З., именно в книге прор. Захарии: и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима к востоку (14:4). Впрочем есть и другие места в Свящ. Писании, в которых на нее указывается, то как на гору, которая пред Иерусалимом (3Цар 11:7), то она называется масличною горою (4Цар 23:13), то горою которая на восток от города (Иез 11:23). Но особенно часто упоминается о горе Елеонской в свящ. Книгах Нового Завета: и пришли в Виффагию к горе Елеонской (Мф 21:1) и воспев пошли (Господь и апостолы) на гору Елеонскую (26:30), Иисус же пошел на гору Елеонскую (Ин 8:1), тогда они (т.е. апостолы) возвратились с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян 1:12) и др. Настоящее название горы: Донебел-Эль-Тур, и на ней стоит небольшое селенце Тур, с церковью Вознесения. С горы Елеонской, возвышающейся над Иерусалимом почти на 200 англ. футов, открывается прекрасный, величественный вид на город. При подошве горы протекает Кедронский поток, на запад от него мусульманское кладбище, а на восток — иудейские гробницы. Почти напротив врат св. Стефана находится церковь в честь Успения Божией Матери с ее гробницею, а несколько далее к в. лежит Гефсимания. Тропинка, извивающаяся по горе по направлению к югу, приводит к гробницам пророков, затем обращается по направлению к северу к селению Тур и церкви Вознесения, близь которых возвышается минарет с величественным видом на окрестности, как-то: на Иерусалим, на поток Кедронский, на Иордан, Мертвое море, за которым темною линиею тянутся горы Моавские. Чрез Елеонскую гору доселе еще лежит дорога в Вифанию. — Сколько священных, торжественных воспоминаний из земной жизни нашего Господа соединено с этою горою для каждого христианина! Ни одно наименование в Свящ. Писании не возбуждает в нас с ранних лет детства столько трогательных и умилительных чувств, как гора Елеонская. Эта гора так тесно связана с частною земною жизнью Спасителя, что мы не можем ни читать о ней, ни смотреть на нее без чувств самого глубокого благоговения и любви. На эту гору Господь часто ходил со Своими учениками в ночное время (Ин 8:1, 18:2) для молитвы и телесного успокоения; здесь, в виду Иерусалима, Он скорбел о несчастной, грядущей судьбе его; беседовал с учениками о чудесных будущих событиях, о конце видимого мира, разрушении св. града, о страданиях, гонениях и наконец о полном торжестве и победе Своих последователей (Мф 24). Здесь изрек Он две чудные свои притчи: о десяти девах и о пяти талантах (Мф 25). Сюда, в сад Гефсиманский пошел Он с учениками Своими после Тайной вечери и молился здесь об удалении от Себя чаши страданий: Отче Мой! Если возможно да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф 26:39). И когда смерть и ад крестною смертью были побеждены. Он вывел их (т.е. учеников) из города до Вифании, и благословил их, вознесся на небо с горы Елеонской (Лк 24:50, 51, Деян 1:12). В 1885 или 1886 году Православное Палестинское Общество, состоявшее под председательством Великого Князя Сергия Александровича, воздвигло на крутом склоне горы Елеонской Русский Православный храм в честь св. равноап. Марии Магдалины и в поминовение покойной Государыни Императрицы Марии Александровны. Храм этот очень красивой наружности и архитектуры.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990